Дмитрий ЖВАНИЯ
Инфантильность — наверное, это теперь главная проблема Италии, судя по тем фильмам, что показали на прошлой неделе в кинотеатре «Родина» в рамках XIII фестиваля N.I.C.E. (Новое кино Италии).
На прошлые фестивали N.I.C.E. итальянцы привозили большое количество картин об иммиграции и мафии. Если мафия — извечная итальянская тема, то иммиграция стала проблемой для Италии лишь в последние лет 25-20. До этого итальянцы сами были нацией иммигрантов. После того, как распался социалистический лагерь, за лучшей долей Италию приехали румыны, украинцы, молдаване, албанцы, уроженцы Прибалтики и другие… Но главные иммиграционные потоки на Апеннины льются из Китая и Африки.
И эта новая для Италии реальность стала темой для рефлексии итальянских кинорежиссёров. Они обыграли её с большим или меньшим успехом в различных жанрах. Наверное, успешней всего даже в жанре комедии — достаточно вспомнить «Уроки шоколада» (2007) Клаудио Капеллини. А из серьёзных лент я бы выделил фильм Андреа Сегре «Ли и поэт» (на итальянском фильм называется “Io sono Li”, что в переводе «Я есть Ли»). Это очень трогательная история о сближении молодой китайской иммигрантки Ли (её играет известная в Китае актриса Чжао Тао) и одинокого старого рыбака, иммигранта из Югославии (Раде Шербеджия), для которого, пока он не познакомился с Ли, существовали только старая остерия на набережной и море.
И вот теперь итальянцы стали задумываться о себе. Что с ними не так? Почему в такой прекрасной стране, как Италия, жить становится всё труднее? И итальянские режиссёры, как правило, опять-таки языком комедии, честно признаются: мы — нация вечных подростков; мы боимся взрослеть.
Режиссёр Паоло Дженовезе, чьей картиной «Ты бывала на Луне?» открывался фестиваль, отвечая на мой вопрос, почему его так сильно беспокоит тема инфантилизма, заявил: «Наше поколение, те, кому сейчас по сорок лет, выросли в тепличных условиях экономического роста, не имея никаких политических идеалов. Наши родители прошли через 1968 год и “свинцовые годы”. Они вынуждены были отстаивать свои идеи, свой взгляд на жизнь, а мы нет. И в этом причина нашего инфантилизма. Мы вечные дети. Единственно, что нас спасает — это способность смеяться над собой. Если бы не это наше качество, можно было бы говорить о потерянном поколении».
Паоло Дженовезе только и делает, что смеётся над своими сверстниками. Герой его фильма «Недозрелые», агент по недвижимости, отговаривает клиента снимать жильё для себя и возлюбленной: «Зачем тебе это надо! Любовь придумана для того, чтобы разлучит нас с мамой и папой». Этот мужчина глубоко за 30 живёт с родителями и одна только мысль о самостоятельности вгоняет его в состояние паники.
Тема мужского испуга от перспективы стать отцом переходит из одного современного итальянского фильма в другой. Главный герой фильма Антонио Морабито «Продавец лекарств» (о коррупции в системе фармакологии) доходит до того, что тайком от жены размешивает в её пище сильные противозачаточные средства, что в итоге оборачивается выкидышем и разрывом отношений. Правда, этот человек не хочет отцовства не из-за инфантильности, а из-за того, что находится под угрозой увольнения с высокооплачиваемой работы, пусть даже она превращает его в подлеца.
Остаётся без жены и герой Паоло Калабрези в фильме Роландо Ровелло «Ты меня помнишь?» (2014) после того, как она окончательно убеждается, что ребёнка он иметь не хочет. При этом сам герой Калабрези, сорокалетний работник паспортного стола, не прочь поиграть в то ли гангстера, то ли в спецназовца.
Итальянские режиссёры не проходят мимо и такой темы, как распад традиционной семьи. Это, конечно, следствие не только инфантилизма, но и других причин, других проблем, которые переживает итальянское общество, да и европейское общество в целом. Итальянцам остаётся только мечтать об «идеальной семье». Об этом Паоло Дженовезе снял комедию, которая так и называется — «Идеальная семья» (2012), где в главной роли снялся великолепный Серджио Кастеллитто. Правда, на фестивале N.I.C.E. её не показывали.
На N.I.C.E.-2015 привезли те картины, которые Дженовезе снял после «Идеальной семьи» (что логично, исходя из хронологии): «Во всё виноват Фрейд» (2014) и «Ты бывала на Луне?» (2015). Если «Во всём виноват Фрейд» — это лёгкая комедия о сексуальной жизни мужчины-психоаналитика (а точнее об отсутствии секса в его жизни) и трёх его дочерей, одна из которых – лесбиянка, то «Ты бывала на Луне» — скорее мелодрама. А как иначе назвать фильм о силе любви, которая производит коренной переворот в жизни успешной молодой женщины: тридцатилетняя Гуйя (Лиз Солари) бросает всё: жениха, развлечения в Париже и Милане, un bell posto ради того, чтобы жить вместе с обаятельным фермером Ренцо (Рауль Бова) на юге Италии – в Апулии? Может быть, это сказка.
Если у Гуйи есть все шансы нарожать детей от Ренцо, то пожилая синьора, бывшая учительница (Джулиана Лоджодиче), которая всю жизнь прожила в маленьком городке Базиликаты, что на юге Италии, скорее всего внучат нянчить не будет. Эта перспектива весьма туманна, если твой сын — пятидесятилетний поп-расстрига (Рокко Папалео), а дочь (Клаудия Потенца) ушла от мужа-музыканта (Риккардо Скамарчо), чтобы жить с девушкой (Сара Фельбербаум) — иммигранткой из славянской Восточной Европы. Эти перипетии лежат в основе сюжетной линии картины Рокко Папалео «Маленькое семейное дело» (2013). Оригинальное название картины Una piccola impresa meridionale («Маленькое южное дело»).
Правда, в итоге мать дона Константино (экс-дона) и Розы-Марии не только смиряется с нестандартностью детей, но и соглашается заявить об этом во всеуслышание. В пожилой женщине должна была произойти настоящая революция, чтобы она решилась на это. Ведь вначале она отправляет сына на старый маяк, где она когда-то жила с мужем, чтобы соседи не узнали, что дон Константино сложил с себя сан из-за случайной связи с женщиной. Дон Константино созывает жителей городка на старый маяк, переделанный им, его родственниками и друзьями в мини-отель, на небольшое торжество. Кульминацией вечеринки становится нечто вроде обряда венчания Розы-Марии и её подруги Вольбоны… Но провинциальное общество отворачивается от «извращенцев». Когда возмущённые гости разъезжаются по домам, начинается празднование в узкой компании, в которой зажигает сорокалетняя сестра Вольбоны, бывшая проститутка с эффектными формами Магнолия (Барбора Бабулова).
Кстати говоря, тема восприятия обществом гомосексуальности постоянно поднимается на фестивале N.I.C.E. Если в Риме быть лесбиянкой не составляет никакой проблемы, мы это видим на примере фильма Дженовезе «Во всём виноват Фрейд», то в Базиликате девушкам, влюблённым в друг друга, приходится создавать рай в шалаше на берегу моря. Не просто быть гомосексуалом и в borgo (местечке) на севере Италии. Конечно, на севере страны есть соответствующие клубы. Но в них лучше не встречать сослуживцев. Всё это так, если верить тому, что рассказывает Алессандро Лунарделли в картине «Мир такой, как он есть» (2013). Чтобы любить и быть любимым юный итальянский гомосексуал Давиде (Филиппо Шакитанно) убегает со случайным знакомым в Чили, а его более традиционный брат Лорис (Лука Маринелли) пускается на его поиски. И зритель получает роуд-муви.
Умение итальянцев смеяться над собой вызывает, конечно, симпатию. Да и сейчас, судя по фильмам N.I.C.E. – 2015, в Италии наблюдается ренессанс la commedia italiana. На фестивале показали 10 лент. Шесть из них — комедии. И где смех над собой перерастает в самоиронию, уловить непросто…Наверное, и сами итальянцы не всегда различают этот рубеж.
Читайте также:
N.I.C.E.-2014 — отражение итальянской неуверенности
N.I.C.E. – итальянский анти-голливуд
Дмитрий ЖВАНИЯ. Проза о китайской иммиграции в Италию
Дмитрий ЖВАНИЯ. Джованни ГАЛАВОТТИ: «С войной покончит тот, кто придёт»