Полагаю, не лишне будет в очередной раз повторить, что всё в мире относительно. Если на одном конце мира наводнение, то на другом — засуха. И большая беда для одних зачастую оборачивается большой удачей для других. А если беда огромна, то и удача огромна тоже. Это не хорошо и не плохо. Это закон жизни. Который в капиталистической реальности, царящей вокруг, возведён в абсолют. И нынешний кризис, всё более похожий на всеобщий мировой обвал, лишь красочно подтверждает это утверждение.
С этой точки зрения происходящее менее всего похоже на что-то бесполезное. Наоборот, нарастающий экономический, политический и в чём-то даже формационный апокалипсис заживает в небе всё больше звёзд, которые кому-то нужны, как сказал бы Маяковский. Крупнейший мировой кризис со времён падения СССР и со времён мировых войн открывает окна возможностей огромных размеров. Разумеется, происходит это не для всех. Ведь если для кого-то прибывает, то для кого-то должно убыть. Таков первый закон Ломоносова. Но об этих вторых мы поговорим позже. А для начала ответим, кто же те самые счастливцы, для которых хорош. Так кому же это выгодно?
А таковых очень много.
Главный выгодоприобретатель происходящего — западный капитализм. Для которого кризис предоставил отличную возможность перезагрузки без войны (хотя и не факт, что до неё в итоге не дойдёт). Именно сейчас, в этот исключительно удачный момент идеального шторма, получившегося из уникального стечения сразу нескольких деструктивных обстоятельств, он имеет возможность сбросить, наконец, балласт, который уже очень давно его откровенно тяготил.
Капитализм может избавиться от того самого «среднего класса», уже абсолютно утратившего и собственную актуальность, и собственную экономическую базу, и собственную историческую роль. Капитализму давно нет смысла держать эту прослойку в таком количестве. И теперь она на глазах утилизируется по обе стороны Атлантики. И не только её. Капитализм сбрасывает с себя постылые социальные обязательства, нести которые ему уже несколько десятилетий нет никакого смысла. Капитализм избавляется от накопившихся условностей. Сейчас он — тот самый атлант, который расправляет плечи. И стряхивает с себя всех, кто ему попросту не нужен.
А ещё всё это выгодно транснациональным корпорациям. Соли земли капиталистической. Титанам глобализации. Столпам мировой экономики. Новым богам, бренды которых уже давно стали объектами поклонения. Ведь тот безумный вал денег, который сейчас напечатают либеральные правительства в отчаянной попытке очередного «количественного смягчения», в конечном счёте осядет именно на их счетах. А то и напрямую придёт на них, минуя всех ненужных посредников, включая общество и его экономику. Так не раз уже было и нет причин полагать, что в этот раз будет иначе. А маленьким адептам «невидимой руки рынка» в помощь Великая Рецессия 2008 года. ТНК станут ещё сильнее, а все долги придутся не на них, а на государства. Национализация убытков — приватизация прибылей. Стандартная двухэлементная схема. Просто бизнес. Ничего личного.
Кризис предоставил капитализму отличную возможность перезагрузки без войны (хотя и не факт, что до неё в итоге не дойдёт).
Но и самим правительствам всё это выгодно не меньше. Ведь им в этой жизни больше не предоставится более верный повод для тотального закручивания гаек. Введения «временных мер», которые лёгким движением перерастут в постоянные. Ведь нет ничего, о чём чиновник мечтал бы больше, чем заставить граждан ходить строем. Чтобы даже из дома они выходили по пропускам, а гуляли по расписанию. И главное: не выступали. Наше богоспасаемое Отечество здесь — отнюдь не уникум. Чего бы кто ни говорил.
Выгодно это и странам старой Европы — вопреки утверждениям многих. Ведь что лучше нынешнего эпидемиологическо-экономического кризиса позволило бы им ещё столь технично и совершенно молча взять и отгородиться от беженцев, просто закрыв этот вопрос и всё. Ни слова не говоря. Да и друг от друга отгородиться тоже.
И сторонам конфликта за глобальное доминирование этот кризис тоже вполне очевидно развязывает руки. США позволяет ещё сильнее начать давить на Китай, превращая его в мирового изгоя. Китаю то же самое позволяет откровенно отодвинуть США с позиции глобального гегемона. Просто за счёт очевидной большей эффективности своей экономики. Кто кого в итоге толкнёт сильнее — жизнь покажет. Но общий расклад сейчас не может не радовать обе стороны. И нет — нынешняя РФ в этой схватке не участвует. Не обольщайтесь, граждане официальные патриоты, это не ваш праздник жизни.
Если беда огромна, то и удача огромна тоже. Это не хорошо и не плохо. Это закон жизни. Который в капиталистической реальности, царящей вокруг, возведён в абсолют.
Впрочем, нельзя сказать, что и самой РФ это ничуть не выгодно. Напротив. Весьма существенная часть её правящей элиты невероятно заинтересована в чём-то подобном. Та часть, отчаянной мечтой которой является полная заморозка всего, что есть в нашей многострадальной стране: политического процесса, отношений собственности, распределения власти. Самой системы. Которую реформировать нельзя. А коли так, то её возможно либо снести сверху (пока то же самое не сделали снизу), либо как раз заморозить. В полном соответствии с заветами одного из самых любимых философов данного сообщества — Константина Леонтьева. И, согласитесь, разве есть что-то, дающее более очевидный шанс на такое?
Все перечисленные — лишь те, кто навскидку пришёл на ум. Полагаю, список тех, для кого данный кризис является благом, на самом деле в разы длиннее. Всем выгодно. Все счастливы.
А кому же всё это не выгодно? Всего лишь людям. Народам. Обществам. Тем, кого на этой земле 99%. Потому, что именно они в очередной раз за всё это заплатят. Ничего личного. Просто бизнес.
(с) Павел Кухмиров