Продолжение цикла «Как футуристы заглядывали в будущее»
«В СССР революционные художественные течения будут разгромлены и уничтожены, а в Италии отодвинуты на глубокую периферию художественной жизни», — заявляет Игорь Голомшток. Если его утверждение отчасти верно относительно советского авангарда, то относительно итальянского футуризма — ошибочно.
Футуризм великолепно уживался с фашистским режимом, футуристы изображали лидера фашизма в свойственной им манере. На полотнах Нино Дза (Nino Za) дуче предстаёт перед нами в виде гигантского исполина с острова Пасхи, на картинах Тициано Паккальяни (Tiziano Piccagliani), Умберто Бонетти (Umberto Bonetti), Алваро Сорги (Alvaro Corghi), Фортунато Деперо (Fortunato Depero) его голова напоминает гаечный ключ или какой-то другой инструмент. И Муссолини не думал обижаться за такие эксперименты над его персоной. В те годы не было даже намёка на репрессии против художников какого бы то ни было направления.
В один тот же, 1929-й, год Филиппо Томмазо Маринетти становится членом Академии наук и совместно с художниками-футуристами Джерардо Доттори, Тато, Тулио Крали, Энрико Прамполини и некоторыми другими издаёт в «Газетта дель Пополо» «Манифест аэроживописи» (Manifesto dell’Aeropittura). Аэроживопись являет собой естественное продолжение художественных традиций футуризма 10-х годов. И она вовсе не находилась на периферии художественной жизни. Благодатной почвой для её возникновение стал всеобщий общественный интерес к авиации, а Маринетти всегда был большим поклонником авиации и пропагандистом воздушных полётов.
Необычные пространственные перспективы при полёте побуждали к новым художественным решениям. Центральной темой большого числа работ был вид сверху на землю, которая как бы изгибается в идее параболы. Аэроживописцы пользовались теми же средствами изображения, что и футуристы 10-20-х годов: сочные, иногда смешанные краски, кубическая или как бы «осколочная» композиция полотен. Со временем художники от простого «документирования» полёта переходят к изображению абстрагированного от всего окружающего, идеального парения в безграничном пространстве. Маринетти назвал аэроживопись «внеземной духовностью» изобразительного искусства.
Костяк аэроживописцев составили футуристы «второго поколения». Энрико Прамполини родился 20 апреля 1894 года. В 1915-м он выпустил манифест «Футуристическая сценография и хореография» (Scenografia e coreografia futurista) и тогда же начал работать театральным художником и дизайнером театральных костюмов. Особенно плодотворными для художника стали работы для римского Teatro del Colore (Театра цветов) — с 1920-го. Ещё в конце 10-х годов Прамполини заявил о себе как о стороннике футуристическо-геометрического построения композиции – этот метод характерен для представителей второй волны итальянского футуризма. В 1923-м появляется «Манифест механического искусства» (Manifesto dell?arte meccanica futurista), сочинённый Прамполини совместно с Иво Паннагги (1901-1981) и Виницио Паладини (1902-1971).
Живопись Коррадо Форлина в стиле Ardentismo (Огненной страстности):
В Манифесте утверждается, что основанием для нового искусства является использование механических элементов из мира машин, воспевается динамика и ритмика работы механизмов. Прамполини, как и многие другие художники-футуристы, поддерживал фашистский режим. В 1932-м он вместе с Джерардо Доттори и Марио Сирони руководил оформлением в футуристическом стиле грандиозной «Выставки фашистской революции» (Mostra della Rivoluzione Fascista) в Риме.
Тулио Крали ещё в 1915-м написал серию «авиаполотен» в соответствии с вышедшим тогда же манифестом «Футуристическая реконструкция Вселенной». Его работы выполнены в изогнуто-геометрическом динамике, место наблюдателя — за пределами самолёта, он как бы присутствует при полёте воздушной машины. В 1931-м Крали познакомился с Маринетти.
В конце 30-х — начале 40-х годов Крали работает в стиле Aeropittura. Он как бы обозревает происходящее в воздухе и на земле из кресла лётчика. В годы войны он, как и многие итальянские футуристы, прославляет своими картинами действия итальянских ВВС. После войны Крали, работая в Турине, Париже и Каире, не отошёл от футуризма, как и его соратник Джерардо Доттори. С 1966 года он работал в музее футуризма в Милане. Умер Крали в 90 лет в Генуе.
Рассказывая об «аэроживописи», нельзя пройти мимо творчества Коррадо Форлина, который родился через три года после появления первого футуристического манифеста Маринетти — 1 мая 1912 года, в городке Моселиче провинции Венето. Художник-самоучка Форлин стал ведущей фигурой в «аэроживописной» и «аэропоэтической» «Группе футуристов Саваре», названной в честь памяти футуриста Нино Саваре, погибшего на войне в Эфиопии. В это объединение, помимо Форлин, входили Мария Горетти (Maria Goretti), Рикардо Аверини (Riccardo Averini), Итало Фасулло (Italo Fasullo), Джузеппе Маркати (Giuseppe Marcati) и Франческо Аверини (Francesco Averini). Все они были убеждёнными фашистами.
«Мы отказываемся от старой Венеции, изнурённой и увядшей в вековой неге… рынка фальсификаторов антиквариата, магнита для снобизма и всеобщей глупости, бесконечных караванов любовников, ванны, украшенной драгоценными камнями, для придворных космополитов, огромной клоаки прошлого», — заявляли футуристы первого поколения. «Группа футуристов Саваре» переняла это отношения старших товарищей к столице своего региона.
«Vogliono poetizzare l’eroico sforzo della macchina veloce, amica dell’uomo e determinante contributo alla Vittoria presto sicura/ Они хотят поэтизировать героическую силу скоростной машины, подруги человека, определяющей цену уверенной победы», — заявляла «Группа футуристов Саваре» о себе в третьем лице. Она открыто признавала, что ставит перед собой политические задачи, что её искусство — это политика: «Vogliono portare nel cuore della guerra moltifronte italiano, potente contributo per una determinante spiritualit? / Они хотят нести в сердце множество фронтов итальянской войны, могущих стать вкладом для определения духовности».
В картинах Форлина Бенито Муссолини изображён как человек-машина.
Форлин разработал новое направление в «аэроживописи» — Ardentismo. В переводе с итальянского Ardentе — одновременно «горячий» и «страстный». Так что направление, придуманное Форлином, по-русски можно обозначить как «горячечность» или «страстность». В 1940-м она написал Манифест направления:
«1. Tutto cio che in pittura non brucia ha torto, agonizza, tende alla morte, alla noia, e non aggancia non affascina non incuriosisce piu l’occhio ne l’anima / Живопись, которая не жжёт (не пылает), оскорбляет, притягивает к смерти, тоске и не агонизирует, не очаровывает, не вызывает более любопытство глаза или души;
2. L’ardore acceso nella scelta dei colori nei loro toni inventati e nel modo di distribuirli sulla tela ? la principale virt? di un’opera pittorica / Пылающая страсть в выборе цветов, их тонов и в порядке их распределения на холсте есть принципиальная (главная) добродетель (доблесть) искусства живописи.
3. Questo ardore puramente coloristico, se viene eccitato da un ardore di nuove idee, determina con la miscela un esplodente e speciale dinamismo / Эта чистая цветовая страсть, если приходит из возбуждения новой идеей, определяет взрывчатую смесь и наилучший динамизм.
4. Inoltre, si piu cosi ottenere una quasi tattile e olfattiva corposita dell’atmosfera / Кроме того, можно так достигать едва ли не тактильной и обонятельной мощности форм из атмосферы.
5. Creero aeropitture in un certo modo paragonabili a ingranaggi di sfere e piastre di metallo infuocato che per virtu di calore si mettano in movimento e velocita / Аэроживопись будет создавать определённый порядок, сравнимый с шестерёнкой в сфере и плитой металла, накалённого для добродетели из цветов метана в движении и скорости.
6. Raggiungere cosi la forza di ardore non soltanto questa quasi tattile e olfattiva corposita, ma l’autentica carnalita d’una atmosfera vivente, palpitante, veloce / Достигать, как страстная сила (сила страсти) не только ощущения и запаха мощных форм, но и быть аутентичной (подлинной) чувственности атмосферы — живой, пульсирующей, быстрой».
«Группа футуристов Саваре» с 1936 по 1941 год провела десять выставок в городах Севера Италии. На их открытия приезжал Маринетти. Последняя их выставка прошла в Милане в 1941-м. Так вышло, что небольшой город Монселиче в конце 30-х — начале 40-х стал бастионом маринеттианцев.
Группа распалась, когда художники один за другим ушли воевать. Коррадо Форлина призвали в армию в конце 1942 и отправили на Восточный фронт. Он погиб под Сталинградом. Итало Фасуло отправился добровольцем в Эфиопию, где и погиб 27 сентября 1943 года.
Что касается основателя аэроживописи, Маринетти, то он побывал в России дважды: в 1914-м как поэт и в 1942-43 годах как офицер итальянского экспедиционного корпуса. Под Сталинградом Маринетти получил тяжёлое ранение, от последствий которого умер на следующий год — 2 декабря 1944 года, в возрасте 67 лет. Вместе с Маринетти умерла и аэроживопись.
Продолжение следует
Предыдущие статьи цикла «Как футуристы заглядывали в будущее»: