Юрий КУРНАКОВ, председатель Межрегионального морского профсоюза
В Межрегиональный морской профсоюз обратились два моряка за помощью в связи с невыплатой заработной платы практически за весь период их работы (год) на судне «Арман-1», которое ходит под российским флагом и принадлежит судовладельческой компании «Нордшипком». Судно было задержано в порту Севастополя в связи с задолженностью судовладельца по портовым сборам и т.п.
Моряки списались с судна, получив денежные аттестаты, подписанные капитаном судна. В соответствии с подписанными ими контрактами им полагалась минимальная заработная плата в размере 10-15 тысяч рублей в месяц, а остальное — «бонус» в размере 40-50 тысяч рублей ежемесячно. Нанимались моряки непосредственно у судовладельца в Санкт-Петербурге, где и был расположен офис. По приезду домой, в Санкт-Петербург, моряки выяснили, что офис закрыт, судовладелец сначала отвечал на телефонные звонки с обещаниями заплатить долг по зарплате, а потом перестал общаться.
Моряки обратились в Государственную инспекцию труда по Санкт-Петербургу. Инспекция им ответила: «С целью восстановления нарушенных прав работников компании “Нордшипком” была назначена внеплановая документарная проверка. …в “Нордшипком” была направлена вызов-телеграмма. … однако в назначенное время документы не были представлены. …вследствие чего проверку провести не представлялось возможным. … но вы вправе обратиться в суд. С уважением начальник отдела надзора за соблюдением трудового законодательства № 10 М. Л. Андреева». Вот так: мы дескать — инспекция по труду, и нам не по статусу куда-то ходить, что-то делать, решайте свои проблемы сами. Зарплату мы получаем за телеграммы-запросы. А коль на них не отвечают, то это — ваши проблемы.
Конечно, когда моряки обратились к нам, то мы понимали, что прошло много времени, тут и исковая давность, и отсутствие судовладельца, и судно, являющееся залогом, в соответствии с Конвенцией МОТ 2006 года, и КТМ, и Конвенцией ООН по морскому праву, и Брюссельской Конвенцией, может просто уйти из порта на гвозди.
То, что, единственное сделали правильно моряки, увольняясь с судна, — это то, что они обратились к капитану порта Севастополь с заявлениями о невыплате заработной платы, и он сделал задержание судна в соответствии с Конвенцией МОТ 2006 года.
Мы подали исковые заявления в отношении невыплаченной заработной платы морякам в феврале 2018 года в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга, по месту нахождения (регистрации) «Нордшипком». Параллельно мы обратились с заявлением в Следственный отдел на транспорте Санкт-Петербурга. Надо отдать должное Следственному отделу — они нашли судовладельца и принудили его оплатить задолженность по зарплате морякам. Но, как и следовало ожидать, он выплатил им легальную зарплату, без «бонусов», а именно по 100 тысяч рублей за год их работы на судне. Ну и по суду выплатил штраф в 100 тысяч рублей за задержку заработной платы. (Учитесь рабовладельцы, как при можно вполне законно надувать наемных работников.)
Мы в исковых заявлениях привели расчет зарплаты моряков в соответствии с Конвенцией МОТ 2006 «О труде в морском судоходстве», плюс — расчёт о компенсации по задержке выплаты зарплаты морякам.
Год длились судебные заседания, но в январе 2019 года суд полностью удовлетворил наши требования. В итоге морякам была присуждена выплата зарплата в соответствии с Конвенцией МОТ 2006, и установленной для расчёта ставкой, утвержденной международной паритетной Комиссией. В итоге общая сумма для выплаты двум морякам составила четыре миллиона 600 тысяч рублей.
Это первый случай в России, когда зарплата на судне под российским флагом рассчитана в соответствии с ратифицированной РФ Конвенцией МОТ «О труде в морском судоходстве». Фактически, это означает следующее: на судах под национальным флагом базовая ставка для матроса 1-го класса должна быть не ниже 614 долларов США.
А морякам хотелось бы ещё раз напомнить следующее: все вопросы по задержке, невыплате зарплаты и другие вопросы необходимо решать, пока вы ещё работаете на судне. Необходимо обращаться сразу в профсоюз, и тогда можно будет решить вопрос оперативно. Помните, что в условиях глобализации (особенно в морской отрасли), когда владелец судна — одно лицо, судовладелец может быть другим лицом и гражданином другого государства, круинг (экипаж) — третьей страны, флаг на судне — удобный (офшорный), либо бербоутный (арендованный — прим.ред.), то концы можно и не найти. И уж точно не найти в таком случае защиты в Роструде, да и в суде надо будет постараться.
* Межрегиональный морской профсоюз образован в 2017 году. В настоящее время Межрегиональный морской профсоюз представлен во всех регионах Российской Федерации, которые граничат с морем, а также на реках Сибири и Дальнего Востока.
Межрегиональный морской профсоюз объединяет моряков и рыбаков, речников и портовых рабочих, работников судоремонтных и судостроительных предприятий, служащих учебных образовательных и научных учреждений морской, речной отрасли и рыбного хозяйства.
Сообщество Межрегионального морского профсоюза в «ВКонтакте»