ПЕТЕРБУРГ: зрелище Первомая

Андрей СОШНИКОВ

Первомайская демонстрация в год муниципальных выборов обещала быть массовой и горячей, но лишь законсервировала статус-кво в петербургской политике.

Сталин, Путин и Христос

Первомай в Петербурге традиционно собирает на Невском разношёрстные колонны митингующих. На этот раз на главный проспект города вышло около 37 тысяч человек.

Первомай в Петербурге традиционно собирает на Невском разношёрстные колонны митингующих
Первомай в Петербурге традиционно собирает на Невском разношёрстные колонны митингующих

Ярмарку общественно-политических движений открывает «Единая Россия» и профсоюзы, которые обещали собрать под своими знаменами 10 тысяч человек. Барабанщицы поправляют мини-юбки, усталые бригадиры ставят галочки напротив фамилий бюджетников, Виталий Милонов красуется с флагом Донецкой республики. Между ними мечется пожилой мужчина с плакатом «Путинский застой и “Единая Россия” неотделимы». Прийти 1 мая на площадь Восстания — ещё полдела, а вот разобраться в разноцветном людском потоке неподготовленному человеку бывает трудно. Дама с рацией предлагает дезориентированному пенсионеру встать в колонну соответственно политическим взглядам. Пенсионер воспринимает это как акт репрессий и намертво прикрепляется к провластным профсоюзам.

Из динамиков доносится: «За повышение зарплат во всех сферах экономики, за достойные условия труда — резолюция митинга будет направлена в правительство» — тоном беспочвенного оптимизма, каким обычно предлагают взять кредит за пять минут. Десятью тысячами здесь и не пахнет, но всё равно у партии власти самая массовая колонна.

Немного позади — реинкарнация партии «Родина» с собственной службой безопасности. Местная достопримечательность — мужчина с тяжелым деревянным крестом во всё туловище, на кресте распят железный Христос, а сам мужчина в лёгкой обтягивающей футболке.

На Пермайском шествии В Санкт-Петербурге доминировала украинская тема
На Пермайском шествии В Санкт-Петербурге доминировала украинская тема. На фото: баннер Российского социалистического движения (РСД)

Их союзники из «Славянской общины» идут с портретами полковника ГРУ в отставке Владимира Квачкова, отбывающего срок по обвинению в терроризме. На тележке закреплён динамик, из которого доносятся шансон про «прихлебателей Кремля» партию «Союз правых сил»: «Их прикрыва-а-а-ет президент, что придаёт, конечно, вес всей этой банде СПС». Партия эта развалилась шесть лет назад, но фамилии её лидеров — Немцов, Хакамада, Чубайс — по-прежнему старательно выведены на транспарантах «квачковцев».

Главный коммунистический герой на петербургском Первомае – ни Ленин, со дня смерти которого недавно прошло 90 лет, ни Че Гевара, изображения которого чаще можно встретить в торговых центрах, а Сталин. На портретах коммунистов фоном для «отца народов» выступает красное знамя. У «коричневых» он чаще в белом мундире при орденах. У «прогрессивных» левых из РКСМ(б) и «РОТ-Фронта» – Сталин-хипстер с пририсованными очками «рей-бенами».

Меньше левых

К слову, КПРФ в этом году уступила по численности и «Единой», и «Справедливой России». Видимо, сказываются конфликты в петербургском отделении партии.

Далее — опасное соседство: зелёные, анархисты и феминистки, в пяти метрах от них лимоновская «Другая Россия» поёт осанну покорителям Крыма, и немного поодаль — «Национал-социалистическая инициатива» с кельтским крестом и видоизмененной свастикой. Группки с интересом присматриваются друг другу. Вспышки ненависти превентивно гасит ОМОН, перебрасывающий силы то на один край Лиговского проспекта, то на другой.

Лимоновская «Другая Россия» поёт осанну покорителям Крыма
Лимоновская «Другая Россия» поёт осанну покорителям Крыма

В колонне «Справедливой России» вместо требований звучат песни из советских мультфильмов. «Чунга-чанга» — привет всем, кто в 2011 году голосовал за партию из протестных соображений.

Напоследок две колонны демократической оппозиции. Одна под лейблом «Силы добра» агитирует баллотироваться в муниципальные депутаты. Другая, «Демократической Петербург», — добивается прекращения необъявленной войны с Украиной и вступления России в Европейский союз. Замыкают все это геи. Точнее, замыкает петербургский Первомай праздничного вида женщина на самокате: пока самокат едет, она кричит: «Позооор!!!», затем отталкивается ногой от земли и снова: «Позооор!!!!»…

1 мая в Петербурге геи шли сзади всех
1 мая в Петербурге геи шли сзади всех

Тысячи петербуржцев ежегодно 1 мая собираются на Невском и Лиговском проспектах, чтобы пройтись маршем до разных площадей. Коммунисты в 2014 году шли на Исаакиевскую площадь, демократы на Марсово поле, партия власти — на Дворцовую. То, что говорят с трибун лидеры тех и других, не является сюрпризом или откровением. Никакой солидарности трудящихся, тем более международной, здесь нет. Но если одни, выходя на улицу, рискуют пострадать физически, то другие получают за это 200 рублей и галочку от бригадира. Выстраиваясь друг за другом на ярмарке общественно-политических движений, они лишь кажутся равными.

Те, кто не пошёл

Некоторые постоянные участники Первомая на этот раз решили на шествие не ходить, а отменить праздник с помощью акции. Так, активисты Комиссариата социальной мобилизации, придя к мысли, что «ежегодные первомайские шествия всё больше превращаются в ритуальное маянье — громкие лозунги, грозные речи, революционные призывы в сером полицейском кольце», а нынешнее шествие было призвано подчеркнуть единство “царя” и холопов под кличем “КРЫМ! ПОБЕДА! ПУТИН!”», посчитали, что лучше откликнуться на Первомай вывешиванием растяжки с надписью «Не МАЙся, а МАЙДАНь!» на ограде Дворца Труда, где размещается штаб лояльных власти профсоюзов — ФНПР.

Комиссариат социальной мобилизации посчитал, что лучше откликнуться на Первомай вывешиванием растяжки с надписью «Не МАЙся, а МАЙДАНь!» на ограде Дворца Труда
Комиссариат социальной мобилизации посчитал, что лучше откликнуться на Первомай вывешиванием растяжки с надписью «Не МАЙся, а МАЙДАНь!» на ограде Дворца Труда

«Акция прошла в 13 часов, когда все записные оппозиционеры Петербурга митинговали в разных частях города в окружении ОМОНа», — подчёркивают активисты. Как только активисты повесили баннер, их попытались задержать сотрудники полиции. «Всем активистам, кроме одного, удалось скрыться. Однако баннер провисел не более пяти минут. Задержанный активист провёл в отделе полиции два часа, полицейские его выпустили после составления протокола», — сообщила пресс-служба Комиссариата социальной мобилизации.

Фото Сергея Николаева и Фёдора Алексеева

1 комментарий

да, первомай — самая массовая акция в россии. и наверное хорошо, что его организывывает ФНПР, то ест профсоюзы, а не политические движения. потому что политикам трудящиеся давно не нужны. только профсоюзам

Добавить комментарий