Не просто писать о проигранной войне, крушении надежд и крахе здравого смысла. Однако приходиться признать, что борьба против строительства железной дороги Лосево-Каменогорск, которое наносит ущерб уникальной природе Карельского перешейка, в целом проиграна. Теперь общественности остаётся лишь торговаться с властями о возможных компенсациях и минимизации ущерба.
А началось всё в далеком 2001 году, когда Владимир Путин и президент Суоми Тарья Халонен подписали соглашение об организации скоростного железнодорожного движения между Россией и Финляндией. Тогда и в голову никому не могло придти, что столь благое, в общем-то, дело, спустя 11 лет обернётся катастрофой для нескольких тысяч жителей Карельского перешейка.
Отсутствие возможности совместить скоростное пассажирское и грузовое движение по существующей трассе вынудило руководство РЖД искать обходные варианты. Специалистами различных проектных институтов было предложено четыре основных варианта решения проблемы. По первому варианту предлагалось банально проложить ещё одну пару рельс рядом с уже существующими путями. Второй проект предусматривал прокладку железнодорожной ветки из Сосново в посёлок Житково, предварительно реконструировав уже имеющуюся ветку Житково-Выборг. Третий вариант предполагал строительство дополнительных путей от посёлка Ушково через Приморск и далее на Выборг. И, наконец, по четвёртый, самый дорогой вариант, — это строительство железнодорожной ветки от Лосево до Каменогорска.
Что любопытно: в 2006 году этот четвёртый вариант объездного пути получил отрицательное заключение Главгосэкспертизы, в котором, помимо всего прочего, было отмечено неудовлетворительное состояние электроподстанций, обслуживающих перегон Санкт-Петербург-Бусловская, наличие морально устаревших систем электроцентрализации и автоблокировки, низкое качество работы систем поездной связи. Однако о планах глобальной реконструкции существующей ветки до сих пор ничего слышно не было.
Первоначально, на проект строительства трассы обхода планировалось потратить около 80 млрд. рублей, но как это часто случается в последние годы в России в процессе проектно-изыскательский работ цена возросла до 122 млрд. рублей и, видимо, возрастёт ещё. Для сравнения — стоимость реконструкции железнодорожной ветки от Ушково до Приморска и далее на Выборг составляет всего 600 миллионов рублей. Но как рассудили в РЖД, дешёвое, не значит хорошее и с головой ударились в освоение 122 миллиардов бюджетных рублей.
Учитывая характер грузов, указанных в проекте, а это на 85% нефть и нефтепродукты, нетрудно догадаться, что основным выгодоприобретателем от столь существенных бюджетных трат будет частная компания «Лукойл», которая и переваливает все эти нефтепродукты через свой терминал в Высоцке. Отбить дорогу планирует по полной – объём перевозок возрастёт с нынешних 16 до 40 млн. тонн в год, а это значит, что поезда через Лосево будут проходить с интервалом в 10-12 минут. Запланированная зона акустического воздействия от дороги — 900 метров. Так что можно теперь с уверенностью говорить, что летний отдых огромного количества жителей города и области в живописных местах Карельского перешейка будет испорчен. Напомню, что только рядом с Лосево находится несколько пансионатов и баз отдыха, а знаменитые лосевские пороги издавна привлекали любителей рафтинга (скоростного спуска по водостокам). В Лосево регулярно проводятся туристические слёты и фестивали.
Принципиально не касаясь всех финансовых нюансов, личности владельцев фирм, выигравших тендеры на строительство и стоимости одного километра пути, хочу остановиться на нескольких, на мой взгляд, принципиальных моментах. Российское государство фактически отказалось от каких-либо экономических действий, не связанных с экспортом из страны нефти, газа, леса и других природных ресурсов. Развитие туризма, сельского хозяйства, мелкого предпринимательства в провинции серьёзно не рассматриваются, все государственные программы «поддержки» написаны без глубокого стратегического погружения в тему и выполняются только на словах. Кроме того, российское государство фактически отказалось выполнять контролирующую и регулирующую функцию в тех проектах, которые непосредственно затрагивают интересы крупных экспортеров сырья. Ни прокуратура, ни Росприроднадзор, ни другие контролирующие органы не обнаружили при ведении работ никаких нарушений, хотя они видны невооруженным глазом.
В российском государстве существует группа компаний, работающих в режиме наибольшего благоприятствования, пользующихся бюджетными средствами в неограниченном объеме и имеющих беспрецедентные налоговые и иные льготы. Именно эти компании формируют экономическую повестку дня, в которую никоим образом не входит честная конкуренция, а, следовательно, повышения качества товаров и услуг.
Наши высшие руководители и приближенные к ним представители так называемой бизнес-элиты рассматривают Россию не как государство, а исключительно как коммерческое предприятие, причём, предприятие, где они не являются собственниками, а лишь временным наёмным менеджментом, контракт с которыми может быть расторгнут в любой момент.
Посему, на мой взгляд, все обращения граждан к президенту, премьеру и прочим ветвям и органам государственной власти изначально бессмысленны. Переломить ситуацию сможет только активизация гражданского общества силами независимых внепартийных активистов и создание широкой, федеральной сети горизонтальных организаций, способных на массовые акты солидарности.