Алексей ДЬЯЧЕНКО
Генпрокуратура переменила свой взгляд на законность использования председателем общественного совета при министерстве обороны России Никитой Михалковым автомобиля со спецсигналами. В СМИ опубликован документ, согласно которому кинорежиссёр, оказывается, пользуется служебным привилегированным спецтранспортом на вполне законных основаниях, несмотря на прямо противоположный вывод генпрокуратуры, сделанный ею не так давно.
Как пишет «Новая газета», к мнению о том, что Михалков ездит с мигалкой законно, пришёл первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман, несмотря то, что ранее надзорное ведомство озвучило противоположный взгляд на этот вопрос. Разгорелся скандал после обращения в генпрокуратуру московского адвоката Дмитрия Васюты. Юрист интересовался правомерностью использования Никитой Михалковым на автомобиле спецсигналов. Подписанный ВРИО начальника 1-го отдела 2-го управления Главной военной прокуратуры полковником юстиции Ю.Н. Самойловым ответ гласил следующее: «Проверкой установлено, что при использовании указанного специального оборудования допущены нарушения, в связи с чем приняты меры прокурорского реагирования».
Сам Никита Михалков упорно твердил, что имеет полное право на использование привилегии, положенной самым высокопоставленным государственным служащим. Так, в одном из телеэфиров он заявил: «Так всегда было и так всегда будет». Чуть более развёрнутую аргументацию общественный советчик министерства обороны озвучил газете «Коммерсант-Власть»: «Как председатель Общественного совета министерства обороны я на спецсигнал имею право. И машина эта принадлежит министерству обороны». «Если ты имеешь право нарушать, ты обязан обеспечить безопасность, для этого и существует спецсигнал. По сегодняшней езде выполнять без них даже 40% из того, чем мне приходится заниматься, просто невозможно. Я никогда не пользуюсь этой привилегией просто так, не вожу с мигалками б**дей, не вожу на рынок дыни продавать».
Более поздняя версия генпрокуратуры, подписанная Александром Буксманом, гласит, что спецсигналы на автомобиле с госномером А375МР97, принадлежащем Минобороны, установлены в законном порядке. Правда, автомобиль был всё-таки передан Общественному совету, возглавляемому Никитой Михалковым, «с нарушениями требований Указа президента РФ, согласно которому специальные световые и звуковые сигналы устанавливаются лишь на транспортные средства должностных лиц федеральных органов исполнительной власти». Чтобы нарушения устранить, начальнику аппарата Минобороны было внесено представление, по результатам рассмотрения которого министр обороны Анатолий Сердюков издал 23 ноября приказ «О внесении изменения в приказ министра обороны Российской Федерации 2006 года 490». Документ гласит, что отныне автотранспортное обеспечение деятельности Общественного совета возложено на Автотранспортное управление министерства и таким образом суть нарушения устранена, хотя на всё том же автомобиле, с всё теми же номерами, ездит всё тот же Михалков.
Артель аналитиков поинтересовалась у политиков их взглядом на полученную кинорежиссёром привилегию, достойную федеральных министров.
Аркадий Крамарев, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (фракция «Единая Россия»): «Думаю, это всё московские заморочки».
— Насколько я понимаю, он не должен ездить с мигалкой. Допускаю, что у Михалкова множество должностей, но у него нет такой, при которой были бы положены спецсигналы для автомобиля. Думаю, это всё московские заморочки, в которых бывает довольно трудно разобраться и трудно судить, насколько это законно. Действия министерства обороны напоминают попытку придания законного характера несправедливой и незаконной операции. Ещё нужно посмотреть, насколько эти законы и нормы, на которые ссылаются в министерстве, соответствуют федеральному законодательству. Мне лично неизвестно ни о каких высоких федеральных должностях Михалкова, предполагающие должностной автомобиль с мигалкой. Прокурору надо бы провести тщательную проверку.
Зоя Заушникова, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (фракция «Справедливая Россия»): «Изначально не понимаю, как Никита Сергеевич мог воспользоваться этим».
— Мое мнение: Никите Михалкову совершенно не нужны спецсигналы. Я вообще не понимаю, что он делает в общественном совете при министерстве обороны. Он же кинорежиссёр! Представить себе не могу, как такую палату может возглавлять режиссёр. Он хороший режиссёр, хороший артист, наверное, иногда высказывает весьма своеобразное мнение. Но какой общественный совет при министерстве обороны? Это для меня на грани. При его уме и интеллигентности он не может не понимать, что это, как минимум, отсутствие культуры. Изначально не понимаю, как Никита Сергеевич мог воспользоваться этим. Я его представляла себе достаточно умным человеком, а претензии на спецсигналы характеризуют личность человека. «Какие мигалки, какая машина?» — примерно так он, как самодостаточный человек, должен был бы отреагировать на подобные привилегии.
Сергей Малков, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (фракция КПРФ): «Деньги не позволяют делать всё, что хочешь».
— В связи с этой историей со спецсигналами на автомобиле Михалкова три вещи приходят на ум. Вспоминаются девяностые годы: время наших олигархов, когда деньги позволяли всё. С тех лет прошло много времени и многое изменилось. Дорогие вещи, такие как автомобили, стали стоить чуть ли не на уровне бытовой техники, но при этом соответствующего градостроительного развития не было, рынок сделать тоже не смогли. И третье, делом Ходорковского людям, имеющим большие деньги, дали понять, что деньги значат далеко не всё. Получается, у людей есть деньги, но они не позволяют сейчас всё, что хочешь. В нынешнем примитивном понимании рыночной экономики деньги без административного ресурса ничего не значат. А без градостроительного развития деньги и привилегии тоже ничего не значат.
Геннадий Гудков, депутат Государственной Думы России (фракция «Справедливая Россия»): «Все эти спецсигналы надо к чёртовой матери отменять».
— У нас в стране законным могут признать всё, что угодно: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Когда мы — Дума — отменяли использование около 6 тысяч мигалок, получили обратное. Была достигнута с правительством договорённость: будет постановление правительства, будет выделена серия номеров АМР 97 РУС, будет выделено около тысячи мигалок на страну. Все остальное от лукавого, никаких других возможностей нет! Я год целый отправлял запросы, чтобы мне ответили без конкретных фамилий: за какими должностями спецсигналы закреплены? Например, в таком виде: департамент судебных приставов — 1 штука, министр обороны — 1 штука, заместители минобороны — 2 штуки… В этом нет никакой государственной тайны. Дайте! Не дали. Нет и половины ответов. Часть ответили, да и то из тех органов, к которым и так было меньше всего претензий. При этом у нас количество лимузинов, купленных за бюджетные деньги, больше, чем в Англии, Франции, Германии, США вместе взятых. Не говоря о том, что народ ест хрен с маслом. А точнее — без масла. Все эти спецсигналы надо к чёртовой матери отменять как таковые. В мире есть специальные VIP-сигналы для автомобилей, но они не дают на дороге никаких преимуществ, лишь обозначают машину. А мы — страна чиновников и для чиновников. Надо тогда уж прописать отдельно: Никита Михалков — одна мигалка. А пока это не прописано, это не может быть законным.