А вот, друзья, вам моё мнение относительно нынешних протестных акций Алексея Навального, если, конечно, это мнение кому-то вообще будет интересно.
Я неоднократно возвращаюсь к одному из своих любимых художественных романов, который, по моему мнению, актуален даже сегодня, несмотря на то, что написан был в далеком 19 веке. Мало того, это произведение посвящено времени, разница с которым у нас более двух тысяч лет. Книга эта называется «Спартак», а написал её итальянский романист-историк Рафаэлло Джованьоли.
Итак, поясню вкратце, какая именно актуальность данного романа обратила на себя моё внимание сейчас, в дни возвращения господина Навального из Германии в Россию, и его призывов на массовые протестные акции – по сути – восстание рабов. Расскажу вам, какая между всем этим связь.
Спартак жил в Древнем Риме во времена правления диктатора Луция Корнелия Суллы. Однажды, при определенных обстоятельствах, он стал рабом, а затем и гладиатором, и ради развлечения высшего общества, дрался на ринге с такими же, как и он сам. Дрался не на жизнь, а на смерть. Однако слыл он воином непобедимым, т.к. ещё ни разу не получил в бою серьезного ранения.
Но как-то раз, судьба преподнесла Спартаку сюрприз и, по завершению очередного кровавого боя, он получил свободу. Оказавшись на воле, бывший гладиатор стал готовить восстание, чтобы освободить сотни тысяч оставшихся в неволе гладиаторов, а также иных рабов, терпящих адский труд и унижения при существующем государственном режиме.
Узнав об этом, живший в то время патриций (патриций в Древнем Риме – это лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли) Луций Сергий Катилина, обиженный на Суллу за то, что тот держал его от прямой власти на расстоянии, решил воспользоваться ситуацией и объединиться с восстанием Спартака в свою пользу. Катилина собрал в своём доме всех своих единомышленников, и пригласил в гости Спартака, чтобы обсудить с ним этот вопрос.
Выслушав Катилину, Спартак отвечал ему:
«Я пришёл сюда, чтобы доставить удовольствие тебе, о Катилина, человеку достойнейшему, которого я уважаю и почитаю, но я вовсе не надеялся, что этих благородных патрициев убедят твои слова. Ты чистосердечно веришь тому, о чём говоришь, хотя в глубине души ты и сам в этом не совсем убеждён. Позволь же мне и да позволят мне достойные друзья твои говорить без обиняков и открыть вам душу.
Вас, людей свободных, граждан знатного происхождения, держат в стороне от управления государственными делами, вас лишают богатств и власти – виной тому каста олигархов, враждебная народу, враждебная людям смелым, сторонникам нововведений, каста, чья власть более ста лет омрачает Рим раздорами и мятежами; теперь она окончательно сосредоточила в своих руках всю полноту власти, она господствует и распоряжается вами по своему произволу.
Для вас восстание – это свержение нынешнего сената, замена действующих законов другими законами, более справедливыми для народа, предусматривающими равномерное распределение богатства и прав и замена теперешних сенаторов другими, выбранными среди вас и ваших друзей. Но для вас, как и для нынешних властителей, народы, живущие за Альпами или за морем, навсегда останутся варварами, и вы захотите, чтобы они все по-прежнему были под вашей властью и вашими данниками; вы захотите, чтобы дома ваши, как и подобает патрициям, были полны рабов, а в амфитеатрах, как и теперь, устраивались бы любимые зрелища – кровавые состязания гладиаторов; они будут служить развлечением, отдыхом от тяжелых государственных забот, которыми вы, победители, завтра будете обременены. Только этого вы и можете желать; для вас важно одно: занять место нынешних властителей.
Нас же, обездоленных гладиаторов, волнуют иные заботы. Всеми презираемые «низкие люди», лишённые воли, лишённые родины, принужденные сражаться и убивать друг друга на потеху другим, мы добиваемся свободы полной и совершенной; мы хотим отвоевать нашу отчизну, наши дома! И, следовательно, целью нашего восстания является борьба не только против теперешних властителей, но и против тех, которые придут им на смену, как бы они не назывались: Суллой или Катилиной, Цетегом или Помпеем, Лентулом или Крассом».
Так ответил Катилине великий борец за свободу и равенство Спартак. Так же должен ответить достопочтенному Навальному и сегодняшний народ, который желает освободить своё будущее от правящего ныне развращенного деньгами и властью режима.
Что несёшь ты с собой, дорогой наш Алексей? Что хочешь дать нам – угнетённым? Такой же гнилой капиталистический строй, но с собой во главе? А пройдёт совсем немного времени, и в бункере Ново-Огарёва вместо Володьки от вирусов, соотечественников и прочих своих врагов будет прятаться уже Алёшка – царь всея Руси, нефти и газа!
Так не имеет ли наша человеческая история свойство неоднократно повторяться? Не будет ли мудрым решением именно в прошлом, пусть даже и очень далеком, нам с вами искать ответы на сегодняшние вопросы?
Если не знаете, что делать, дорогие мои земляки, то давайте сначала почитаем хорошие книги – в них всё знание! В них мудрость! В них наша победа! А уже после этого будем искать лидеров, за которыми следует идти.
Сегодня каждый из нас – Спартак!
© Алексей Доцент, 2021