Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Снова жёстко, цинично, а главное, без всякого смысла и логики хватали, задерживали, били людей, пытавшихся защищать свободу слова и собраний на площадке у Гостиного двора. Происходящее в центре Петербурга по 31-м числам с каждым разом всё больше напоминает театр абсурда. И чем дальше, тем навязчивее звучит вопрос: неужели это и впрямь тупая, ни на чём не основанная бессмыслица? А может быть, именно это кому-то и выгодно – чтобы одни «просто так» били других?
По следам наших выступлений
Первые задержания описывает участник событий 31 января в Петербурге, чудом, как он сам признаётся, не угодивший в в автозак: «Кто-то в самой середине площади выкрикивает лозунги в защиту Конституции, прав и свобод, к нему бросается ОМОН, сконцентрировавшийся под арками Гостиного Двора, омоновцы тащат в автобус всех, до кого дотянулись, толпа разрезается…» Потом, по словам активиста, «ОМОН почему-то рванулся ловить людей около экскурсионного киоска, люди просто были вынуждены отступить в сугробы. То, что там могли быть и совершенно случайные прохожие, г-д правоохранителей не волновало».
«Несколько омоновцев во всем снаряжении шныряли по толпе, — продолжает автор. — Буквально рядом с нами стояли какие-то люди, они не выкрикивали лозунги, вполне мирно беседовали. К одному из них сзади подходят трое омоновцев и тянут в автобус. Почему, по какому принципу это совершалось, неясно абсолютно. Возможно, работали «корректировщики» со второго этажа Гостинки… В общем, продержались где-то больше часа… Задержано около ста человек, притом – жёстко».
По данным оргкомитета «Другой России», в Петербурге у Гостиного двора вчера вечером было задержано минимум 75 участников «Стратегии-31», которых автобусами развезли по разным отделам милиции в разных частях города. Двенадцать человек оказались в 43-м отделе милиции, на Большой Монетной (Петроградский район), 24 человека – в 60-м отделе на улице Кораблестроителей (Василеостровский район), 20 человек – в 29-м отделе на Киевской улице (Московский район), 19 человек – в 64-м отделе милиции на проспекте Маршала Жукова (Кировский район). Для чего людей с Невского проспекта понадобилось везти на окраину в Южное Автово – вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Однако именно там, в 64-м отделе, вынуждены были провести ночь активист «Другой России» Игорь Чепкасов, координатор Товарищества инициативных граждан России (ТИГР) Александр Расторгуев; корреспондент Артели аналитиков журналист Сергей Еремеев, выполнявший редакционное задание, и многие другие задержанные.
Из сообщений в сети очевидно, что Расторгуева задержали «по следам» автопробега протеста, в котором он участвовал за день до этого, 29-го января. «31 января я спокойно стоял рядом с ларьком у Гостинки, — рассказал сам координатор ТИГРа, — но меня заметил Смяцкий (как следует из контекста — полковник милиции. – Ред.), которому так и не удалось меня арестовать ранее в субботу на автопробеге. Меня скрутили и повезли в 64 ОМ, где оформили 20.2 и 19.3 (неповиновение) и оставили в ОМ 64 до суда. Также во всех протоколах я в ответной части написал о фальсификации протоколов и рапортов с просьбой привлечь сотрудников за данное преступление».
Похоже, «по следам наших выступлений» коротал ночь в 60-м отделе милиции и создатель интернет-ресурса Заливает.СПб Фёдор Горожанко. Напомним, молодой человек был организатором митинга по проблемам жилищно-коммунального хозяйства, который прошёл в саду имени Чернышевского 30 января.
Часть задержанных в знак протеста отказывались называть свои паспортные данные, вследствие чего они подвергались давлению и угрозам. Теперь большинству активистов предстоит суд по месту жительства.
Мрачным каламбуром стало появление 31 января в Северной столице клона так называемого «жемчужного прапорщика»: пока неустановленный страж правопорядка на глазах у своих коллег без всякой причины зверски избил молодую девушку. Как рассказала Артели аналитиков сама пострадавшая, 22-летняя выпускница университета, режиссёр по образованию Мария Шария, вся её вина состоит в том, что она попыталась поднять плакат, символизирующий обложку Российской Конституции. «В ту же секунду меня схватили два сотрудника милиции с затемнёнными стёклами на шлемах. Они, естественно, не представились и буквально понесли меня к автобусу. Я не сопротивлялась – я же не сумасшедшая, — свидетельствует активистка. – Рядом с автобусом стоял человек в милицейской форме – он-то несколько раз и ударил меня кулаком по голове. Всё произошло очень быстро. Один удар пришёлся по лбу и переносице, боль была ужасная, я почти отключилась… Правда, крови было немного и следов на лице почти не осталось – видимо, их специально обучили, как бить…».
Девушка подчёркивает, что на протяжении долгого времени – и в автобусе, и в 43-м отделе милиции, несмотря на все просьбы, требования и ультиматумы, ей не удавалось получить медицинскую помощь. И даже когда, наконец, приехали врачи «скорой» и стали настаивать на госпитализации, милиционеры наотрез отказывались отпустить человека, получившего травмы, — что уже является преступлением.
В Покровской больнице пациентке поставили диагноз: «закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга». Сейчас Мария находится на амбулаторном лечении, принимает назначенные врачом препараты, однако, чувствует себя, по её словам, очень плохо – «обезболивающие совсем не помогают». Как узнала девушка уже 1 февраля, в милиции на неё был составлен липовый протокол. «Я ничего не подписывала!» — утверждает Мария Шария.
Ряд блогеров также сообщает, что с сотрясением мозга в больницу была доставлена активистка «Яблока» Полина Стронгина. По свидетельствам очевидцев, при задержании её ударили головой о столб.
Напомним, что процесс по делу «жемчужного прапорщика-1 (Вадима Бойко) начинается 9 февраля в Куйбышевском федеральном суде Петербурга.
В загоне – овцы, а за забором кто?
В отличие от Северной столицы в Москве в последний день января проходил согласованный митинг «Стратегии-31», на котором выступили правозащитники Людмила Алексеева и Лев Пономарёв, политики Борис Немцов и Владимир Рыжков, писатель Виктор Шендерович. Участники требовали отставки правительства РФ, освобождения Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Охрану мероприятия обеспечивали 1400 милиционеров и служащих внутренних войск.
СМИ констатируют, что всё прошло мирно и без эксцессов, хотя накануне ночью в головном офисе движения «Стратегия-31» и в квартирах московских активистов «Другой России» прошли обыски, были изъяты компьютеры, несколько человек задержаны. А затем, вечером 31-го, около 20 человек, в том числе и лидер «Другой России» Эдуард Лимонов, были задержаны на подступах к Триумфальной площади. Задержаны за то что, как пояснил представитель московского ГУВД, «мешали гражданам пройти на митинг». Как сообщают сами задержанные, в милицейском автобусе их били.
Добавим, при этом Лимонов и его ближайшие единомышленники и не собирались участвовать в разрешённом властями мероприятии, а планировали провести несанкционированное шествие по Тверской улице до Манежной площади.
А вот что пишет в сообществе «Солидарность» участник событий в Москве tribunus: «У металлоискателей не было практически никого, людей оттуда отгоняли менты, а большинство шло в загон. Погуляв минут пятнадцать вокруг загона, пришлось войти внутрь. На митинге говорили всё о том же, я начал подходить к лидерам оппозиции и спрашивать, планируется ли марш несогласных к памятнику Жукову, как решил оргкомитет. Однако все мне отвечали, что нет».
«После того как митинг в загоне закончился, продолжает активист, — большинство интеллигенции, которая, наверное, больше всего на свете боялась завинтиться, пошла в сторону Белорусского вокзала. А часть людей направилась к Тверской мимо металлоискателей, которые менты убрали… Около 300 человек дошло до Пушкинской. Там в переходе люди рассосались и нас осталось около 50 блогеров и хипстеров, которые, твердо решив не сворачивая в Старбакс, дойти до памятника Жукову. Скандируя «Россия без Путина», «Раз, два, три — Путин уходи», а проходя мимо мэрии — «Москва без Собянина» и «Даешь выборы мэра» дошли до входа в метро «Охотный ряд». Там женщина, похожая на Марину Литвинович, предупредила всех, что около памятника Жукову нас ждет ОМОН, и предложила разойтись. После чего все пошли в метро».
Впрочем, как следует из цитируемого текста, «несколько несгибаемых борцов за народное счастье и по совместительству активистов Левого Социалистического Действия таки дошли до памятника Жукову, где я встал и 10 минут простоял в одиночном пикете – больше не смог, так как очень замерз».
Как считает сама упомянутая правозащитница, бывшая «правая рука» Гарри Каспарова Марина Литвинович, «конечно, такое разделение вредит, потому что оно совершенно дезориентирует людей. Многие не хотят идти в загон и участвовать в этом митинге, много задержаний было… Преодолеть это можно только тем, что они будут договариваться между собой. Но пока, к сожалению, я не вижу таких настроений ни у тех, ни у других. Выглядит несколько странно, когда происходит митинг согласованный и ведущий говорит: мы здесь собрались, чтобы защитить 31 статью. Все кричат, а рядом происходят задержания. Происходит некий абсурд… Когда люди стали выходить после митинга, они объединились с теми, кто был вне оцепления. И некоторая группа людей, человек 50, сумела дойти до Манежной площади. Я тоже шла в этой группе, мы кричали лозунги «Россия без Путина», «Это наш город», «Долой власть чекистов». Так что люди реализуют свои пожелания и свои идеи вне всяких договоренностей между Лимоновым и Алексеевой…»
Массовые акции «Стратегии-31» прошли в январе-2011 в десятках городов России, включая Тюмень, Нижний Новгород, Рязань, Ростов-на-Дону и многие другие.
Фото Сергея Чернова и dgedaeff.
P.S. Как сообщила пресс-служба «Другой России» в ночь на 2 февраля, трое активистов «Другой России» получили в Санкт-Петербурге по 7 суток ареста за акцию в защиту Конституции, прошедшую 31 января у метро «Гостиный двор». Их имена — Игорь Чепкасов, Роман Хренов, Игорь Щука. Судебное заседание проводил судья участка №203 А.В. Кузнецов, уже известный вынесением суровых арестов оппозиционерам (в частности, именно он осенью присудил 29 суток ареста лидеру петербургского РНДС Андрею Пивоварову). Характерно, что ещё до вынесения приговора оперативники из центра «Э» в беседах друг с другом заявляли, что именно эти другороссы будут арестованы. Таким образом, можно сделать вполне опредёленные выводы о независимости суда.
Я про Стронгину написал основываясь на сообщении канала 100-ТВ. Ее действительно ударили головой об столб, но без серьезных последствий. В больницу с сотрясением мозга отправили Марию Шария. Ее блог — mariesharia.livejournal.com
На мой взгляд, сейчас после многочисленных публикаций избиений Марии Шария, нужно провести расследование этого преступления. Такой опыт у активистов протестных групп есть. Выступления «Стратегии-31» становятся такой же традицией, как и демонстрация 7 ноября. Интересные традиции похожих акций есть в Европе. Так, в Германии каждое 1 мая в Берлине проходят жесктие столкновения между полицией и левыми радикалами.