Дмитрий ЖВАНИЯ
На выборах президента Португалии, прошедших 23 января, уверенно победил действующий глава государства 71-летний Анибал Каваку Силва (Anibal Cavaco Silva), один из лидеров правой Социал-демократической партии. Он набрал 55% голосов – столько же, сколько в сентябре 2009 года на парламентских выборах получили все левые партии вместе взятые.
Каваку Силва одержал победу уже в первом же туре выборов, набрав 55% голосов избирателей. Основной соперник действующего главы страны — социалист Мануэль Алегре (Manuel Alegre) получил лишь 19% голосов.
Победу Каваку Силве в первом же туре выборов предсказывали данные как опросов общественного мнения, проведённые накануне голосования, так и данные опросов на выходе с избирательных участков.
Всего в выборах президента Португалии могли принять участие около 9,6 миллиона граждан, однако правом голоса в итоге воспользовались лишь менее половины жителей страны.
Президент Португалии фактически выполнят лишь представительские функции: вся полнота исполнительной власти принадлежит премьер-министру. Однако президент имеет право назначать досрочные парламентские выборы, а также налагать вето на законопроекты.
Пребывание на посту президента португальские законы ограничивают двумя сроками подряд. С 1985 года все президенты Португалии, выдвигавшие свои кандидатуры на второй срок, добивались переизбрания.
Напомним, что в сентябре 2009 года парламентские выборы в Португалии принесли победу левым: социалисты получили 36, 56% голосов; за Левый блок, образованный в 1999 году на основе коалиции троцкистской Революционной социалистической партии, маоистского Народно-демократического союза и организации «Политика XXI», проголосовали около 10% избирателей; а за Коалицию демократического единства (Коммунистическая партия, зелёные и организация «Демократическое наступление») – около 8%. Правоконсервативная Социал-демократическая партия собрала тогда чуть более 29% голосов и заняла второе место после социалистов.
На президентских выборах Левый блок поддерживал социалиста Мануэля Алегре, который получил несоизмеримо меньше голосов по сравнению с тем их количеством, которые социалисты и левые радикалы вместе собрали в сентябре 2009 года. Выходит, что политический маятник в Португалии качнулся вправо.
Артель аналитиков попросила прокомментировать результаты выборов в Португалии профессора факультета международных отношений СПбГУ, доктора исторических наук, консультанта Института мониторинга развития демократии Межпарламентской ассамблеи СНГ Руслана Костюка.
— На мой взгляд, глобальной электоральной революции в Португалии не произошло. Если бы сейчас проводились парламентские выборы, то, конечно, левые все вместе не получили бы около 55% голосов, как в сентябре 2009 года. Но в совокупности они собрали бы гораздо больше голосов, чем Мануэль Алегре. Почему же всё-таки левые провалились на президентских выборах? На мой взгляд, для португальских избирателей характерно желание соблюдать политический баланс. Скажем, когда в 90-е годы нынешний президент Каваку Силва был в должности премьер-министра и главы социал-демократической партии, президентом избрали представителя Социалистической партии, мэра Лиссабона Жоржи Сампайю. Хотя на парламентских выборах социал-демократы побеждали и имели правительство абсолютного большинства. Стало быть, нежелание отдавать все посты в органах исполнительной и представительной власти принадлежали представителям одного политического лагеря сидит в португальцах с конца 70-х годов, когда была свернута диктатура.
Кроме того, нужно учитывать, что на парламентские и президентские выборы приходит неодинаковое количество избирателей. Для Португалии, как и для большинства европейских стран, парламентские выборы играют большую роль. На вчерашние президентские выборы пришло гораздо меньше избирателей, чем на выборы парламента в сентябре 2009 года (на президентские выборы пришли меньше 50% избирателей – Артель аналитиков). И большинство из тех, кто отказался от голосования, — это, как я понимаю, представители левого электората. Это связано с их оценкой политики однопартийного социалистического правительства. Португалия, напомню, относится к числу стран с уязвимой экономикой в нынешней ситуации социально-экономического кризиса. Португалия находится не в таком тяжёлом положении, как Греция или Ирландия, но, тем не менее, положение Португалии по сравнению с большинством стран Европейского союза достаточно проблемное. Соответственно, правительство португальских социалистов вынуждено было реагировать как большинство правительств южноевропейских стран, то есть сокращать социальные пособия, уменьшать государственные ассигнования на развитие социальных проектов. Покупательная способность португальцев последние два года сокращается, средняя заработная плата в Португалии по сравнению со старыми членами ЕС — одна из самых низких. Так что можно предположить, что левые избиратели не пошли на выборы президента, чтобы таким образом наказать социалистов.
Во всех странах, затронутых кризисом, положение правящих партий весьма нестабильное. В Ирландии у правящей партии рейтинг 14%, хотя на выборах они получили под 40%, испанские социалисты теряют симпатии избирателей. Выборы в Португалии демонстрируют отношении избирателей к тем правительствам, которые вынуждены проводить меры жёсткой экономии.