Павел ЯБЛОНСКИЙ. Петроград — правильнее и лучше, чем Петербург

Сам  Пушкин предлагал нам звать город Петроградом

20 лет назад, 6 сентября 1991 года, по итогам  городского референдума, прошедшего 12 июня, указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ленинград был переименован в Санкт-Петербург. Считается, что город вернул своё первородное имя. Но есть немало интересных фактов и логических цепочек, как политических, так и идейно-нравственных, которые приводят нас к выводу, что Северной столице следовало бы именоваться Петроградом.

По-немецки город назвал Бирон, а не Пётр

Начнём с того, что наши западники, агитируя за переименование города, ошибались, утверждая, что Санкт-Пе­тер­бург —  это ис­то­ри­че­ское на­зва­ние го­ро­да, дан­ное его ос­но­ва­те­лем Пет­ром I. Царь Пётр, увле­чён­ный всем гол­ланд­ским, на­звал город по-гол­ланд­ски –Санкт — Пи­тер­бурх. Кста­ти, сами гол­ланд­цы шутят о своём языке: гол­ланд­ский язык – это когда пья­ный немец­кий мат­рос пы­та­ет­ся го­во­рить по-английски.

И только после кончины царя Петра город стал как-то постепенно именоваться на немецкий лад Санкт-Петербургом. Это был период русской истории, когда при дворе, да и  почти во всех областях государственной и общественной жизни России тон задавали иностранцы, прежде всего — немцы. А государством фактически управлял немец граф Эрнст Иоганн Бирон, фаворит императрицы Анны Иоанновны, ставший на короткое время после её кончины регентом при малолетнем царе Иоанне Антоновиче.

27 мая 2006 года, в День рождения Санкт-Петербурга, активисты ДСПА провели акцию "Пётр - палач", надев на скульптуру Петра-плотника на Английской набережной красный колпак

Бирон — это была ещё та фигура. Очень западно-ориентированный и при этом реакционный режим, именуемый в истории России с негативным окрасом «бироновщина», отметился разграблением национальных богатств России, жестоким преследованием людей за убеждения. За все «дела» Бирон и многие его немецкие фройнды были потом отстранены от власти и понесли наказание. Бирона за попытку захвата власти приговорили даже к смерти, правда, потом смягчили наказание. «Как версия вполне приемлемо, что именно при Бироне закрепилось немецкое название российской столицы Санкт-Петербург», — подтвердил как-то в разговоре со мной профессор Евгений Анисимов, главный научный сотрудник Института истории РАН, крупнейший петербургский специалист по петровской эпохе.

Немецкое название Санкт-Петербург утвердилось при немецком фаворите императрицы Анны Ивановны Бироне

Говоря же о личности Петра, который, желая всё в России завести на иностранный манер, дал новой столице заморское название, авторитетный историк отметил,  что «хоть, безусловно, дела Петра в созидательном плане велики, однако Россию и русских людей он не любил», да и вообще, самодурствовал, как известно, изрядно, например, устраивал свадьбы и похороны карликов. Известны садистские наклонности Петра. Чтобы обучиться стоматологии, он лично вырывал зубы у солдат и матросов; чтобы познать тайну зарождения человеческого плода, вспарывал животы беременным женщинам. Но о садизме и тирании «основателя Петербурга» не принято вспоминать. Говорят лишь о «прорубленном окне в Европу».

Народные восстания Пётр топил в крови. Он лично руководил казнью московского стрелецкого ополчения (1698), по его приказу были казнены триста участников астраханского бунта посадских людей, возмущённых новыми поборами (1705-1706), замучены тысячи казаков и крестьян из повстанческой армии Кондратия Булавина (1707-1710).  Феликс Разумовский, создавший на ТВ исторический цикл о русской элите, подчеркивает, что Пётр выкорчевывал всё, связанное с русским национальным сознанием, русским, славянским духом, причём делал это он совершенно сознательно. Старую русскую элиту своим принудительными оргиями — «опусканиями» он довёл до глубокой духовно-культурной национальной деградации. Он просто хотел вытравить русскость. В итоге же он пытался ценой огромных жертв не только в физическом, но и в нравственном, духовном плане для русского народа, создать мощную агрессивную империю западного типа, могущую проводить экспансию на суше и на море, чего бы это его народу не стоило.

Народ рус­ский, и при стро­и­тель­стве го­ро­да САНКТ-ПЕ­ТЕР­БУР­ГА, и при строительстве им­пе­рии, был про­сто щепа, по­ги­бал без счёту. Во время прав­ле­ния Петра на­се­ле­ние Рос­сии со­кра­ти­лось на чет­верть. Только на строительстве Петербурга погибли сотни тысяч крестьян и «работных людей». Указ 1 марта 1704 года требовал ежегодной высылки на берега Невы по сорок тысяч человек. «Работные люди» ссылались вместе с жёнами и детьми. Люди работали по пятнадцать часов в день, снабжение строителей было крайне скудным — кусок хлеба в день. Жалованье — «по полтине человеку в месяц» (из письма Петра). Царские чиновники разворовывали и эти копейки. Об ужасах возведения Петербурга народ сложил песни и легенды.

Позже, со второй половины XIX века многими славянскими народами Европы, русскими, украинцами, белорусами, сербами, чехами, словаками, завладела идея славянского братства. Этой идее отдал дань и Михаил Бакунин, будущий «апостол анархии». Чехи и словаки то под германским, то под австро-венгерским господством сопротивлялись германизации и мадьяризации родной культуры и языка. Не будем перечислять, чего натерпелись балканские народы от турков.

Медный всадник. Открытка начала XX века

В те годы мощное развитие получила идея «славянской взаимности», свои надежды славянские народы возлагали на Россию. В российскую столицу тогда ездили делегации чехов и словаков за поддержкой, вплоть до (не поверите!) обращения к нашему царю с просьбой включить их земли в состав России, создать общее славянское государство. Но царь не принял этой идеи. Правда, тогда на Панславянском конгрессе большинство славянских народов решили иметь в своём государственном флаге единый триколор, как российский флаг, что концептуально сохранилось до сих пор, даже когда Чехословакия и Югославия развалились на новообразовавшиеся славянские государства. К слову, с началом Первой мировой войны из перебравшихся в Россию десятков тысяч чехов и словаков был создан Чехословацкий корпус, который принимал активное участие в боевых действиях под российским командованием. Там воевало много ярких личностей, в том числе и Ярослав Гашек.

Что характерно, ни одно славянское государство не имеет городов с чужестранным, чужеродным названием. Освободившись от ига оккупантов, славянские народы вернули своим городам родноязычные имена.

Или пора переименовывать на «американский язык»?

Начало Пер­вой ми­ро­вой войны в Рос­сии про­бу­ди­ло на­ци­о­наль­ное са­мо­со­зна­ние. В рус­ский язык пе­ре­ста­ли втас­ки­вать фран­цуз­ские, немец­кие или ан­глий­ские слова. В 1914-м при той же, между про­чим, пра­вя­щей пет­ров­ской (ро­ма­нов­ской) ди­на­стии, имя сто­ли­цы рус­ско­го го­су­дар­ства ре­ши­ли пе­ре­ве­сти на рус­ский язык – в пику бы­ло­му и осме­ян­но­му за­па­до­по­клон­ству. Так вот ме­ня­лось пер­во­род­ное на­зва­ние го­ро­да: вна­ча­ле дан­ное Пет­ром Санкт-Пи­тер­бурх, затем внед­рён­ное нехо­ро­шим нем­цем Би­ро­ном и позже при­зна­ва­е­мое самым пло­хим нем­цем Гит­ле­ром – Санкт-Пе­тер­бург (идя на Ле­нин­град, фюрер на­зы­вал его имен­но Пе­тер­бур­гом, и фа­ши­сты ста­ви­ли на до­ро­гах со­от­вет­ству­ю­щие ука­за­те­ли), после – Пет­ро­град, а потом ро­ди­лось ком­му­ни­сти­че­ское на­зва­ние Ленинград.

Знаменская площадь (ныне пл. Восстания) в начале ХХ века

Если в на­зва­нии Ле­нин­град рос­сий­ских де­мо­кра­тов, по­клон­ни­ков ка­пи­та­лиз­ма, бу­до­ра­жи­ла ком­му­ни­сти­че­ская идео­ло­ги­зи­ро­ван­ность, то ло­ги­ка под­ска­зы­ва­ет: надо было воз­вра­щать на­зва­ние Пет­ро­град. Ведь имен­но так на­зы­вал­ся город, когда Рос­сия до­стиг­ла выс­шей точки ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го раз­ви­тия. Кроме того, можно не со­мне­вать­ся, что, если бы вдруг город ока­зал­ся под Гит­ле­ром, а он бы точно звал его Пе­тер­бур­гом, и после его осво­бож­де­ния никто не под­ни­мал бы во­прос о пе­ре­име­но­ва­нии Ле­нин­гра­да в Пе­тер­бург, нашли бы на волне де­мо­кра­тии дру­гое на­зва­ние, и ско­рее всего – Пет­ро­град или Свя­то-Пет­ро­град. На­пом­ню, что имя го­ро­ду дано не в честь царя Петра I, как ду­ма­ет нема­лое ко­ли­че­ство людей, а в честь свя­то­го Петра. И этот апо­стол в рус­ской пра­во­слав­ной тра­ди­ции зо­вёт­ся Пет­ром, а не Петером.

Но пока открывается перспектива – корректировать название нашего города от модного когда-то немецкого к модному ныне английскому. Тем более что у нас на волне американизации русского языка всё чаще немцев Петеров называют Питерами, как, например, режиссёра Петера Штайна. Так что да­вай­те уж по­сле­до­ва­тель­но, в ло­ги­ке ны­неш­ней эво­лю­ции, на­зо­вём нашу се­вер­ную сто­ли­цу Сент-Пи­тер­с­бер­гом, имен­но так звучит имя города в Аме­ри­ке, на­зван­ного ко­гда-то в честь рус­ской сто­ли­цы. Ка­жет­ся, что се­год­ня в Рос­сии по-сла­вян­ски го­во­рить неудоб­но. Ведь внед­ря­ют же в рус­ский язык ны­неш­ние «цари» слово «прай­ме­риз». А речь-то не о каком-нибудь иностранном алкогольном напитке, скажем, а о предвыборах российской власти.

Пушкин воспевал не Петербург, а Петроград

У русского поэта номер один встречаем  —  «град Петра» да «Град Петров». Скорее всего, Пушкину, великому творцу современного русского языка, очевидно: Петров град – это Петроград, а не Петербург. Он, истинный русский патриот, хоть и не бросал прямых упреков о неправильности названия русской столицы русофобом Петром, но давал косвенные «инструкции» потомкам. Интересно, что чехи, словаки, сербы, хорваты, как только у нас изменили Ленинград на Петербург, стали снова называть наш город Петроградом, даже в СМИ. Вот ведь какие славяно-патриотичные!

Февраль 1917 года. Петроград. Революция

Филологи, в свою очередь, говорят, что такое обилие согласных в названии  русского города, да ещё и порой четырех подряд – СаНКТПеТеРБуРГ, чуждо мелодичному по своей природе русскому языку. А в Союзе Композиторов утверждают, ссылаясь на официальные данные из международных источников, что по количеству и качеству песен о Ленинграде мы обошли существующие песни о любом другом городе мира. Поскольку мало того, что пели о городе-красавце, но и само слово «Ленинград» очень удобное для поэтов и композиторов. С ним легко сочинялось множество песенных шедевров. «Слушай, Ленинград, я тебе спою…», «Я счастлив, что я ленинградец…» и даже  «Если б знали вы, как мне дороги ленинградские вечера». Песне этой даже так позавидовали в Москве, что настояли переделать в «подмосковные вечера».

Петроград тоже звучит куда более музыкально, чем несуразный для русской речи фонетический спотыкач «Санкт-Петербург». Могли бы и о Петрограде или Свято-Петрограде сложить красивые песни. А то оказалось, что даже к грандиозно отмечавшемуся юбилею города в 2003-м не смогли сочинить ни одну красивую, запоминающуюся песню, которая сразу бы пленила сердца его жителей и невольно напевалась бы ими на улице, дома.

Когда высказываются против имени Петроград, то говорят, что оно ассоциируется с революцией, с большевиками. Но с большевиками скорее увязывается Ленинград, а Петроград был до того, и это название скорее  ассоциируется с февральской революцией и расцветом демократии. И если уж вести такой разговор, то и Париж увязывается с революционным террором, в том числе в отношении католической церкви, но французы названия не поменяли.

А великий Пушкин сказал нам совершенно определенно:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия!

1 комментарий

Идея с Петроградом безусловно хороша!
А вот от набора русофобских журналитских баек про Русского Государя Петра право слово воротит…

Добавить комментарий