Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
— Как называется мужчина, который
не может два раза подряд?
— М-м-м… Дмитрий Анатольевич?
Из анекдота
Чуть больше месяца остаётся до официального вступления действующего премьера Владимира Путина в новую-старую должность. Сразу же после инаугурации, с вероятностью 99%, номинально действующий президент Дмитрий Медведев (которого все давно уже воспринимают не иначе как утку, хромающую на обе лапы) будет выдвинут в качестве единственного кандидата на пост главы правительства. Проще говоря, лидеры элегантно и без лишних телодвижений обменяются креслами. Какова подоплёка этого решения, и к каким фатальным – а может быть, наоборот, позитивным последствиям приведут страну «шахматные игры» ВВП?
«Медведев не пользуется доверием общественности. Он станет премьером страны, но не будет играть большой роли в политике и войдёт в историю как малозначимый дублёр эпохи Путина», — считает эксперт Центра восточных исследований в Варшаве Адам Эберхардт.
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов выступил против назначения Медведева премьером. Он критически относится к такому «обмену» высшими государственными должностями и полагает, что фракция «эсеров» в Госдуме не должна поддерживать кандидатуру всё ещё легитимного президента, намеревающегося возглавить кабинет министров. «Нет ничего хорошего в так называемых рокировочках. Мы считаем, что нужно идти другим путём», — подчёркивает лидер партии «СР». «На съезде «Единой России» была заявлена такая рокировка – Путин в президенты, Медведев в премьеры. Мне не нравится, что всё за нас порешали. Медведев неоднократно говорил, что собирается возглавить «Единую Россию». А мы принимали решение, что предложения «ЕР» и выдвиженцев от неё не поддерживаем, как правило, — развивает Миронов свою мысль. — Зачем мы будем поддерживать премьера, который намерен стать лидером «Единой России»? Мы находимся в оппозиции».
Одни смеются, другие делают строгий вид, третьи недоумённо пожимают плечами. СМИ пестрят ёрническими заголовками типа «Политическое недоразумение»: Даже “единороссы” не могут объяснить, за какие успехи Медведева делают премьером». Меж тем появление Медведева в амплуа премьер-министра означает, судя по всему, несколько вещей. Во-первых, это будет правительство партийное. Об этом уже говорят «единороссы», сам Медведев возглавлял список «ЕдРа» на выборах в Госдуму. Сейчас «Единой России» спущена директива начать внутрипартийную дискуссию о своём идеологическом будущем, и партия впервые после неудачных выборов начала обсуждать свои перспективы. Существует мнение, что, если трансформация приведёт «ЕР» к правоцентристской нише, в течение этого года партию может возглавить Дмитрий Медведев. Иными словами, у нас будет «медвежье» правительство. Во-вторых, учитывая взгляды Медведева, очевидно, что доминантой станет политика либерально-рыночных реформ. Правительство Медведева окончательно закрепит вступление России в ВТО, завершит второй этап приватизации, разгромит последние остатки советского наследия в образовании, науке, здравоохранении, культуре (согласно печально известному 83-му закону), сделает ставку на рост цен и тарифов и т. д. В-третьих, правительство Дмитрия Анатольевича в силу отношения общества к его личности изначально будет непопулярно. Наиболее хитрые и ушлые советники Медведева типа Игоря Юргенса (идеолога модернизации, председателя правления Института современного развития (ИнСоР)) предупреждают, что ему премьером становиться не надо, поскольку он неизбежно потеряется на фоне таких вице-премьеров, как Игорь Сечин, Дмитрий Рогозин или Владислав Сурков. Сместить же их почти нереально. Но «хромой утке» очень хочется порулить, а других вакансий на высших постах госаппарата для него не припасено.
Таким образом, похоже, перед новым кабинетом министров маячит перспектива в кратчайшие сроки принять максимум непопулярных мер. Чтобы руками Медведева и партийного правительства «Единой России» решить все те задачи, результаты которых восторга у населения явно не вызовут. При этом Путин будет от всего этого формально отдалён (хотя сам же всё это и инициирует). За это время в соответствии со свежеиспечённым законом о партиях будет сляпана очередная партия власти, например, на базе Общероссийского народного фронта. Или на базе рогозинского движения с казённо-патриотической риторикой (добровольческого движения «Народный фронт»). Или, возможно, это будет что-то христианское, с опорой на патриарха Кирилла. Но, в любом случае, Путин подготовит себе запасной аэродром в виде «новой» партии власти.
А далее события могут развиваться следующим образом. Правительство принимает все эти непопулярные меры и проводит их через Госдуму (костяк которой, напомним, составляют опять-таки члены «Единой России» и их сторонники). Недовольство нарастает. Первые серьёзные проблемы появляются уже осенью, при вёрстке бюджета-2013. Медведева начинают резко критиковать со всех сторон: коммунисты и «справедливороссы» – слева, Алексей Кудрин (экс-вице-премьер и отставной министр финансов, которого в новом правительстве точно не будет, ибо, по его собственным словам, он «не захотел бы» работать с Медведевым) – справа. В этот момент наступает бюджетный кризис.
В результате правительство Медведева может получить вотум недоверия. Один, второй. После чего будет отправлено в отставку. Путин назначает и. о. премьера своего любимчика Кудрина; Кудрин, в свою очередь, в Госдуме одобрения не получает. Тогда Путин сам утверждает Кудрина премьером (ему это позволяет Конституция), а Думу распускает. И назначает новые выборы – уже по новому законодательству, – которые совершенно спокойно, без подтасовок, принесут легальное большинство в Госдуме новой партии власти. А «ЕдРо» вместе со старым правительством и Медведевым окажется, сами понимаете, где. Согласно ряду оценок, лучшим вариантом для Медведева в такой ситуации будет назначение его главой Верховного или Конституционного суда, но и это под большим вопросом. По оценке уже упомянутого эксперта Адама Эберхардта, «Медведев не нужен Путину, он даже не является его партнёром».
Насколько реалистичен подобный сценарий? Насколько в этом контексте дальновидно решение Путина назначить премьером Медведева? И чем грозит нам в скором будущем такая «безобидная шахматная комбинация»? «Новый смысл» обратился за комментариями к экспертам.
Василий КОЛТАШОВ, заместитель директора Института глобализации и социальных движений, руководитель Центра экономических исследований (Москва-Афины): «Путин теряет авторитет в любом случае, вопрос в скорости»
– Назначив Медведева премьером, Путин выполнит свои аппаратные обязательства, что лишний раз должно продемонстрировать сановникам его принципиальность. Мнение общества в расчёт не берётся, так как считается, что ослабление протеста — это уже окончательная победа, а не итог политической разминки. При этом в Кремле поняли, что источник недовольства властью вовсе не в рокировке Медведев — Путин, а в материальных проблемах. Так вирус оппозиционности проник в массы не в час обычных выборов в Думу, а в 2010 году, когда страна пережила безумие продовольственных спекуляций. В 2012 году стабильность тандема будет зависеть от социальной политики и мировой конъюнктуры. Но вообще Путин теряет авторитет в любом случае, вопрос в скорости — при реализации жёсткого «кудринского» плана жёсткой экономии это может случиться в считанные недели. И назначение Медведева здесь ничего не меняет.
Александр ОЛЬХОВСКИЙ, экс-депутат Законодательного собрания Петербурга, член президиума Союза промышленников и предпринимателей Петербурга, главный эксперт по экономике регионального отделения КПРФ: «Я ни разу не слышал, чтобы Путин говорил, что он ставит Медведева на пост премьера на длительный срок»
– Я полагаю, что это дальновидное решение. Во-первых, если бы Путин Медведева не назначил премьером, то он оказался бы человеком, который «кидает» своих же коллег. Была договорённость об обмене должностями, и нужно выдерживать своё слово. Во-вторых, я не слышал ни разу, чтобы Путин говорил, что он ставит на этот пост Медведева на все пять лет. И если какие-то процессы в экономике страны пойдут не так, как надо, то у Путина будут руки развязаны – чтобы показать пальцем на того, кто виноват. И в этом смысле он всегда будет прав: «Я же тебе дал возможность поработать. А ты не оправдал оказанного тебе высокого доверия». В-третьих, я убеждён, что Путин, как человек управленческой культуры достаточно жёсткого плана, будет способен контролировать деятельность Медведева как руководителя правительства. И у него достаточно рычагов, чтобы в случае чего прижать к ногтю любого, кто будет сомневаться, кто в доме хозяин…
Поэтому, на мой взгляд, вопрос не столько в том, кто будет исполнять обязанности председателя правительства, сколько в том, какую политическую и экономическую программу это правительство будет осуществлять. А я полагаю, что в условиях волевого руководства со стороны президента будет осуществляться экономическая программа не Медведева, а Путина, при любых раскладах – кто бы ни был там у формального руководства правительством. То есть стратегическое управление, постановка целей и выбор главных приоритетов останутся за президентом. И в этой части роль главы правительства будет заметно снижена.
Станислав БЕЛКОВСКИЙ, президент Института национальной стратегии (Москва): «Путин сможет принести Медведева в жертву в любую секунду»
– Для Путина всегда были очень важны личные обязательства. Он в своё время спас Собчака от уголовного преследования, не позволил себе ни одного плохого слова о Ельцине… В этом же ряду стоит и Медведев. И Путин, конечно же, внесёт его кандидатуру на пост премьера, и Государственная дума эту кандидатуру утвердит. А вот политически это решение абсолютно невыгодно и недальновидно, потому что кабинет Медведева будет безнадёжно слаб. И сколько этот кабинет продержится – это уже совершенно другой вопрос. Поскольку обязательства Владимира Владимировича состоят в том, чтобы назначить Медведева, но не в том, чтобы держать его до бесконечности.
Путин сможет принести своего «ставленника» в жертву в любую секунду. Тем более, что ближайшие соратники будущего президента во главе с Кудриным будут активно лоббировать идею отставки Медведева. Они понимают психологию Путина — что нельзя убедить его не назначать Дмитрия Анатольевича премьером. Но они прекрасно понимают, что неудачи медведевского кабинета вполне могут быть использованы как повод для отставки Медведева с должности задолго до истечения президентского срока Путина. Путин же решает проблемы по мере их возникновения. И если ситуация в экономике будет расползаться, а элиты будут со всё большей иронией относиться к правительству Медведева – может и снять, не вопрос.
Есть чрезвычайно важная, ключевая фигура в российской политике, обеспечивающая стабильность нынешней Кремлевской команде — Анатолий Чубайс. Только он может говорить с Владимиром Путиным, и с Дмитрием Медведевым на повышенных тонах, когда первые лица государства публично говорят о нелегетимности Ельцина и криминальной приватизации в 90-х.
Другими словами, Кащей бессмертен пока не найдена и не сломана игла!