Основные тренды развития современного мегаполиса

Илья НАДПОРОЖСКИЙ

Если XX век был эпохой национальных государств, то XXI век вполне может претендовать на то, чтобы стать эпохой городов: в 2009 году произошло переломное для человечества событие: сравнялась численность городского и сельского населения планеты, а в развитых странах доля городского населения составляет сегодня примерно 75%.

Благодаря трудам социологов, биологов, философов, экономистов и писателей-фантастов создаётся образ города будущего, который становится материальным буквально на наших глазах / Картина Туллио Крали "Архитектура"
Благодаря трудам социологов, биологов, философов, экономистов и писателей-фантастов создаётся образ города будущего, который становится материальным буквально на наших глазах / Картина Туллио Крали «Архитектура»

С одной стороны, благодаря урбанизации миллионы людей получают доступ к достижениям культуры, образованию, высокооплачиваемой работе, качественным бытовым и медицинским услугам, но с другой стороны — рост численности городского населения ставит перед нами серьёзные задачи, требующие безотлагательного решения. Как должно быть преобразовано городское пространство для того, чтобы гигантские массы населения чувствовали себя комфортно? Возможно ли обеспечить их безопасность? Каким образом должна быть организована транспортная сеть современного мегаполиса? Как защитить здоровье человека от выхлопных газов автомобилей и заводского смога?

Как должно быть преобразовано городское пространство для того, чтобы гигантские массы населения чувствовали себя комфортно? Возможно ли обеспечить их безопасность?

Ответы на эти и многие другие вопросы на протяжении десятилетий пытаются дать представители самых разных наук и профессий. Благодаря трудам социологов, биологов, философов, экономистов и писателей-фантастов создаётся образ города будущего, который становится материальным буквально на наших глазах.

Динамично развивается специальная дисциплина — урбанистика, занимающаяся комплексным изучением проблем, связанных с функционированием и развитием городских центров. Раскроем основные пять тенденций развития современных мегаполисов, в число которых входит и наш родной Санкт-Петербург.

Города обретают интеллект

Высокие технологии семимильными шагами ворвались в нашу жизнь. Каждый из нас уже немного киборг: сложно помыслить свою жизнь без интернета, смартфонов и социальных сетей. С их помощью мы общаемся с друзьями, работаем, учимся и совершаем покупки. Эти же технологии с успехом могут быть применены для преобразования городской среды. Уже сегодня на основе нейросети создано мобильное приложение, которое позволяет отыскать в социальных сетях личную страницу человека, имея в своём распоряжении всего один снимок его лица. К примеру, вы засмотрелись на красивую девушку за соседним столиком кафе, но по каким-то причинам не имеете возможности подойти к ней и предложить знакомство. С этим приложением вам достаточно сделать всего лишь один снимок, и программа, обработав фото, сама отыщет её профиль «ВКонтакте».

Каждый из нас уже немного киборг: сложно помыслить свою жизнь без интернета, смартфонов и социальных сетей. С их помощью мы общаемся с друзьями, работаем, учимся и совершаем покупки.

А теперь представьте, насколько безопаснее стала бы жизнь горожан, если бы по такому же принципу работала система городского видеонаблюдения. Преступник, укравший кошелёк, сразу же будет опознан нейросетью и лишится почти всех шансов скрыться от преследования. Подобные технологические решения составляют концепцию Smart city и уже давно реализуются в наиболее развитых городах мира. К примеру, в Дублине была введена система наблюдения за качеством воды в заливе Голуэй — с помощью подсчёта количества рыбы в её водах. На острове Гонолулу в Тихом океане с помощью специального сайта можно узнать, где находится ближайший дефибриллятор, чтобы оказать немедленную помощь при сердечном приступе. Компания AGT создала для многих городов систему, которая показывает уровень преступности в любое время, ориентируясь на реальные данные и алгоритмы предсказания.

Высокие технологии применяются и для жизнеобеспечения российских городов. В Москве и Казани успешно реализуется проект «Безопасный город». В столице установлено 137 тысяч видеокамер, с помощью современных аналитических инструментов проводится автоматизированный ситуационный анализ потоков видеоинформации и при необходимости подключаются соответствующие службы. Например, если в метро человек стоит очень близко к краю платформы, видеокамера определяет это и выводит изображение на монитор полицейского данной станции.

Автомобиль — не роскошь, а анахронизм

Хорошая машина в представлении большинства россиян — непременный атрибут человека с высоким доходом и социальным статусом. Но задумываемся ли мы над тем, насколько рационально пользоваться автомобилем в XXI веке? Во-первых, в связи с изменением курса валют и падением цен на нефть обслуживание машины и покупка бензина обходятся в баснословные суммы. Во-вторых, автомобилей в больших городах становится всё больше, а значит пробки делаются всё длиннее. Многие жители мегаполисов теряют массу времени, добираясь на работу на автомобиле, забывая при этом о существовании метро. В-третьих, выхлопные газы пагубно влияют на экологию города, а значит и на здоровье его жителей. В большинстве европейских стран всё больше людей, включая политиков и чиновников высокого ранга, отдают предпочтение общественному транспорту и велосипедам.

Задумываемся ли мы над тем, насколько рационально пользоваться автомобилем в XXI веке?

Эта тенденция не может не влиять на облик европейских мегаполисов. Многие магистрали превращаются в пешеходные улицы с велодорожками. Большие суммы вкладываются в развитие системы общественного транспорта, он становится всё более комфортабельным и безопасным для экологии городов. Характерен пример Парижа: за десять лет будет потрачено 35 миллиардов евро на строительство новых вокзалов и пересадочных узлов, на линии скоростных железных дорог, метро и скоростного трамвая.

В современном городе пересадка с одного вида транспорта на другой должна проходить максимально быстро и удобно. Вышел из автобуса — и сразу же оказался перед входом в метрополитен. Такое явление называется «интермодальностью» и, безусловно, признаётся одним из стандартов планировки передовых транспортных систем.

Разумеется, в будущем из жизни рядовых граждан автомобили никуда не исчезнут — они по-прежнему будут использоваться для поездок загород и дальних путешествий. Всё остальное время они будут стоять в безопасных подземных паркингах, не загромождая дворов и улиц.

Под небом голубым?

Экология — одна из главных проблем современного города. Выхлопные газы и заводские дымы делают воздух непригодным для дыхания. Как мы уже сказали, в будущем машин будет становиться всё меньше, а на заводские трубы можно установить специальные очистительные фильтры. Но даже после этих изменений городской воздух может пагубно влиять на здоровье человека. Поэтому совершенно необходимым становится повсеместное озеленение мегаполисов. В США и Японии на крышах высоток высаживают небольшие сады, а в общественных местах появляются новые парки и газоны. Долгое время американская свалка Freshkills была одной из самых масштабных помоек в мире. В 2001 году полигон бытовых и коммерческих отходов закрыли под давлением местных жителей, а спустя шесть лет на его месте начали строить парк.

Выхлопные газы и заводские дымы делают воздух непригодным для дыхания.

К слову о мусоре. Раздельный сбор бытовых отходов давно стал нормой жизни для миллионов горожан. Выкидывая стекло, пластик и металл в специальные контейнеры, мы создаём сырьё для вторичной переработки и тем самым спасаем город от разрастающихся свалок.

Смена парадигмы городского планирования

В 1920-е годы стал популярным принцип жёсткого функционального зонирования города, концентрации в районе зданий с одной и той же функцией. Например, промышленных, офисных или жилых. Это было сделано, чтобы отодвинуть грязное производство от жилых кварталов. Такая планировка создаёт множество проблем. Чтобы добраться от дома до своего рабочего места, а затем провести вечер в кинотеатре, человеку нужно потратить массу времени и сил.

В новых районах передовых европейских городов на одной и той же улице можно увидеть и жилые дома, и офисные здания, и развлекательные центры. Необходимые перемещения по городу становятся минимальными.

Сегодня необходимость в жёстком зонировании отпадает. Всё большую значимость обретает безвредная для экологии сфера услуг, а на заводах человека постепенно заменяют роботы. Теперь градостроители могут спокойно заняться обеспечением комфорта жителей мегаполисов. В новых районах передовых европейских городов на одной и той же улице можно увидеть и жилые дома, и офисные здания, и развлекательные центры. Необходимые перемещения по городу становятся минимальными.

В результате указанных изменений на карте города появляются «мёртвые» кварталы старых промышленных зданий. Брошенные территории активно используются криминалом. Но отработавшие своё фабрики и заводы могут получить новую жизнь: их превращают в гостиницы, творческие площадки и торговые центры. Например, популярные петербургские торгово-выставочные центры «Этажи» (на Лиговском проспекте) и «Ткачи» (на набережной Обводного канала) расположены в бывших фабричных помещениях.

Всё решает человек

В древнегреческом полисе, прародителе современных европейских городов, каждый полноправный житель имел право высказывать своё мнение относительно дел государственной важности и принимать участие в голосовании по любым вопросам. Со временем на смену городам-государствам пришли большие по площади территории и населению монархии. Полисная прямая демократия стала попросту неосуществима.

Теперь они высказывают своё мнение не в последний момент — на митинге, а ещё на стадии обсуждения проекта при помощи общественных слушаний или голосования в Сети.

Но именно сегодня полисы возвращаются. С развитием средств массовой информации, а затем и интернета горожане перестали быть пассивными наблюдателями изменений окружающей среды. Теперь они высказывают своё мнение не в последний момент — на митинге, а ещё на стадии обсуждения проекта при помощи общественных слушаний или голосования в Сети. Именно жители города решают, нужен ли им новый сквер, стадион или достаточно реставрации старого.

Конечно, всё это будет достижимо только при условии того, что абсолютное большинство горожан получит выход в интернет и обретёт активную гражданскую позицию. В противном случае бесконечно будет повторяться ситуация с московской программой «Активный гражданин». По инициативе мэра Москвы Сергея Собянина был создан специальный сайт, на котором любой желающий мог проголосовать за ту или иную программу благоустройства города. Основываясь на данных опроса, Собянин перепроектировал несколько центральных улиц столицы, что доставило массу неудобств москвичам и заставило усомниться в объективности интернет-голосования.

Пожалуй, многих может смутить, что этот текст преподносит современные европейские города как некий эталон качества, к которому нам следует стремиться. Ведь Россия, возможно, должна идти своим путём, а не слепо бежать за западной моделью развития. Но будем помнить, что Санкт-Петербург был спроектирован Петром Великим с оглядкой на лучшие образцы европейской инженерной и градостроительной мысли. Со временем Петербург стал настоящей жемчужиной Российской империи и одним из наиболее развитых городов мира. Пускай сегодня наша страна находится не в самых лучших отношениях с европейскими государствами, пусть на нас накладывают санкции и обвиняют во всех смертных грехах. Со временем мгла развеется. Но современные мегаполисы должны появляться в России уже сегодня.

Читайте также:

Ян ГЕЙЛ: «Я против того, чтобы ездить на автомобиле по городу»

Дмитрий ЖВАНИЯ. Автомобилям в городе не место

Дмитрий ЖВАНИЯ. Всеобщее равенство в пробке

Дмитрий ЖВАНИЯ. Пора уничтожать автомобили

Дмитрий ЖВАНИЯ. Жир нашего времени

Дмитрий ЖВАНИЯ. Я за непопулярные меры

Добавить комментарий