Анна ГАРКУША, руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор»
Накопление и удаление твёрдых коммунальных отходов (ТКО) — важная функция отрасли жилищно-коммунального хозяйства, наряду с обеспечением бесперебойного электро- и водоснабжения, работы лифта и т.п. Одно из основных направлений государственной политики в сфере обращения с отходами — снижение класса опасности отходов в местах их образования, т.е. на придомовых контейнерных площадках.
Несортированные отходы из жилищ, которые выбрасываются в пухто, — это отходы 4 класса.
Макулатура, битое стекло, стеклянная не загрязнённая тара, лом и отходы изделий из полиэтилентерефталата, пищевые отходы — всё это по отдельности относится к отходам 5 класса. Чтобы они не стали отходами 4 класса опасности, необходим раздельный сбор мусора на придомовых контейнерных площадках.
Для внедрения раздельного сбора следует принять соответствующее решение, выбрать управляющую компанию, предоставляющую услуги по селективному сбору и вывозу вторсырья и заключить с ней официальное соглашение.
Уже сейчас раздельный сбор отходов (РСО) привлекателен как для управляющих компаний (Товариществ собственников жилья), так и для внедряющих его компаний по следующим причинам:
— он позволяет снизить объёмы смешанных отходов за счёт селекции вторсырья и тем самым сэкономить на оплате вывоза смешанных ТКО;
-повышает имидж жилых домов (комплексов) как мест с высокой культурой общежития;
-становится источником необходимого для перерабатывающей отрасли высококачественного вторсырья (качество вторсырья при РСО выше классом, чем полигонного, так как оно чистое и не требует
дополнительных затрат на обработку).
В то же время существует ряд трудностей субъективного и объективного характера, препятствующих внедрению РСО. Перечислю их.
Объективные:
— несовершенство действующих нормативно-правовых актов, регулирующих накопление, сбор и вывоз отходов на придомовых территориях, в частности, требуется, чтобы минимальное расстояние контейнерной площадки до соседних домов было не меньше 20 метров. Во дворах, где невозможно это обеспечить, решение принимает специальная комиссия, члены которой не имеют ни личной, ни профессиональной заинтересованности в РСО, и не хотят брать на себя ответственность;
— Разрешается ставить на площадке не больше пяти контйнеров. При этом данное требование сплошь и рядом нарушается для смешанных отходов. Если УК не заинтересована во внедрении РСО, ограничение по количеству контейнеров — для неё это прекрасная отговорка;
— следующая замечательная отговорка — ежедневный вывоз. Но зачем ежедневно вывозить макулатуру или стекло?
Субъективные трудности:
— необходимость вовлечения дворников в поддержание функционирования селективного сбора. Работает это только через финансовое стимулирование. Достижение согласия всех сторон требует как минимум доброй воли. Добрая воля рождается только через осознание всех выгод и преимуществ придомового РСО;
— система мусоропроводов; работающий мусоропровод — убийца селективного сбора. Она не способствует санитарно-эпидемиологическому благополучию и росту экологической культуры населения.
— воровство и вандализм. Свидетельствуют о востребованности вторсырья на рынке и низкой культуре
населения;
— отсутствие мотивации у жителей и т.п.
Как преодолеть трудности? Объективные — через внесение изменений в нормативно-правовую базу. Региональные и федеральные власти должны инициировать эти изменения.
Субъективные — через поиск оптимальных взаимовыгодных форм взаимодействия УК и бизнеса, например, привлечение к работе дворников через оформление их на работу в компанию-заготовитель вторсырья по совместительству; через планирование совместной работы УК и бизнеса в рамках правового поля с чётким фиксированием прав, обязанностей и зон ответственности; через разработку долгосрочной программы информирования населения о внедряемом проекте (информационные стойки, стенды, доски в подъездах, просветительские акции, подробный рассказ, куда и зачем пойдёт собранное вторсырье, и какая экономия для УК предполагается, организация диалога в формате «вопрос-ответ» через интернет и другие ресурсы).
Если сделать все правильно, то система придомового РСО может принести УК экономию до 50% на вывозе смешанного вторсырья уже сегодня.
Специфика российского нормотворчества такова, что реализация хороших законов через подзаконные акты может привести к совершенно противоположным от задуманного последствиям. Нормотворчество в сфере обращения с отходами — не исключение. Мало внести изменения в устаревшие нормативно-правовые акты, надо ещё тщательно анализировать проекты разрабатываемых.
Возьмём, например, проект «Правил обращения с отходами, в том числе коммунальными», которые в перспективе станут одной из настольных книг руководителей жилищно-коммунальной сферы. Проект проходит сейчас общественное обсуждение на сайте regulation.gov.ru Руководителям в сфере ЖКХ следует внимательно его изучить, чтобы уже сейчас внести свои предложения и замечания, так как в нём содержатся требования к условиям накопления отходов на контейнерных площадках, к содержанию самих площадок, к количеству и составу накапливаемых отходов.
Все собственники отходов обязаны будут заключать договоры на сбор и вывоз отходов с региональным оператором. С одной стороны, 89 и 458 ФЗ включают требования о снижении класса опасности отходов в местах их образования (т.е. на придомовых контейнерных площадках), а сделать это можно только посредством раздельного сбора отходов, с другой — в проекте Правил абсолютно не содержатся условия для стимулирования участников системы обращения с отходами его внедрять. Все основные положения разработаны только с учётом накопления, сбора и вывоза смешанных отходов, количество предлагаемых для РСО контейнеров заведомо превышает допустимое по санитарным нормам и т.п. несоответствия.
Тем не менее, не следует терять надежды на то, что раздельный сбор отходов как один из элементов системы обращения с отходами, будет вменён государством всем собственникам отходов. И тогда уход от полигонного размещения и попыток всё сжечь будет предопределён ходом модернизации всей системы обращения с отходами.
Мы, в свою очередь, готовы участвовать в мероприятиях по информированию профильных специалистов районных и местных администраций, УК и ТСЖ по теме внедрения РСО. Нашему движению уже четыре года, опыт практической работы позволяет нам не только консультировать заинтересованные организации, но и рекомендовать компании, предоставляющие услуги по РСО и про которые мы знаем, что они гарантированно отправляют сырье на повторное использование и вторичную переработку, динамично развиваются и обеспечивают город рабочими местами.