Дмитрий ЖВАНИЯ
Несмотря на то, что 30 июля в Петербурге дождь лил, не переставая, до семи часов вечера, V международный фестиваль «Усадьба Jazz» собрал на Елагином Острове более восьми тысяч человек. Небо было мрачным. Зато Маслянный луг светился красками зонтов.
В Петербурге 30 июля завершился летний марафон этого музыкального праздника — фестиваля «Усадьба Jazz». В этом году он прошёл в Москве, Екатеринбурге, Воронеже и на горном курорте Роза Хутор.
Фестиваль стартовал на Елагином острове в два часа, и первые исполнители вовсе не были теми, кем заполняют дыры в программе. Первым на малой сцене отыграл «Квинтет четырёх»: ребята исполняли на русских народных инструментах роковые хиты, в частности композицию «Нирваны» Smells Like Teen Spirit. Их сменил Joker’s Band, специализирующийся на исполнении залихватского «латино», которое они почему-то называют «балканским драйвом». Так что те, кто пришёл на фестиваль к самому его началу — не пожалели. Приободрились. И, наверное, этого заряда бодрости им хватило на то, чтобы выслушать концерт Варвары Визбор — стильной девушки с невообразимой причёской, а заодно — внучки популярного барда, любимца туристов и геологов Юрия Визбора.
Варвара представила петербуржцам свою новую программу, по ходу дела поинтересовавшись у них, как называется главный проспект Петербурга. Что касается новой программы, то она, будем говорить прямо, не слишком новая. Это в основном — джазовая обработка песен её дедушки. Это интересный эксперимент, в котором главное — не переборщить. Ибо когда 29-летняя стильная и весьма современная девушка поёт про «ночную песню шин», это воспринимается вполне органично, а вот когда она заводит «Я авосечку-суму из руки переложила, кавалеру своему меж букашек засветила», «а в авоське шесть кило овощных консервов “Глобус”», хочется крикнуть: «Не верю!». А если она споёт про лыжи, стоящие у стенки? Или про Серёгу Санина и сырую палатку? Хотя у Варвары есть и её авторский материал в ритмах босса-новы, фьюжна и диско.
Джазовые версии своих хитов представил петербургский рэпер Ассаи. Но это — на любителя. И те, кто не слишком хорошо воспринимает речитативы, пусть и в джазовой обработке, могли обойти Елагин дворец, дабы на второй сцене послушать джазовый TenBitZ Collective из Санкт-Петербурга. «Новый концептуальный музыкальный проект, объединивший десять молодых профессионалов, воспитанников разных школ, охваченных одной общей идеей — сделать что-то совершенно новое. Каждый участник коллектива обладает уникальными знаниями и опытом, своим индивидуальным подходом и музыкальным вкусом, благодаря чему образуется яркий музыкальный коктейль, включающий в себя множество стилей, от фанка и соула до свинга и диксиленда, приправленный новаторским подходом и неограниченной фантазией людей, по-настоящему отдающихся своему делу. Совершенно новая музыка, которая творится здесь и сейчас», — рассказывают о себе молодые музыканты.
Насладившись музыкальным коктейлем, приготовленным TenBitZ Collective, нужно было поспешить на главную сцену, где выступал стадионный грув проекта Horsepower Николая Моисеенко. Он-то, видимо, и разогнал тучи над Елагиным островом, исполнив свои джаз-роковые и электрофанковые номера. А после пришло время Нино Катамадзе. Когда она пела в сопровождении духового оркестра и струнной группы, небо прорезали, словно передавая петербуржцам привет от родины певицы, солнечные лучи. Катамадзе — талисман фестиваля. Как всегда, она подарила слушателям море позитивных эмоций и светлой энергии, представив свою последнюю пластинку Yellow. Фотосессия с поклонниками после концерта растянулась на целых полчаса.
Тем временем на второй сцене проходила настоящая вечеринка пятидесятых: группы The Sputniks и Betty Boop Lovers подняли пришедших на ноги каверами на классику рок-н-ролла и буги-вуги. А украинская группа «Директор Азовского Моря» исполняла исключительно свои собственные песни. О чём? О советском автопроме (о «Волге», «Победе» и ЗИМе), о езде на мотоцикле «Ява», о любви, две песни они исполнили на украинском языке, а публике они представились так: «Группа “Директор Азовского Моря”. Луганск. Украина». Мудрые ребята. Они показали, что родились в той же стране, что и многие из присутствовавших на фестивале — в СССР, но сейчас живут в другой, а родом они из той её части, которую некоторые зачисляют в «русский мир», но для них это — не «русский мир», а Украина. Причём хлопцы сделали это совсем не нарочито. Как сейчас модно говорить — «Кто не понял, тот поймёт».
Конечно же, на фестивале не было и намёка на политику. Но когда на одном фестивале выступает грузины, украинцы, русские и американцы, и всех их с восторгом принимает публика, невольно придёшь к банальной, но верной мысли, что культура людей объединяет.
Нужно добавить, что одновременно с концертом «Директора Азовского Моря», на большое сцене, выступал легенда фанка, американский саксофонист Масео Паркер. Музыкальный партер Джеймса Брауна и Принса, несмотря на почтенный возраст, отработал два часа, закончив выступление своей «визитной карточкой» Pass The Peas («Просеивание гороха»).
Кроме музыки, на фестивале традиционно было множество развлечений на любой вкус, что ещё больше усиливало атмосферу праздника. Детей ждал целый футбольный городок от клуба «Зенит», на площадке «Живые люди», рядом со второй сценой, можно было попить алтайские чаи или позаниматься йогой, девушек учили плести венки и собирать букеты из цветов, все желающие могли порисовать на холщовых сумках, приобрести бижутерию и одежду.
Фестиваль в Петербурге ещё раз продемонстрировал, что команде «Усадьба Jazz» удалось найти свою интеллигентную, красивую и преданную аудиторию — людей, которые готовы общаться, развлекаться и слушать отличную музыку. И капризы погоды их не пугают.
Фото Роман Стецков