Пандемия коронавируса – пожалуй, самое глобальное явление, которое произошло за последние лет 75.
За это время человечество пережило немало трагедий. Один геноцид в Руанде 1994 года чего стоит, когда хуту вырезали от 500 тысяч до миллиона тутси. Но эта резня не заставила весь остальной мир содрогнуться и зажить иначе, чем прежде. Печально, конечно, что африканские дикари уничтожают друг друга в промышленных масштабах. Но на то они и дикари. Приблизительно так воспринял геноцид европейский обыватель, чьи отцы и деды дважды за двадцатое столетие перепахали Старый континент, а заодно ряд стран на других континентах.
Распад Советского Союза — трагедия? Без всякого сомнения. Развал советского государства (как и Югославии) спровоцировал межэтнические бойни, которые унесли десятки тысяч жизней, лишили родного крова сотни тысяч человек. Но когда земля той же Абхазии пропитывалась кровью, весь остальной мир продолжал жить своей жизнью – хорошей и не очень, плохой и терпимой, но своей.
Коронавирус заставил весь мир жить другой жизнью. Как мировая война.
Бушевали и страшные эпидемии, причём совсем недавно, например, эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке шесть лет назад. Но опять же — всё это локально. А коронавирус заставил весь мир жить другой жизнью. Как мировая война. Вначале историю с этим вирусом нельзя было воспринимать иначе, как абсурд: в Китае — очередная эпидемия, а в Италии и Франции отменяют футбольные матчи, закрывают заводы, вводят карантин. А сейчас и во всём мире все ушли в «самоизоляцию». Абсурдность происходящего подпитывает разные «теории заговора».
Я не медик, не биолог, не вирусолог, а главное — я не обладаю закрытой информацией о каронавирусе, которая, без всякого сомнения, есть. Поэтому о самом коронавирусе мне сказать в принципе нечего. Но очень хочется порассуждать об эффекте коронавируса — социальном и культурном.
Рассуждение первое: Либеральные маски
От эпидемии коронавируса в возбуждённое и суетливой состояние пришли наши отечественные либералы. Они постоянно выкладывают в социальные сети фото своих лиц в медицинских масках, а также фото сограждан, которые эти маски не надели. Они бурчат и брюзжат! Всё не так, как надо! Народишко наш несознательный их раздражает. Дома не сидит, маски не надевает, в магазинах дистанцию не соблюдает. Кругом «ковидиоты» (это неологизм, придуманный либералами, путём скрещивания названия вируса, covid-19, и слова «идиот»)! Они недовольным тем, что власти России не вводят жёсткий карантин.
Наши либералы – это не совсем то же самое, что либералы западные. Российский либерализм большей частью культурное явление, нежели политическое. Для нашей общинной страны либерализм с его идеей об автономной личности, наделённой правами от рождения, инороден, чужд. Плохо это или хорошо — другой вопрос. Но это факт. И наш либерал чувствует себя чужим в России — в этой немытой и дремучей стране рабов и господ. Но он не только не скрывает этого, но и всячески подчёркивает. Он не имеет никакого желания быть миллионной частью всей этой российской массы. Он мыслит себя самостоятельной единицей. Лучом света в тёмном царстве.
Либералы постоянно выкладывают в социальные сети фото своих лиц в медицинских масках, а также фото сограждан, которые эти маски не надели. Они бурчат и брюзжат! Всё не так, как надо! Народишко наш несознательный их раздражает. Дома не сидит, маски не надевает, в магазинах дистанцию не соблюдает.
«Одна из характерных черт русского либерализма — это страшное презрение к народу… Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собою. Все черты народа осмеяны и преданы позору. Скажут, тёмное царство осмеяно. Но в том¬ то и дело, что вместе с тёмным царством осмеяно и всё светлое, — отмечал Фёдор Достоевский. По его наблюдениям, для либералов русский народ «косная масса, немая и глухая, устроенная к платежу податей». Либерал «брезглив к народу и высокомерен к земле Русской», «отрицает самую Россию», «он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё», доказывал писатель и его правильность его мыслей только за последние 30 лет подтвердилась многократно. И было бы странно, если она не подтвердилась на фоне нынешнего форс-мажора.
Попадая на Запад, наш либерал замолкает, слыша, что где-то рядом тоже говорят по-русски. Да и сам он на Западе по-русски говорит полушёпотом. Не дай бог, узнают, что он — русский, точнее, из России. Ведь для него русские в массе своей — быдло. Быдло, в среде которого его обрекла жить судьба-злодейка. И как-то только он получает шанс показать, что он не такой, как вся эта русская «быдломасса», он его использует на 200 процентов
И вот такой пустяк, как медицинская маска, превращается в символ. В знамя. В поздние советские годы признаком продвинутости были джинсы на заднице, сегодня этим признаком стала медицинская маска на лице. Не надо много читать, размышлять, писать, пытаться связать свои мысли во что-то логичное — достаточно закрыть своё лицо маской и твердить одни и те же тезисы о «тёмном русском народе», который не только маски отказывается надевать, так ещё и мягкий карантин, объявленный главой государства, воспринимает как каникулы. Либералы уже и название придумали мерам российского государства против распространения коронавируса — путикулы. Я сам слышал это слово в эфире радиостанции, которая отдаётся эхом в либеральных мозгах. Как смешно…
Такой пустяк, как медицинская маска, превращается в символ. В знамя. В поздние советские годы признаком продвинутости были джинсы на заднице, сегодня этим признаком стала медицинская маска на лице.
На самом деле забавно то, что в российских либералах пафос сочетается с ёрничеством, которое не имеет ничего общего со здоровым юмором. Они даже на качественный сарказм не способны. Только на ёрничество. Так, человек, наделённый чувством стиля, не будет смеяться над пассажами молодого комика из Воронежа Александра Долгополова. А либералам смешно. Ибо в основе своей российские либералы — люди не шибко умные, поверхностные. Идеология, которой они следуют, слишком банальная, не глубокая, без всякой поэзии, она не подвигает на порыв, она лишь заставляет брюзжать, ибо она — самая старая из идеологий, а брюзжание — это старческая привычка. «В людях, слишком поверивших в либеральную идею и исповедующих доктрину либерализма, в либеральных движениях и партиях слишком мало онтологического. Это в большинстве случаев поверхностные люди и поверхностное движение», — писал Лев Тихомиров, когда стал консерватором, но и будучи революционером, он не слишком либералов жаловал.
Поэтому — маска. Куда проще! И фото в Facebook! Ведь это сеть как бы для умных.
А ещё либералам не нравится, что в России карантин пока не слишком жёсткий. Неудивительно. Они же мечтают жить в обществе, которое недавно почивший в бозе писатель Эдуард Лимонов назвал «дисциплинарным санаторием».
Размышление второе: Предупреждение старикам
Меня так и подмывает предаться мистическим рассуждениям. Есть какая-нибудь связь между тем, что вирус этот поражает в основном глубоко пожилых людей, и тем, что миром нашим правят старики?
Вот за кресло президента самой могущественной державы в мире, США, борются люди, которым всем хорошо за 70, а двоим из них — под 80. Джо Байден родился 20 ноября 1942 года, он заговаривается и порой ведёт себя неадекватно. Так, одного своего сторонника, попросившего его перейти от критики Трампа к раскрытию своей программы, он едва не матом обложил. Берни Сандерс появился на свет 8 сентября 1941 года, недавно он пережил инфаркт. А ведь в гонке ещё участвовал Майкл Блумберг, который пришёл в этот мир 14 февраля 1942 года. Всё это демократы. Да и республиканец, ныне действующих президент Дональд Трамп не радикально их моложе — родился он 14 июня 1946 года. Не выборы, а какой-то парад старческого тщеславия!
Дожить до старости — это большая удача, особенно, для мужчин. И года, конечно, иногда превращаются в богатство, но главное — правильно этим богатством распорядиться, в кресле советника, например. Но зачем лезть в кресло президента ядерной державы, которая пытается контролировать весь мир? Ведь это же опасно как для самой державы, так и для мира. Что если мозг американского президента-старика поразит деменция? Держись тогда мир! И Боже храни США!
Геронтолизация. Пенсия на марше! И вот мир атакует вирус, очень опасный для стариков. Вирус-предостережение. Всё имеет свой срок. А политическая жизнь — свои сроки.
В Европе ситуация немногим лучше. Канцлер Германии Ангела Меркель летом отметит своё 66-летие. Молод французский президент Эммануэль Макрон, но женат он на женщине, которая на год старше Меркель. В России по предложению 83-летней Валентины Терешковой обнулятся президентские сроки 67-летнего Владимира Путина, и скоро (кто сомневается, что это произойдёт?) он получит право ещё дважды участвовать в выборах главы российского государства. В принципе — почему нет? Ведь через 16 лет (к четырём годам, которые остались от нынешнего президентства, прибавляем два срока после обнуления, а это — 12 лет) Путин как раз будет в нынешнем возрасте Терешковой, а она вполне ещё работоспособна, вот по просьбе простых людей предложения вносит по обнулению.
Триумф старости. Геронтолизация. Пенсия на марше! И вот мир атакует вирус, очень опасный для стариков. Вирус-предостережение. Всё имеет свой срок. А политическая жизнь — свои сроки. Конечно, над моими рассуждениями можно посмеяться. То, что вирус опасен в большей степени для стариков, имеет вполне рациональное объяснение. Но я же предупредил: меня подмывает предаться мистическим рассуждениям.
Время летит быстро, я сам далеко не молод, и именно поэтому я тороплюсь. Хочется увидеть перемены. Когда вся жизнь впереди, можно и подождать. А когда прожил две трети жизни, начинаешь торопиться. Успеть бы…
Размышление третье: Вирусный маркетинг
И я бы ратовал за молодёжь, если бы она не была такой дебильной. А то, что она в массе своей дебильная, я в очередной раз убедился, когда началась борьба с коронавирусом. В масках ходит в основном она — молодёжь. О чём это говорит? О её внушаемости. Стариков стращает телевизор. А молодёжь? Не знаю. Может быть, телеграм-каналы, большей частью, анонимные.
Тему коронавируса смакуют те, чья жизнь до него было скучной и однообразной. Всё шло, как шло, и вдруг — маски, карантин, самоизоляция, тревожные вести… Хоть какое-то приключение.
Информация передаётся в виде фото и роликов, снятых не понятно кем и где, но понятно для чего. Последний пример — фото и видео пустых полок в магазинах Петербурга. Якобы горожане, дабы ни в чём не нуждаться в самоизоляции, скупили все продукты и гигиенические товары. Ажиотаж в магазинах действительно наблюдался, не исключено, что порождён он был именно всеми этими роликами, но товаров на полках было достаточно. Уверен, что магазины увеличили прибыль во много раз. Вирусный маркетинг!
Маска на лице и голые щиколотки, а то и голые голени. Это мода такая — ходить с голыми щиколотками. Но ведь ранней весной можно простыть, ходя с голыми щиколотками. А потом гадай, по какой причине течёт из носа, коронавирус это или обычная простуда.
А вообще тему коронавируса смакуют те, чья жизнь до него было скучной и однообразной. Всё шло, как шло, и вдруг — маски, карантин, самоизоляция, тревожные вести… Хоть какое-то приключение. Но когда нас всех запрут в квартирах, мы будем учиться жить жизнью пенсионеров. И масках уже будет не покрасоваться.