Перспективы XXI века в «Крокодильем болоте»

Продолжение цикла статей «Города розовые — города красные»

Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ

Ведущему рубрики о находящихся под управлением левых и левоцентристских сил городах всегда непросто, когда речь заходит о примерах африканских городов.

Мали в последнее время, как правило, попадает в хронику новостей в связи различными примерами действия на территории этого франкоязычного государства джихадистских формирований

Дело тут не столько в политической специфике «Чёрного континента», в большинстве стран которого, на самом деле, идейно-политические «лейблы» и «этикетки» зачастую носят условный и малоустойчивый характер. Более важно другое. А именно то, что речь идёт о беднейшей части планеты, где в большинстве государств многие граждане продолжают проживать в крайне непростых условиях, где у муниципальных властей, соответственно, имеется в реальности крайне не много средств на реализацию более «социальной повестки».

Cегодня в городе живут уже свыше трёх миллионов жителей, включая большое количество переселенцев из менее спокойных районов Мали и граждан соседних африканских стран.

Но вот в такой объективно невесёлой ситуации заслуживают особой похвалы примеры, показывающие, что и в небогатых, всё ещё отсталых обществах на местном уровне всё-таки предпринимаются попытки как-то улучшить повседневную действительность, сделать её более яркой. К подобным случаям, если мы говорим о «городском» уровне, можно отнести столицу западноафриканского государства Мали — Бамако. Мали в последнее время, как правило, попадает в хронику новостей в связи различными примерами действия на территории этого франкоязычного государства джихадистских формирований.

Вместе с тем с 2007 года столицу страны в качестве мэра возглавляет Адама Сангаре. Он опытный управленец, получивший, в частности, диплом монреальской Школы наук и управления Квебека, работавший адвокатом, чиновником ряда неправительственных организаций, инспектором по вопросам социального обеспечения Мали. До того, как занять кресло мэра, Сангаре он также прослужил на ответственных должностях в городском управлении, отвечал, в частности, за местные законы, гражданское состояние, административные и юридические вопросы.

C 2007 года столицу страны в качестве мэра возглавляет Адама Сангаре

В политическом плане Сангаре представляет Альянс за демократию в Мали — Панафриканскую партию за солидарность и справедливость. Эта левоцентристская, участвующая в деятельности Социалистического Интернационала партия имеет также основную группу в муниципальном совете.

Первоначально, заняв пост мэра, Адама Сангаре заявил: «Наша амбиция для округа Бамако велика… Речь о том, чтобы открыть крупные стройки и развивать Бамако в XXI веке». Вот уже более десяти лет Сангаре и её команда возглавляет столицу Мали и можно сказать, что, несмотря на все объективные трудности, город двигается в правильном, прогрессивном направлении.

С языка местной коренной народности бамбари Бамако переводится дословно как «затопленное крокодилье болото».

Между тем, говоря о Бамако, следует понимать, что речь не просто о столице страны, являющейся одной из «горячих точек» современной Африки. В конце ХХ — начале XXI столетий и Мали в целом, и её столица переживают настоящий демографический взрыв. Это ещё в конце XIX веке в Бамако (само поселение было создано в XVI столетии и с языка местной коренной народности бамбари Бамако переводится дословно как «затопленное крокодилье болото»!) проживали всего шесть сотен человек, а на момент провозглашения независимости (1960 год), когда Бамако становится столицей малийского государства, в городе жили от силы сто тысяч жителей.

В наши же дни численность населения главного города Мали растёт фантастическими темпами. Менее чем за два десятилетия рост составил треть; сегодня в городе живут уже свыше трёх миллионов жителей, включая большое количество переселенцев из менее спокойных районов Мали и граждан соседних африканских стран. Это не случайно: Бамако считается чуть ли не одним из основных «перекрёстков» западноафриканского региона. Разумеется, для города вполне характерны те же вызовы и проблемы, с которыми повседневно встречаются другие крупные африканские города.

Бамако считается чуть ли не одним из основных «перекрёстков» западноафриканского региона

Если же мы говорим о левоцентристском профиле местной власти, то нужно сказать, что в сложных социально-политических условиях, при нехватке в городском бюджете средств, местная власть на деле пытается проводить прогрессивную политику. В чём это заключается конкретно? Муниципальная политика предусматривает уважение прав человека, культурную и этническую терпимость, равный доступ мужчин и женщин к правосудию, просветительскую политику по расширению гражданских прав женщин (в Бамако свыше 9/10 постоянных жителей — мусульмане и очень важно проводить подобную деятельность на муниципальном уровне), развитие на всех уровнях солидарности.

Муниципальная политика властей Бамако предусматривает уважение прав человека, культурную и этническую терпимость, равный доступ мужчин и женщин к правосудию, просветительскую политику по расширению гражданских прав женщин.

Команда Адамы Сангаре видит приоритетами политики городской власти образование (в Бамако действуют десять лицеев, семь высших учебных заведений, включая Университет Бамако, Высшую школу высоких технологических и коммерческих исследований, Национальную инженерную школу), здравоохранение (из трёх стационарных городских больниц одна финансируется Китаем), обустройство территории (за последние более чем 10 лет немало сделано для ликвидации «бидонвилей» и строительства более или менее достойного социального жилья), защита окружающей среды, профилактика гигиены. Важно также, что власти пытаются через квартальные собрания жильцов вовлекать горожан в местную общественную жизнь.

Ещё одним козырь, который могут предъявить социалисты Бамако, — их культурная политика. Создаются новые библиотеки и читальные залы, это же относится к музеям и выставочным залам. В Западной Африке Бамако известен и как «город фестивалей», проведение которых также является ответственностью местной мэрии. Известны фестивали музыки, фотографии, танцев, всеафриканскую известность приобрёл театральный Фестиваль повседневностей. Как говорит мэр Адама Сангаре, «в стране, ведущей беспощадную борьбу с религиозно-политическим фанатизмом пример Бамако показывает, что альтернативой обскурантизму может стать проект будущего». И сегодняшний Бамако уже точно не является прогнившим «крокодильем болотом»…