Руслан КОСТЮК, профессор факультета международных отношений СПбГУ, доктор исторических
Окончательные результаты всеобщих выборов в Никарагуа до сих пор не опубликованы, хотя выборы прошли ещё 8 ноября. Конечно, Никарагуа не относится к лидерам цифровых технологий, но всё-таки времени прошло уже достаточно. Очевидно, проблема всё-таки политическая в большей степени, чем техническая. Дело в том, что выборы проходили на фоне глубокой поляризации между правящим Сандинистским фронтом национального освобождения (СФНО) и праволиберальной оппозицией. Ещё заранее до выборов правые обвиняли власти в «грядущих подтасовках» в пользу кандидатов от правящего СФНО.
До сих подсчёт полностью не завершён. Но, согласно данным местной ЦИК, подсчитаны уже примерно 85% бюллетеней. Таким образом, вроде бы можно говорить об уверенной победе действующего Президента-сандиниста Даниеля Ортеги, получающего, по неокончательным данным, свыше 62%. СФНО лидирует также и на законодательных выборах. Отметим, что СФНО входит в Социалистический Интернационал, относясь там к левому крылу. Внутренняя политика никарагуанских сандинистов традиционно считается более социальной, чем у традиционных социал-реформистских партий. Во внешней политике Никарагуа явно ориентируется на Каракас и Гавану, принимая участие в Боливарианской альтернативе для народов Америк. Поэтому повторная победа сандинистов имеет немалое значение для всей латиноамериканской левой. Тем более, речь идёт о таком историческом для латиноамериканских левых сил политике, как Д. Ортега, который возглавил первое Сандинистское правительство ещё в 1979 году.
Но в том-то и дело, что политическая оппозиция не прекращает обвинять правящую партию в фальсификациях. Ей вторит ряд зарубежных наблюдателей, в том числе из Евросоюза и Северной Америки. С учётом того, что на выборах 2006 года Д. Ортега набрал около 38% голосов, нынешний результат выглядит действительно странно. К тому же при каждом новом переподсчёте бюллетеней проценты Д. Ортеги и сандинистов на выборах в Конгресс, на самом деле, падают. Поэтому пока что мы можем говорить о противоречивой победе СФНО, и вновь вправе сказать о том, что лидеры «красного пояса» в Латинской Америке уж очень упрямо цепляются за власть; тот же Ортега, при всём к нему уважении, избирается главой государства уже третий раз. Вновь закрадывается вопрос: а что, новых (или иных) лидеров у левых государств «красного пояса» нет?
Смею утверждать, что очень трудно подготовить новых лидеров с соответствующим знанием и опытом, другими способностями, авторитетом, наконец — верностью к идее, что позволить идти по пути социализма несмотря на трудности….. Хотя, конечно, желательно, левые лидеры воспринимали задачу подготовки смены как актуальнейшую задачу и справлялись с ней должным образом. Но может вот это понимание как раз и отсутсвует? Понимание важности проблемы?