Елена ШУЛЬГИНА
Государство запланировало масштабную реформу средней школы. Если все планы реформаторов успешно реализуются, то родители не узнают ту школу, в которой учились в детстве. Всё — учителя, уроки, предметы — будет другим. А главное, за всё качественное и дополнительное придётся платить. Главный результат новых школьных реформ — государство снимает с себя всякую ответственность за среднее образование. Теперь только от родителей будет зависеть, будет ли ребенок знать иностранный язык и историю с географией или же он ограничится жёстким минимумом, который гарантируется государством.
Что же обещают нам реформаторы? В средней школе государство будет оплачивать только самые необходимые предметы — 2 часа русского языка, 2 часа иностранного языка, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и почему-то 3 часа религиоведения. Физика, история, география, астрономия, литература остаются за скобками обязательного минимума, который гарантирует государство нашим детям. Эти предметы придётся оплачивать из родительского кармана. Учитывая, что 40 процентов населения России живет за чертой бедности, можно предположить, что в близком будущем многие дети останутся без элементарного среднего образования. И смогут в будущем рассчитывать только на низкоквалифицированную работу. Семьям со средним достатком придётся от многого отказаться в пользу образования детей. Не почувствуют на себе результатов реформы только семьи с высоким уровнем достатка. У них денег хватит на всё.
Мало того. Государственная Дума рассмотрела законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно этому закону, школы теперь пускаются в свободное экономическое плавание и будут сами оплачивать значительную часть своих расходов. Законопроект делит школы на два типа: на тех, кто может зарабатывать деньги самостоятельно и на тех, кто этого делать не может. Последние будут финансироваться государством по самому низкому стандарту. Социальное расслоение, которое началось в обществе уже давно, войдет в свою заключительную стадию. В России появятся школы для бедных и школы для состоятельных людей. Непонятно, кто будет оплачивать дополнительные уроки для детей, живущих в сельской местности. Там у людей, как правило, низкий уровень дохода. К тому же сельские школы страдают от нехватки учителей. Кто будет вести эти самые дополнительные уроки, даже если родители осознают их важность и найдут на них деньги?
Сейчас некоторые школы Петербурга действительно имеют дополнительные средства, которые складываются из добровольных родительских пожертвований. Но полагаться на эти деньги нельзя, потому что благосостояние этих семей подвержено колебаниям. Из денег, поступающих в такие благотворительные фонды, оплачивается всё, на что у государства нет средств. Ремонт, приобретение компьютеров, дополнительные занятия с отстающими учениками, психологическое сопровождение тех, кто испытывает трудности в учёбе. Все эти статьи расходов государство игнорирует. Но теперь оно стремится снять с себя оставшуюся часть расходов на содержание школ и заставить их зарабатывать самостоятельно. Вероятно, школы пойдут самым простым путём — сдачей помещений в аренду. Некоторые московские школы живут тем, что сдают свои физкультурно-оздоровительные комплексы. Но не у всех школ есть такая роскошь, как спортзал. Если школу переведут на самофинансирование, то ей придется оплачивать уборку снега, охрану, питание, вывоз мусора, даже пожарную сигнализацию.
Причём никто не гарантирует того, что цены на услуги для школ не будут повышены. Часть школ не выдержат таких жёстких условий и закроются. Тем более, что из-за демографической ситуации детей в школах сейчас мало. Ликвидация школы — это способ получить прекрасные помещения, которые сейчас коммерсантам недоступны. Грядущее деление школ ставит перед собой цель оптимизировать расходы государства на социальную сферу. Но на языке российских чиновников «оптимизировать» означает «сократить». Когда школы перейдут в свободное плавание, им придётся чем-то отвечать за договоры, которые они заключают. По мнению депутата Оксаны Дмитриевой, у бюджетных организаций только две ценности — это здания и земли. Недвижимость — единственное, что не теряет в цене и приносит стабильный доход.
Серьёзная реформа ожидает старшую школу. Школьники сами смогут выбирать, какие предметы и в каком объёме им нужны. Новые стандарты образования предполагают три уровня – интегрированный, базовый и профильный. Логично предположить, что школьники не откажутся от уроков математики и русского языка, ведь по этим предметам они сдают ЕГЭ. В список обязательных предметов попали физкультура, ОБЖ и новый предмет «Россия в мире», по которому еще нет ни методических пособий, ни учебников.
Итак, в новом учебном году старшеклассники будут учиться по-новому. К трём обязательным предметам надо будет выбрать 1-2 предмета из шести предметных областей — «русский (или родной) язык и литература», «математика и информатика», «естественные науки», «общественные науки», «искусство». В результате получается минимум 6, максимум 14 предметов по выбору. Авторы этой идеи считают, что такая система позволит разгрузить старшеклассников и научить их более эффективно применять полученные знания. Сложно представить себе сознательного старшеклассника, который добровольно наберёт себе учебных часов по физике и химии. Особо сознательные уйдут в спецклассы и спецшколы, остальные же будут радостно бездельничать на законных основаниях, а потом поступят в профессиональные училища.
Если вдуматься в суть реформы старшей школы, то получится, что ученик имеет право не изучать русский язык, историю и физику. Только остаётся непонятно, как тогда он выйдет из школьных стен с «чувством гордости за свою Родину». И с «уверенностью в великом будущем народа России». На первый план выходит задача «воспитать патриота», а какое образование он при этом получит — это уже не так важно. Планируется, что учебный день старшеклассника будет разделён на две части — образовательную и воспитательную. Для того чтобы воспитать «гражданина и патриота», государство готово отказаться от обучения некоторым предметам. Поэтому депутаты Госдумы говорят о том, что никакого увеличения нагрузки не будет. Автор идеи, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков считает, что результатом того, что в школе давали только знания, стало побоище на Манежной площади. Для того чтобы молодёжь не участвовала в подобных акциях протеста, из старшеклассников будут делать нравственных и ответственных патриотов. Более того, предлагается ввести оценку по духовно-нравственному воспитанию.
Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов полагает, что введение такой оценки запустит необратимые процессы, ведь пока не придуман инструментарий, позволяющий измерить патриотизм. Министерство образования должно принять окончательное решение. И выбрать что-то одно: либо образование, либо духовно- нравственное воспитание, ведущее к сокращению предметов образовательного цикла.
Государство решило заодно и реформировать физкультуру, заменив её на уроки «здорового образа жизни». Такую идею высказал глава Росмолодежи Василий Якеменко. Он утверждает, что в рамках этих уроков подростки будут «продолжать заниматься теми спортивными программами, которые будут вызывать у них интерес, которые будут модны в молодёжной среде и которые дают понятные качественные показатели». Василий Якеменко говорит, что апробация новой программы уже началась.
В школу должны придти все желающие. Для этого педагогические вузы планируется упразднить, а тех, кто решил посвятить себя детям, готовить на краткосрочных педагогических курсах. В образование будут привлекать менеджеров из других отраслей экономики.
Отметим, что планы государства реформировать среднюю школу вызывают бурное негодование педагогической общественности и родителей. Существует Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование. Это добровольный союз граждан, которые опасаются, что реформа среднего образования закончится его деградацией.