Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
Решительно, то, что происходит в этом месяце в странах Южной Европы, полностью опровергает благодушные заявления высших российских руководителей о том, что якобы пик финансово-экономического кризиса пройден.
В Португалии и Франции – после принятия «бюджетов строгости», предусматривающих количественные и качественные сокращения социальных расходов и повышение налогов (а в Португалии – о, боже! – даже отмену «излишних» часов для отдыха на сиесту!) профсоюзы и социальные организации концентрируют свои силы и, похоже, ведут дело или к акциям протеста (Франция), или к общенациональной забастовке (Португалия).
В Испании на фоне новой волны безработицы (эксперты говорят, что она перешагнула барьер в 21% от трудоспособного населения) проходит острая избирательная кампания. На предстоящих во второй половине месяца парламентских выборах победу, очевидно, одержит правая оппозиция. И в любом случае действующий глава испанского правительства Хосе Луис Сапатеро лишится своего поста.
Но «кадровая революция» в ноябре не будет результатом лишь волеизъявления избирателей. В Италии от Сильвио Берлускони отвернулись соратники по правой правительственной коалиции. Его главный партнёр по Совету министров лидер Лиги Севера Умберто Босси определённо предложил премьеру-пенсионеру поскорее оставить высокий пост. И «кавалер», похоже, дрогнул. Во вторник он публично заявил, что в самом скором времени откажется от поста председателя Совета министров.
Наконец, в Греции политическая драма буквально каждый день меняет свой замысловатый сюжет; впрочем, ведь греки – знатоки в театральном вопросе! То Георгиос Папандреу публично обещает нации вынести решения ЕС по спасению его страны на референдум (план предусматривает списание 50% госдолга и новые кредиты на 130 млрд евро — вдобавок к 110 млрд евро, уже одобренным в прошлом году в обмен на расширение программы бюджетной экономии), а через несколько дней отказался от этой затеи. То выносит на суд парламентариев вопрос о доверии его кабинету – и, получив его, чуть не сразу заявляет об отставке и начинает формировать «правительство народного единства», усердно зазывая туда консерваторов из партии «Новая демократия». В итоге на роль премьер-министра нашли человека, который, по идее, должен устраивать бюрократию ЕС — бывшего заместителя главы Европейского центрального банка Лукаса Пападимоса. «Важно, чтобы новое греческое правительство послало мощный сигнал…, чтобы уверить своих европейских партнеров в том, что оно (правительство) готово предпринять необходимые шаги для сокращения госдолга», — передаёт агентство Франс-пресс совместное заявление президента Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и президента Европейского совета Хермана ван Ромпея. То есть Евросоюз раскладом доволен, причём, наверное, более всех: и опасный референдум отменяется, и кабинет становится более управляемым, опирающимся более чем на 80% парламентариев, настроенных протащить законопроекты, обрамляющие структурную европейскую помощь.
Конечно, всё время преследует мысль, что и в позёрстве Берлускони, и в калейдоскопичности поведения Папандреу-младшего немало циркачества и буффонады. Так, наверное, и есть. Всё же Южная Европа – люди горячие. Но при этом нужно иметь в виду, что повсюду в указанных странах уровень жизни обыкновенных трудящихся действительно снижается. И им не до шуток! И массовые акции протеста в той же Греции как нельзя кстати свидетельствуют об этом.
Есть и ещё один неприятный момент в происходящем. Партия главы Социнтерна Г. Папандреу, по сути дела, сама отказалась от собственной власти. ПАСОК, имея абсолютное большинство мест в парламенте, захотело поделиться властью с консерваторами – на основе следования, в общем-то, курсу либеральной экономики. И как после этого вяжутся с этим заявления о наличии социал-демократической антикризисной альтернативы? Несмотря на то, что новый коалиционный кабинет в Греции возглавил представитель ПАСОК, капитулянтство Г. Папандреу не может не нанести репутационного ущерба всей европейской социал-демократии. Да и внутри самой ПАСОК наверняка обострится борьбы между новым премьером и его давним оппонентом — министром финансов Эвангелосом Венизелосом, которого многие не без основания считают «теневым лидером» ПАСОК. Пападимос якобы потребовал сменить весь экономический блок правительства — в том числе и Венизелоса, своего давнего оппонента.
В общем, сейчас в Южной Европе уж точно не скучно. Вспоминаются слова пастуха из кинофильма «Не бойся, я с тобой»: «Какая интересная у людей жизнь!»
Статьи по теме:
Руслан КОСТЮК. Георгиос Папандреу в тупике
Руслан КОСТЮК. Греция перед угрозой дефолта
Руслан КОСТЮК. Президент Социнтерна Папандреу отдаёт Грецию в частные руки
Руслан КОСТЮК. Франция после отпуска погружается в строгость
Редакция «Нового смысла». ИТАЛИЯ: массовые протесты превращают Берлускони в арабского диктатора
Руслан КОСТЮК. Романская Европа бурлит
Руслан КОСТЮК. Есть ли совесть у тех, кто говорит о конце кризиса?
Руслан КОСТЮК. Италия унизила Кавалера
Даниил ПОЛТОРАЦКИЙ. Западная Европа: радикализация или апатия?
Дмитрий ЖВАНИЯ. Всеобщая забастовка как будничное дело
ФОТОРЕПОРТАЖ. Сражающаяся Греция
Вот были в свое время такие Виги. Вполне даже левая партия (полка боролись с феодалами). Но потом капитализм был построен. И Виги перестали быть левыми. Поскольку на новом этапе пришли новые конфликты. На левом фланге появились Лейбористы. А Виги слились с Тори и исчезли с исторической арены.
Точно также и сейчас, поскольку переход от капитализма к новой формации произошел еще в начале ХХ века (называть ли эту новую формацию социализмом, либо постиндустриальным обществом — неважно.)
А потому и эсдекам (как, впрочем и коммунистам) в их традиционном виде пришла пора уходить с исторической арены. А уж сольются ли они с Тори, или просто исчезнут — это уже детали.
Подробнее читайте в моих статьях:
http://vkontakte.ru/page-8060100_10472917