Последний «суровый» художник XXI века: к 100-летию Виктора Иванова

Искусствоведы называют Виктора Иванова мастером «сурового стиля», художником (скорее, певцом!) рязанской земли, русских деревень и человека труда. Однако его творчество не знает географических границ: на полотнах художника встречаются даже знойные латиноамериканские пейзажи.

Второго августа Виктору Иванову исполнилось 100 лет. Несмотря на почтенный возраст, он продолжает творить и активно участвовать в выставках. Погружаемся в художественный мир мастера, путешествуя по экспозиции Русского музея с недавно подаренными живописцем полотнами, и поздравляем с вековым юбилеем!

Камерная выставка художника Виктора Иванова проходит в корпусе Бенуа в небольшом зале под номером 82, в котором представлены разные этапы творческого пути художника: от работ, созданных в советский послевоенный период, до произведений эпохи постмодерна. Кажется, в одном пространстве не смогут сблизиться такие далекие друг от друга реальности, но творчество Иванова, словно нить, сшивает их в единое высказывание .

Виктор Иванов «Автопортрет», 1969

Главный образ на полотнах Виктора Иванова – это в первую очередь человек. Человек, который, согласно канону «сурового стиля», находится вне пафоса победы и триумфа, вне социальной иерархии, вне идеализированных эталонов, свойственных произведениям позднесталинской эпохи. Человек обычный, человек простой. Человек, который органично вписан в свою естественную действительность.

«Суровый стиль» позволяет отстраниться от прежних канонов соцреализма и обратиться к новому типу героя – неизвестному. У него нет громкого имени, нет золотых медалей. Никаких специфических деталей, отделяющих от остальных: напротив, в нем есть даже некоторая аскетичность. Он самоотверженно занимается своим делом, а главное – просто живет.

Труд для героев Виктора Иванова – не общественная потребность или производственная необходимость. Труд воспринимается ими как нечто большее – как самоопределение, как неотъемлемая часть жизни. Тяжелая работа, за которой часто изображает художник своих персонажей, не обусловлена планом или нормами, навязанными извне. Мастер видит красоту прежде всего в глубинной внутренней стойкости и мотивации, личной вере.

Виктор Иванов "На огороде", 2018
Виктор Иванов «На огороде», 2018

Даже женские образы в творчестве Виктора Иванова подчинены этому принципу: на современном полотне художника «На огороде», созданном в 2018 году, героиня на фоне есенинских пейзажей собирает урожай. Она нагнулась низко-низко к земле: настолько, что зритель не видит ее лица – открыты только сильные мускулистые ноги и руки. Виктор Иванов рассказывает, что поначалу женщины в селе его стеснялись, поэтому возможно, что героиня «На огороде» не только увлечена работой, но и смущена присутствием редкого наблюдателя. Если другие представители направления чаще изображают человека-покорителя, побеждающего природу и овладевающего ее богатством, то персонажи Виктора Иванова гармонично сливаются с окружающей средой. Их внутренняя сила не является разрушительной: в ней не считываются мотивы жестокости и борьбы.

Некоторым искусствоведам и критикам «суровые» произведения напоминают советские плакаты: к четко прорисованным контурам фигур и острым контрастам невольно хочется добавить бойкий слоган. Однако это ощущение рассеивается при взгляде на сюжеты Виктора Иванова. На первом плане – тягучая повседневность и ее подлинная искренность, которая не нуждается в громком сопровождении. Наиболее ценными становятся простые, но едва уловимые моменты.

Виктор Иванов "Засыпает", 1946
Виктор Иванов «Засыпает», 1946

Произведение «Засыпает», которое сам художник датирует 1946 годом (хотя стилистически оно ближе к работам 2000-х), посвящено короткому времени суток между трудовым днем и ночью, когда близким удается побыть рядом друг с другом. Иванову позирует его жена Нина Филипповна и маленькая дочка. Портрет полон нежности и интимности: зрителю будто случайно повезло соприкоснуться с самым личным, что обычно недоступно для глаз незнакомцев. Образ заботливой и внимательной матери вновь говорит о взрослости и зрелости героев художника.

Виктор Иванов подчеркивает, что он никогда ничего не выдумывает. Это его важнейшее художественное правило: всех прототипов для будущих героев мастер видел на самом деле и действовал, как репортер, – фиксировал реальность. Найти людей, поэтично справляющихся с тяжелой работой, Иванов смог на своей духовной родине – Рязанской земле, в небольших ее селах, где жизнь сохранила привычный многовековой уклад.

Виктор Иванов "Николай Агафонович Туркин",  2018
Виктор Иванов «Николай Агафонович Туркин», 2018

Собирательным образом непокорного крестьянина из рязанских деревень становится «Николай Агафонович Туркин» – реальный житель села Исады, портрет которого художник написал только в 2018 году на основе многочисленных воспоминаний и рисунков. Виктор Иванов отмечает, что «вся история проходила на глазах» Николая Агафоновича, а потому в нем «ясно видны отпечатки былых времен». В образе Туркина заключена удивительная выдержка. Кажется, будто она принадлежит не только ему одному, а всему народу в целом.

Исследовать сущность человека и красоту его жизнестойкости Виктор Иванов продолжает в Латинской Америке, куда отправляется в рамках творческой поездки. На революционной Кубе и в колоритной Мексике художник создает зарисовки и полотна о быте и рутине местных жителей. Среди них – даже портрет Фиделя Кастро.

Пейзажи берегов Оки, полей и лесов центральной полосы России резко сменяются совершенно иной природой, сильно контрастирующей с другими произведениями Иванова. Здесь горы и пустыни, пальмы и океан. Настоящая экзотика! Латиноамериканский континент сразу предлагает новую палитру красок – знойную, теплую, песочную. Остается прежним только главный мотив: люди – даже разделенные тысячами километров и Атлантикой – все равно оказываются похожи.

Кубу Виктор Иванов посетил на рубеже 1960-х годов. Художник вспоминает, что революционная «вспышка» на острове не воспринималась им «как что-то далекое», а наоборот – «как своё, наше». Сочувствие и духовная близость определила оптику для последующих полотен.

-5

Работа из серии «Куба», на которой изображены военные с винтовками, – свидетельство напряженной атмосферы в стране, где совсем недавно общество столкнулось с переменами и только адаптируется к ним. Повседневная жизнь тоже изменилась: потому смуглые лица героев картины выглядят настолько сосредоточенно, потому их взгляд подозрителен, а руки – не отпускают оружие.

Мексика в юбилейной экспозиции Русского музея представлена сразу в трех этюдах, более миролюбивых и спокойных по настроению, несмотря на близость будущих гражданских конфликтов в государстве. «Белый бык» написан художником с натуры посреди широкого поля. Лишь вдалеке виднеются небольшие постройки и горные хребты. Рядом с быком располагается фигура неизвестного, облаченного в темные одеяния. Необычная деталь – его ярко-желтая шляпа, которая мгновенно напоминает о мексиканском солнце и засушливых пастбищах.

Виктор Иванов "Мексика. Белый бык", 1961
Виктор Иванов «Мексика. Белый бык», 1961

На полотнах «Продавец на улице» и «Мексиканец» Виктор Иванов знакомит зрителя с другими красками латиноамериканского континента. Задумчивого продавца (снова в золотистом головном уборе!) мы видим на фоне бело-красного здания с бирюзовыми дверьми. Стены местами выцвели и теперь выглядят ветхими, а прилавок представляет собой набор деревянных ящиков и плетеных корзин. Самым притягательным элементом произведения выглядят фрукты: спелые, сочные, всех возможных красно-оранжевых оттенков.

«Мексиканец» – портрет крупным планом с резкими контрастами, выполненный в таких же теплых цветах. Его лицо «сурово», как и у остальных персонажей Иванова, из-за чего определить точную эмоцию крайне трудно. Мексиканский герой будто одновременно испытывает целый спектр переживаний, но сохраняет сдержанность, не позволяя наблюдателю приблизиться к разгадке.

Виктор Иванов "Мексиканец", 1961
Виктор Иванов «Мексиканец», 1961

Как в новом латиноамериканском романе, персонажи Виктора Иванова продолжают вести привычную жизнь в любых обстоятельствах. Произведения художника напоминают кинокадры: порой возникает ощущение, что если задержаться у полотна, то на нем, как на экране, непременно начнется движение. К продавцу наконец-то придут первые покупатели, а крестьянка закончит работу на огороде… Один сюжет сразу же сменится другим.

Возникает кинематографический эффект: из потока жизни мастер будто бы выхватывает отдельный кадр и фиксирует его на полотне. В мире киноискусства существует особый термин – slice of life. Буквально название жанра переводится как «срез жизни»: творец должен изобразить действительность как можно более натуралистично. Полотна Виктора Иванова так же зачаровывают зрителя красотой обыкновенной реальности, далекой от него во времени и пространстве (много ли тех, кто одновременно бывал на «острове свободы» или в рязанских деревнях, да еще и в середине прошлого века?), но безусловно близкой на чувственном уровне.

Работать со «срезами» Виктор Иванов продолжает и сегодня. «В операционной клиники Фридриха Астраханцева» жизнь замирает, и возникающее ощущение «паузы», некого промежуточного состояния обнажает всю хрупкость момента. Операционная воссоздана художником на самом большом полотне экспозиции: оно доминантное, объемное и наполненное напряжением. Изобразительный язык мастера становится жестче и оттого – еще честнее. Врачи трудятся среди холодных металлических приборов в обстановке тотальной стерильности, атмосферу которой художнику удается передать при помощи разнообразия цветовых градаций.

Виктор Иванов "В операционной клиники Фридриха Астраханцева", 2012
Виктор Иванов «В операционной клиники Фридриха Астраханцева», 2012

***

Выставка, приуроченная к 100-летию мастера, завершается «Автопортретом» 1969 года – творческим взглядом Виктора Иванова на самого себя. Автопортреты играют важную роль в творчестве живописца: он неоднократно подчеркивает, что это одновременно самый сложный и самый интересный жанр, ведь человек никогда не видит свою внешность со стороны. Ему доступны только зеркало и фотографии, но они все равно не помогают стать беспристрастным наблюдателем. Потому автопортрет – это способ выразить отношение творца к себе, его интерпретация собственной реальности, заключенная в один образ. Виктор Иванов, как и в других работах, остается верен «суровому стилю» и не делает исключения даже для себя.

Автор канала «Русский музей»