Обсуждение романа Мишеля Уэльбека «Покорность»
Место — интеллектуальное Coffee 3 (Петроградская сторона, Аптекарский проспект, 4, лофт Contour, 4 этаж).
Ведущий — редактор общественно-политического сайта Sensusnovus.ru, историк, сотрудник Комиссариата социальной мобилизации Дмитрий ЖВАНИЯ.
Время — 11 февраля. Начало в 20 часов.
Женщины в парандже, призывы к молитве муэдзинов, слово «халяль» на рекламе магазинов, линии мусульманской моды — всё это не штрихи антиутопии, а реальность современной Западной Европы.
Число мусульман в Западной Европе выросло с 29,6 млн человек в 1990-м до 44,1 млн в 2010-м. Их доля в населении возросла с 4,1% до 6%, то есть увеличилась почти на 50%. И эта доля продолжает расти. По прогнозам, в 2030 году 8% жителей Западной Европы будут мусульманами, а в 2100 году — каждый четвёртый.
По данным опроса, проведённого летом 2014 года институтом Ipsos MORI, 8% жителей Франции считают себя мусульманами. Получается, что во Франции проживает всего 2,8 миллиона мусульман? «На самом деле с точными цифрами всё несколько сложнее. Французские законы запрещают проводить перепись населения по его вероисповеданию, что затрудняет получение точных данных», — объясняет газета Le Monde. Министерство внутренних дел Франции заявляет, что из 60 миллионов граждан республики мусульмане составляют от четырёх до пяти миллионов. По другим данным, которые появляются в СМИ, их от 6-8 миллионов.
Так или иначе, это первая по темпам роста религиозная община Франции. Интересный факт: по переписи 1906 года на мусульман приходилось 10% населения или 3,9 миллиона человек из 39 миллионов. Это объясняется включением в перепись Алжира, который в тот момент был французской колонией. А сейчас без Алжира по самым средним подсчётам во Франции столько же приверженцев ислама. «Как бы то ни было, в процессе просматривается очевидная динамика: число мусульман в стране за последние 30 лет возросло, тогда как католиков наоборот стало меньше», — признают авторы статьи в Le Monde Александр Пушар и Самюэль Лоран, которые как раз доказывают, что во Франции меньше последователей пророка Мухаммеда, чем принято считать.
Наблюдается такая тенденция, как обращение в ислам «коренных французов». В 2012-м консультант Министерства внутренних дел по религиозным вопросам Бернар Годар заявил, что ежегодно во Франции происходит до четырёх тысяч таких обращений. Всего, по его данным, во Франции примерно 100 тысяч выходцев из христианских семей приняли «религию пророка».
Растёт во Франции и число мечетей. По данным главы Совета мусульман Франции Далиля Абу Бакра, на начало 2015 года во Франции действовало 2200 мечетей. Он считает, что их числа недостаточно для семи миллионов (он называет это число) приверженцев ислама во Франции.
В Британии тоже быстро растёт количество мусульман. Их число в Соединенном Королевстве достигло 2,7 миллионов или 4,8 % от общей численности населения. Из них около 100 тысяч — новообращённые, из которых — 60% женщины.
Ещё в начале 2015 года Германии проживало от 3,8 млн до 4,3 млн мусульман — примерно 5% от общей численности населения. Но сейчас, когда в Германию хлынул поток беженцев из Сирии и других стран Ближнего востока, число мусульман в этой стране резко возросло.
Чем обернётся стремительное увеличение исламской уммы в Европе? На эту тему делаются самые разные предположения. Одни (например, экстравагантная российская литераторша Елена Чудинова), истерично пугают нас тем, что всё закончится установлением в Европе «диктатуры ваххабитов»; другие успокаивают нас, утверждая, что светские ценности Эпохи Просвещения в Европе так сильно укоренились, что увеличение исламского присутствия в Старом Континенте их поколебать не сумеет: Европа переварит его и останется континентом, где процветает либеральная демократия с её толерантностью; третьи говорят о «ползучей мусульманской экспансии», которая приведёт к тому, что коренные европейцы, обезоруженные либеральное идеологией, окажутся в подчинении у пришельцев с Востока; четвёртые стращают войной цивилизаций и гибелью Старого Континента.
Французский писатель Мишель Уэльбек в свойственной для него ироничной, саркастической манере в последнем своём романе «Покорность» попытался представить, каким образом политический ислам может воспользоваться политической системой французской Пятой республики, чтобы прийти к власти мирным путём, соблюдая все формальные правила либеральной демократии. Чего в «Покорности» Уэльбека больше — критики существующей политической системы французской республики или страха перед предполагаемым приходом к власти исламистов во Франции? На эти и другие вопросы, связанные с ростом исламского присутствия в Европе, постарается ответить редактор общественно-политического сайта Sensusnovus.ru, историк, сотрудник Комиссариата социальной мобилизации Дмитрий ЖВАНИЯ.
Записывайтесь в группе участников обсуждения — число мест ограниченно.
Читайте также:
Дмитрий ЖВАНИЯ. Привет, иммигранты в свободный Париж
Дмитрий ЖВАНИЯ. «Апостол» — христианский ответ на мусульманское наступление