Желая выразить пренебрежение к нарочитым политическим рассуждениям или каким-то политическим потугам, мы используем термин «политота». Чем ближе выборы, тем политоты больше.
Скоро выборы губернатора Петербурга. Выборы?
Зачем в России имитировали демократию до разрыва отношений с Западом – понятно: чтобы показать «западным партнёрам», что мы – на магистральном пути человечества в светлое либеральное будущее. Но сейчас-то зачем на это тратить время и ресурсы. Ради легитимации власти? Но есть множество вариантов этой легитимации без выборов. Страны с суверенной политической системой указывают на них.
Да и мы сами в 2004-м взяли на вооружение один такой вариант: глава государства выносил в местные законодательные органы кандидатуры губернаторов на утверждение и те, как правило, их утверждали. Такая форма легитимации местной исполнительной власти, помимо прочего, экономила огромные средства. Но затем зачем-то вернули выборы, но с кандидатами, которые прошли муниципальный фильтр. Ясно, что муниципальный фильтр не пройти без санкции на то сверху. В итоге мы получили имитацию имитации. Ещё один элемент эпохи постправды. Зато политтехнологи и все те, кто кормится выборными бюджетами довольны.
В прошлых выборах губернатора Петербурга хотя бы участвовали известные в городе политики: Михаил Амосов и Надежда Тихонова. А сейчас? Я одного знаю только потому, что имею отношение к СМИ, как и он когда-то (я даже печатался в журнале, в котором он работал на руководящей должности). Но для большинства петербуржцев он – no name. Nobody. Другой кандидат – широко известный в узких кругах политический буффон. В принципе он и сам себя так оценивает, если снимается в документальных комедиях. О третьем, якобы экологе, ничего не знаю даже я. И эта компания должна легитимировать второй губернаторский срок Беглова… Политота. Ныне действующий губернатор Александр Беглова вынужден тратить время на участие в политическом шапито наравне с профессиональным клоуном. Зачем Александра Дмитриевича сделали участником этого представления? Его губернаторство вполне могла бы легитимировать «монаршья воля», выше которой для русского человека только воля Божья.
Ещё один из последних примеров политоты – инициатива думской фракции ЛДПР о запрете для трудовых мигрантов привозить с собой в Россию семьи. Такие законы могут предлагать или безграмотные люди, или те, кто живёт этой самой политотой. Чтобы запретить гражданам членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приезжать в Россию вместе с родственниками, надо распустить ЕАЭС. Этого добиваются «соколы Жириновского»? Что касается Узбекистана и Таджикистана, которые в ЕАЭС не входят, то между нашими странами действует безвизовый режим. И родственники мигрантов из Узбекистана и Таджикистана могут приезжать в Россию на 90 дней без оформления разрешения на временное проживание. Оставляя это соглашение в силе, применить закон, предлагаемый ЛДПР, невозможно. Но вряд ли депутаты Госдумы от ЛДПР настолько дремучи, чтобы этого не знать. Они – пиарщики. Которые рассчитывают на то, что «электорат» не будет разбираться в тонкостях, но запомнит, что ЛДПР что-то предлагала запретить для мигрантов. Такой пиар – чистой воды политота. Имитация бурной деятельности на «благо народа».
А ещё есть страдальцы политоты. Чем ближе муниципальные выборы, тем больше в лентах социальных сетей фотографий людей в футболках с партийной символикой, которые убирают мусор, сажают деревья, переводят через дорогу бабушек. Их можно было бы называть взрослыми, а иногда пожилыми тимуровцами, если не их страсть к фотоотчётам. Сделал доброе дело – зафиксируй! И сообщи избирателю, какой ты хороший. Политота.
Политота будет процветать, кормя паразитов, пока у нас не появится действительно суверенная политическая система. Ведь вся эта клоунада – от неполноценности нашей. Если западная либеральная демократия – это имитация народовластия, то наша политота – это имитация имитации. Пора отказаться от этой практики. Если не сейчас, то когда?
У Российской империи была суверенная политическая система. Была она и в СССР. С них надо брать пример, а не воспроизводить зады той системы, в которой, как заметил Жорж Сорель, «господствует подкуп в самом бессовестном виде, причём никто не считает нужным скрывать своих мошеннических проделок».
Дмитрий Жвания