Павел ЯБЛОНСКИЙ
Мне давно и хорошо известны поляки, Польша, у меня есть опыт общения, сотрудничества с польскими СМИ, я много раз бывал в этой стране, делал интервью с разными известными польскими личностями в политике, культуре, начиная от первого пост-коммунистического президента Леха Валенсы, поэтому посмею высказать иную точку зрения на происшедшее на Евро-2012. И, может быть, эта публикация позволит многим сделать надлежащие выводы.
Околофутбол
В Польше европейский футбольный чемпионат ждали истинные потрясения политизированного характера, которые грозили и имиджу государства, и экономике турнира. Сразу оговорюсь, в Польше есть разные люди, и те, кто спокойно относится к России, даже встречаются те, кто и дружески. Однако в последние годы, особенно когда у власти были братья Качинские и их партия «Право и Справедливость» (ПИС), в Польше складывалось всё более негативное отношение к России. Практически ежедневно в СМИ звучала тема России, преимущественно в мрачном ключе.
А тут Бог послал играть Польше и России в одной группе. «Группа жизни», как её называли благодушные футболоведы. «Группа смерти», как видели её люди, политикой ударенные. Польская команда особо настраивалась на матч-бой, а наиболее агрессивная часть молодёжи готовилась дать свой бой – как все увидели – тысячам российских болельщиков до матча, а после него – особенно. Этому настрою способствовали и некоторые польские СМИ, где появлялись статьи с провокационными заголовками и картинками.
Безусловно, в серьёзных уличных сражениях, которые развернулись перед матчем, в рядах бойцов находились далеко не только болельщики, но и те, кто только и ждал исторического часа побить русских за все многовековые обиды – реальные, раздутые и вымышленные. А тут ещё, как раз под чемпионат, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), рассматривая польские претензии по Катынскому делу, пришёл к компромиссным выводам, которые не слишком понравились полякам. Это дало повод некоторым российским СМИ вновь утверждать, что точно не установлено, будто массовые расстрелы польских офицеров в Катыни были проведены НКВД, может быть, всё же это сделали гитлеровцы.
Конечно, в рядах российских посетителей Евро-2012 тоже оказались свои экстремисты, которые только и мечтали приехать в Польшу и под футбольный шумок намять бока «этим полякам» за всё. Хотя польских ультрас явно было больше, о чём говорят и полицейские сводки. Стало ясно, что в случае чьей-то победы в матче Польша – Россия, больших уличных битв, а то и погромов не избежать, в том числе могут достать и самих футболистов. Тем более, что поступали сведения о численном усилении польских боевых фанатских и не только фанатских группировок к окончанию матча и последующим футбольным временам, да и с российской стороны сообщалось о намерении ещё 20 тысяч боевых «выдвиженцев» приехать на подмогу.
Матч-бой
И вот, глядя на ход игры, видим: команды сначала побились на всю катушку (хотя соборная России поначалу, в основном, отбивалась от сверхнапора поляков), врезали друг другу по голу. Поляки бились насмерть, демонстрируя самый боевой, просто героический настрой – иного бы политизированное вокругфутбольное сообщество им бы не простило. Ведь напомнила же к матчу польская версия американской газеты «Ньюс уик» о победной битве Юзефа Пилсудского с русскими в 1920-м – и провоцировала, что, дескать, не пора ли повторить…
Но вскоре после перерыва игра как-то скуксилась, и в последней четверти просто перешла в катание мяча. Это был сеанс успокаивающей психотерапии для игроков, для болельщиков, особенно тех, кто болел не футболом, а другим, особенно для тех, кто собирался в полки за пределами стадиона. Этот сеанс означал: они решили докатать мяч до ничьей. Вполне представляется реальным, что и поляков посетило некое знамение свыше. Стороны (не только игроки) осознавали: в случае чьей-то победы начнутся серьёзные боестолкновения на улицах, которые могут даже докатиться до российской делегации, игроков в гостинице, при их трансфере и т. п. Для Польши это был бы неприемлемый евроскандал.
У наших игроков то ли засвербило, то ли сигнал свыше пришёл: докатать до ничьей, а там с греками уж как-нибудь справимся. Однако психология в футболе имеет значение, как ни в каком другом виде спорта. И кураж был в этой игре потерян. С греками не пошло. А, может быть, даже и страх выхода в четвертьфинал и неизбежность в таком случае дальнейших конфликтов с одержимыми поляками, чью команду русские не пустили бы дальше, подсознательно стал тормозящим фактором. Вот и вылетели из турнира, хотя команда, безусловно, была лучшая в группе и одной из лучших на Чемпионате Европы – и винить её в том, в чём винят, не стоит.
У поляков же всё равно все силы, имевшиеся у этой не очень сильной команды, на Россию и ушли. С чехами было уже не совладать, да и «пар весь в гудок вышел». Не исключено, что во спасение турнира, его спокойствия, репутации страны (ибо буйство польских болельщиков, в более скромной мере, но уже проявило себя и с другими гостями Евро-2012), польское спортивное руководство решило тормознуть дальнейший проход команды по турниру.
К тому же, если бы польская команда выходила в четвертьфинал, то она попадала бы на сборную страны, с которой у поляков свои счёты – не слабее, чем с русскими: на сборную Германии. Тем более, поляков давно гневит то, что ключевыми игроками сборной Германии являются перебежчики Мирослав Клозе и Лукас Подольский, которые, играя даже среди немцев, перекрикиваются между собой по-польски. «Предатели!» — не раз грозно кричали польские фанаты за годы их триумфальных выступлений за немецкие клубы и сборную. Уж точно были бы ещё большие заварухи — и этого власти точно опасались.
Чьи это проблемы?
Польша и Россия не прошли. Так был выпущен пар из крайне перегретого политикой котла Евро-2012. Под грузом всего этого потому и вели себя российские футболисты «неблагодарно». Они чувствовали, что произошло что-то совершенно нелепое и нефутбольное. И не важно, был ли косвенный сигнал сверху, который и не установить, или психология игроков так сработала, но они оказались просто опустошёнными. А так готовились — фавориты в группе – но политика нейтрализовала, если не убила команду. Фраза «это не наши проблемы — это ваши проблемы» из уст капитана сборной России Андрея Аршавина — это и есть метафора того, что произошло. Это были ваши политические проблемы, сказал он депутату, а не наши, футболистов.
С изложенным видением происшедшего согласились и поляки, работающие в России, и русские, с кем мне приходилось делиться этими соображениями. К тому же есть предположение, что Россия решила в такой напряжённой ситуации уйти из неё, дабы не нарываться в дальнейшей игре на повисшие минус 6 очков, которые лишили бы её шансов попасть на Евро-2016.
В пользу вышеизложенного говорит и то, что, по завершении игр Польши и России, в Польше наступили тишь да благодать на стадионах, да и за пределами, что особенно тут беспокоило. Поляки ведь всё же удовлетворили свои чаяния хоть в том, что от души радовались, как русских вырубили из турнира греки. Так не доставайся же, мол, ты никому, четвертьфинал! Вроде как «назло бабушке отморожу себе уши!» – типичная линия поведения сверхполитизированных поляков, которые, например, несколькими годами раньше щипали-щипали Россию, потакали-потакали оранжевым украинским газокрадам, а потом дивились: что это так неразумно Россия мимо нас газопровод решила построить?
P.S. И всё-таки Аршавин в страстном порыве зарабатывать деньги рекламой (см. фото) выглядит куда энергичнее, чем на поле. Сегодня это смотрится на каждом углу города просто неприлично.