Дмитрий ЖВАНИЯ. Рабочий ноктюрн на яблочном фортепиано

Jvania-luga-27-11-2«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»  — именно эта строчка из раннего стихотворения Владимира Маяковского всплывает в моей памяти, когда речь заходит о деятелях современного российского рабочего движения.

Точнее: рабочего движения в России нет, но есть его деятели — те, кто пытается расшевелить русских рабочих. Играть ноктюрн на фортепиано легко и приятно. А вы попробуйте на водосточной трубе его исполнить. То же и с рабочим движением. Одно дело организовывать забастовки и профсоюзные выступления во Франции, совсем другое дело заниматься тем же самым в современной России. Во Франции — это ноктюрн на фортепиано; в России — на водосточной трубе.

Лидер Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Алексей Этманов, продолжаем цитировать молодого Маяковского, «смазал карту будня, плеснувши краску из стакана», когда заявил, что на выборах в Законодательное собрание Ленинградской области он возглавит список партии «Яблоко».

В России не так много рабочих лидеров, поэтому имеет смысл разобраться в важном решении одного из них, которое многим кажется, мягко скажем, спорным.

Почему не «Справедливая Россия»

В 2011-м Алексей Этманов, профсоюзный лидер и левый активист, шёл на выборы по спискам «Справедливой России», а тогда эта партия предпринимала определённые усилия, чтобы стать реальной левой партией европейского образца. Что касается её лидера Сергея Миронова, то он был в кремлёвской опале. Его убрали с поста председателя Совета Федерации, его обливали помоями почти все телеканалы…

Лидер Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Алексей Этманов «смазал карту будня, плеснувши краску из стакана», когда заявил, что на выборах в Законодательное собрание Ленинградской области он возглавит список партии «Яблоко»
Лидер Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Алексей Этманов «смазал карту будня, плеснувши краску из стакана», когда заявил, что на выборах в Законодательное собрание Ленинградской области он возглавит список партии «Яблоко»

Было ли это проявлением тайной договорённости с Кремлём для того, чтобы «Справедливая Россия» собрала голоса протестного электората? Этого исключать нельзя. Слишком быстро эта партия поменяла ориентиры, а главное — отношение к верховной власти.

«Совершенно оче­вид­но: если “Спра­вед­ли­вая Рос­сия” не будет вы­сту­пать с ра­ди­каль­но ан­ти­пу­тин­ских по­зи­ций, то до­стой­но­го места в сле­ду­ю­щей Го­су­дар­ствен­ной думе она не по­лу­чит. Фи­ли­ал “ЕдРа” из­би­ра­те­лям не нужен. Те, кто хочет проголосовать за власть, кого устраивает существующий строй, — они проголосуют за “Единую Россию”, а не за “Справедливую”», — рассуждал политолог Станислав Белковский в апреле 2011 года в интервью Sensus Novus, когда Миронов ещё занимал пост председателя верхней палаты российского парламента.

«Справедливая Россия» имела все шансы стать партией не только с мощной социальной повесткой, но и c мощной социальной поддержкой. Но, как говорится, что-то пошло не так…

Но если отбросить теорию заговора, то будет очевидно, что «Справедливая Россия» образца 2011 года искала выходы на рабочее движение. Так, она активно сотрудничала с Конфедерацией труда России (КТР), куда входят все ведущие самодеятельные профсоюзы нашей страны. «Конфедерация труда России — это не просто институт координации действий нескольких десятков профессиональных союзов. Ваша организация — это знаковое явление для нашей эпохи. Эпохи, когда угодничество и приспособленчество для многих становятся чуть ли не обязательным условием благополучия. Конфедерации труда России удалось, несмотря на все трудности и соблазны, сохранить главный ориентир любой профсоюзной организации: защиту прав наемных работников,говорил Сергей Миронов на внеочередном объединительном съезде Конфедерации Труда России 27 мая 2011 года. В нашей стране запрос на реальную правовую защиту наемного труда будет только расти. Но это не означает, что всё произойдёт как бы само собой. Потребуются профсоюзные лидеры, имеющие опыт работы с людьми, опыт уличных акций и сложных переговоров, пользующиеся авторитетом среди рабочих и обладающие лидерскими и организаторскими качествами».

Тогда-то и начал сотрудничество со «Справедливой Россией» Алексей Этманов. «Справедливая Россия» нуждалась в таком человеке, как он. Во многом его агрессивная избирательная кампания и обеспечила достойный результат «Справедливой России» в Ленинградской области.

Нынешние предвыборные лозунги «Справедливой России» настолько радикальны, что надо быть очень наивным человеком, чтобы верить в их искренность. А главное — осуществимость в современном политическом контексте.

«Справедливая Россия» имела все шансы стать партией не только с мощной социальной повесткой, но и c мощной социальной поддержкой. Но, как говорится, что-то пошло не так… Если до «Болотного дела» «Справедливая Россия» выражала солидарность — чаще на словах, чем на деле — с движением за честные выборы, то после появления «Болотного дела» она это делать перестала. И начала всячески дистанцироваться от «маргиналов». Ароматы «русской весны» так сильно вскружили головы лидеров «Справедливой России», что эта партия превратилась блёклое переиздание издание какой-нибудь «Родины» розлива 2003 года.

Нынешние предвыборные лозунги «Справедливой России» настолько радикальны, что надо быть очень наивным человеком, чтобы верить в их искренность. А главное — осуществимость в современном политическом контексте. Чего стоит, например, требование национализации банковской системы! Ведь иначе как революцией его реализацию не назвать. Лидеры «Справедливой России» от какой-либо революционности очень далеки. Значит, они играют роль в пошловатой предвыборной пьесе. Что касается фракции «Справедливой России» в Государственной думе, то она одобрила все репрессивные законопроекты «партии власти», включая пресловутый «пакет Яровой».

При этом радикальные, едва ли не революционные лозунги руководство «Справедливой России» сочетает с конформистской кадровой политикой. За годы последней легислатуры из партии вычистили всех, кто открыто шёл против политики Кремля, в частности, осуждал его агрессию против Украины. Этманов, кстати, был одним из тех, кто заявил, что «воссоединение Крыма с Россией» — банальная оккупация территории другой страны.

Если бы Этманов возглавлял профсоюз, вроде французской Всеобщей конфедерации труда, по чьей повестке Франция живёт вот уже четвёртый месяц, то все бы партии с претензией на оппозиционность боролись бы за его благосклонность.

Но всё же не только и не столько в Крыме и Донбассе дело. В конце концов в Петербурге на выборы от «Справедливой России» идёт Марина Шишкина, бывший декан факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, которая, будучи депутатом петербургского Законодательного собрания от фракции СР, тоже ясно дала понять, что «русская весна» её отнюдь не окрыляет. Конечно, судя по тому, кто попал в нынешние выборные списки «Справедливой России», Шишкина — исключение.

И тем не менее «Справедливая Россия» отбросила сотрудничество с рабочим движением скорее по социальным причинам, нежели по политическим. А также — по тактическим. Если бы в России рабочее движение было столь же активным, как во Франции, то охотников его оседлать и возглавить было бы, как спичек в коробке. Будем честны: если бы Этманов возглавлял профсоюз, вроде французской Всеобщей конфедерации труда, по чьей повестке Франция живёт вот уже четвёртый месяц, то все бы партии с претензией на оппозиционность боролись бы за его благосклонность. Но у нас ноктюрн играют на водосточных трубах… На призыв «Смело, товарищи, в ногу!» в нашей стране железные батальоны пролетариата не откликаются. Ибо их нет.

В России политические (и не только) вложения в рабочее движение имеют долгосрочный характер. Это кропотливая работа, и не факт, что она принесёт плоды.

А «Справедливая Россия» — сугубо электоральный проект. Перед прошлыми выборами она посчитала, что эффект даст сотрудничество с несогласными и недовольными, а их число увеличивалось в связи с тем, что «Единая Россия» оправдывала своё неофициальное обозначение. А так как «Справедливая Россия» — партия не либеральная, она привлекла недовольных из рабочей среды и низовых социальных движений. Сейчас ситуация другая. Кризис, нужны ресурсы, а голодранцы не нужны, путь они и смелые горланы-гловари.  Если горланы «Справедливой России» и нужны, то только «ура-патриотические».

На призыв «Смело, товарищи, в ногу!» в нашей стране железные батальоны пролетариата не откликаются. Ибо их нет.

В список, сформированный «Справедливой Россией» на нынешние выборы, попали бизнесмены, профессиональные политики, адвокаты, футбольный тренер, Вассерман, одиозные персонажи из 90-х, например, «красно-коричневый националист» Виктор Алкснис, он будет баллотироваться в Московской области. В Петербурге от «Справедливой России» идёт Денис Волчек — бывший глава местного отделения партии Жириновского, человек с тремя гражданствами — российским, греческим и израильским, а главное — судя по сообщениям СМИ, с весьма неоднозначной репутацией. Наверное, у него хорошие связи. Но рабочих лидеров в списки «Справедливой России» нет. Их не включили. Хотя они были и не против войти в них на определённых условиях.

Конечно, в списке «Справедливой России» есть достойные люди. Например, в Петербурге в партийный общегородской список включена Надежда Тихонова, которая, будучи муниципальным депутатом в округе Полюстрово, сделала очень много для защиты прав местных жителей. Находим мы в этом списке и левого активиста с большим стажем Олега Шеина, участвующего в деятельности самодеятельных профсоюзов. Будем надеяться, что они выиграют выборы… Но только что они будут делать в одной компании с претенциозным всезнайкой Вассерманом и ультраправым Алкснисом? Вы представляет, чтобы, например, в какой-нибудь греческой партии одновременно находились как бывшие «чёрные полковники», так участники Сопротивления? Я — нет.

Почему «Яблоко»

А почему нет? Как минимум, в политическом отношении это более однородная партия, чем «Справедливая Россия», в которой самым мистическим образом уживаются Елена Мизулина и Шеин. Разбирать программные положения «Яблока» для оправдания шага Этманова бессмысленно. Они не изменились с 2011 года. «Главным условием достижения наших социальных целей является ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА РАБОТНИКА. Добиться этого можно путём скоординированной реформы в двух важнейших сферах: на рынке труда и в сфере денежных доходов населения», — читаем мы в «яблочной» экономической программе. А есть те, кто открыто выступают за понижение статуса работника? Всё это слова. При желании в программных документах «Яблока» можно даже найти принципы солидаризма. Рабочим активистам не нужно себя обманывать, утверждая, что «Яблоко» — по сути своей социал-демократическая партия. Без связи с движением трудящихся социал-демократии не бывает. Факт остаётся фактом: «Яблоко» — партия социального либерализма, член либерального интернационала. «Нет у нас другой судьбы, кроме классовой борьбы» (кричалка МПРА) – это явно не про «Яблоко». Но главное — дела. И интересы дела.

Времена Союза борьбы за освобождение рабочего класса, когда рабочие в Петербурге бастовали спонтанно и в массовом порядке, прошли. Может быть, они вернутся. Но сейчас рабочие нуждаются в людях с мандатом. Такие у нас рабочие…

Рабочее движение в России находится на молекулярном уровне, и чтобы оно развилось во что-то большее, нужны его представители в органах власти. Речь, подчёркиваю, речь — о современном российском рабочем движении. Времена Союза борьбы за освобождение рабочего класса, когда рабочие в Петербурге бастовали спонтанно и в массовом порядке, прошли. Может быть, они вернутся. Но сейчас рабочие нуждаются в людях с мандатом. Такие у нас рабочие…

Разве проиграли три года назад забастовщики на «Антолине», что их поддерживал областной депутат? И не просто поддерживал, рассылая пресс-релизы, а вместе с ними давал отпор полиции? Разве проиграли российские рабочие в целом от того, что Алексей Этманов и другой левый депутат, Дмитрий Силаев (который тоже попал в Законодательное собрание Ленинградской области по спискам «Справедливой России»), вынесли на рассмотрение поправки в Трудовой кодекс, призванные обеспечить реализацию статьи об индексации заработной платы по мере инфляции. «Законопроект предполагает, что за нарушение трудового законодательства виновный должен будет заплатить от десяти до пятидесяти тысяч и от трёхсот до пятисот тысяч (в случае юридического лица) или дисквалификации на срок до 90 суток. В случае рецидива дисквалификация составит от 3 до 5 лет», — раскрывали содержание поправок их авторы в пресс-релизе. «Ужесточение наказания за несоблюдение Трудового кодекса должно защитить наемных работников, чьи права регулярно нарушаются», — объясняли они. Поправки не прошли, и что лишний раз показало лицемерие правящего класса и то, чьи интересы защищают большинство депутатов.

Факт остаётся фактом: «Яблоко» — партия социального либерализма, член либерального интернационала. «Нет у нас другой судьбы, кроме классовой борьбы» (кричалка МПРА) – это явно не про «Яблоко». Но главное — дела. И интересы дела.

Конечно, было бы здорово, если бы они, эти рабочие деятели, избирались в органы представительной власти от рабочих партий. Но нет их в России. По разным причинам. И что остаётся делать? Или, идя на компромисс, заключать тактические союзы с теми, кто доказал на деле, что готов бороться против бюрократической диктатуры; или сидеть перед монитором компьютера и материться.

А левые организации вновь упустили свой шанс поучаствовать в реальной политике. Это даже их сторонники отмечают. «Дело в том, что организация, которая потратила кучу времени и ресурсов на подготовку к участию в выборах, оказалась к ним не готова вовсе, — пишет, например, один из комментаторов под сообщением о предвыборном союзе Этманова с «Яблоком», критикуя «Рот-фронт». — И все те, кто всерьёз был намерен принять участие во всём этом, вполне закономерно чувствуют, что их непонятно зачем поставили в неловкое положение и теперь пытаются как-то выйти из ситуации». Да могли бы они его не упустить с тем самым набором идей, который они предлагают? Вряд ли. Но это отдельная тема.

Словом, выбор невелик: или ввязаться в бой, пусть и в роли вспомогательного отряда союзного войска, или предпочесть действию болтовню и гневные резолюции.

Читайте также:

Алексей ЭТМАНОВ: «Профсоюза вне политики не бывает»

Дмитрий ТРУДОВОЙ: «Активист профсоюза должен быть безбашенным»

Добавить комментарий