Социальное движение за Демократическое и свободное образование появилось примерно 20 лет назад. Это движение стало третьей волной продвижения альтернативного образования, которое противопоставляет себя индустриальному (принудительному) школьному образованию.
Немного истории
Движение за альтернативное образование появилось в 20-е годы прошлого века, когда по всему миру стали появляться альтернативные школы. Часто радикальность тогдашних образовательных инициатив заключалась в скандальной по тем временам идее обучать не только детей из обеспеченных семей, но и детей бедняков. Причём учить богатых и бедных вместе. Радикальной считалось также светское образование. Знаменитый испанский педагог-анархист Франсиско Феррер-и-Гуардия поплатился за создание светских школ в католической Барселоне жизнью. Тогда же на свет появилась Summer Hill – одна из старейших свободных школ в мире. На конференции IDEC/UDEC-2011 торжественно отпраздновали 90-летие этой самой знаменитой в мире школы, о которой пишут книги, снимают телесериалы, с которой постоянно судиться английское правительство. Большинство инициатив начала прошлого века погибли во время второй мировой войны и тоталитарных режимов прошлого века. В тоталитарных странах образование понималось как важнейшая часть идеологической пропаганды, а за гражданами (включая детей) не было закреплено права на выбор точки зрения.
В 60-70-е годы ХХ века вместе с социальным движением за права человека поднялась новая волна организации альтернативных школ. К сожалению, активисты шестидесятники не смогли создать работающей платформы и распространить свободное образование из стен небольших частных школ и хипповских коммун в большой мир. К 80-м годам из тысяч альтернативных школ остались лишь десятки, разбросанные по разным странам и континентам.
90-е годы ХХ века поднялась третья волна создания альтернативных школ. Впервые движение осознает себя и с политической точки зрения. Появляется слово «демократическое образование», придуманное в израильской свободной и демократической школе в городе Хадера.
Принципы
Свободное и демократическое образование понимает школу не как место, где ученики обязаны получить фиксированный набор знаний («быть обученными»). Школа в их представлении – это самоорганизующиеся сообщество, в котором каждый участник (и ребёнок, и взрослый) имеет право голоса. Любые решения в демократических школах принимаются голосованием. Все школы отличаются друг от друга: у некоторых существует развитая формальная структура голосования, сотни законов, комиссии и парламенты. Некоторые школы настаивают на принятие решения консенсусом, а не большинством. В одних школах, родители не допускаются к участию в школьной жизни, а в других каждый член семьи ребенка (и бабушки, и дедушки, и разведённые супруги с новыми партнёрами) имеют право голосовать. Однако во всех школах обязательное условие — ученик сам решает когда, что, с кем он будет учить.
Сегодня свободные школы прежде всего осознают себя в противопоставлении «традиционному» образованию с его стандартизированными тестами, оценками, тоталитарной властью учителя над учениками, обязательным посещением занятий. Школы, практикующие свободное образование, регулярно подвергаются атакам со стороны традиционной системы: их закрывают государственные инспекции, им не дают государственной поддержки, вынуждая существовать в качестве дорогих частных школ.
Свободная школа, расположенная в немецком городе Фрайдбурге, первые 5 лет существовала нелегально. Семьи формально переезжали жить во Францию, оформляли там домашнее образование для своих детей, которые затем ходили в подпольную свободную школу. Так что совсем недавнее прошлое многих участников движения — вполне героическое.
EUDEC и IDEC
Сегодняшние EUDEC (европейское отделение движения) и IDEC (международная конференция) проходят стадию бурного роста и формализации. С одной стороны, конференции продолжают остаться неформальным сообществом людей, которые знакомы друг с другом с начала 90-х. В движении участвуют люди, сами получившие образование в одной из демократических школ. С другой стороны, постепенно начинают появляться формальные атрибуты, отделяющие «своих от чужих»: дипломы, печати, членские билеты. Возникают группы «активистов», образующих частные организации вокруг социального движения. Задачей таких организаций уже не являются конкретные образовательные проекты с конкретными школами и сообществами. Организации, как это им и положено, продвигают брэндинг, консультируют и оказывают «сопутствующие услуги».
На прошлой конференции EUDEC было решено исключить из стран-участников европейской ассоциации школы из Израиля. На нынешней конференции израильтяне опротестовали это решение, мотивируя необходимость нахождения школ из Израиля в EUDEC культурной общностью израильтян и европейцев и развитыми традициями демократического образования в Израиле. Мнение членов европейского союза разделилось. Некоторые считают Израиль не демократической страной и поэтому не хотят видеть израильские школы, получающие государственную поддержку, в рядах демократической организации. Другие члены EUDEC очень эмоционально выступали с требованием принять израильтян обратно, объясняя это тем, что европейцы виноваты перед евреями. Кто-то требовал абсолютно свободного членства и приём в европейскую ассоциацию всех стран, которые захотят быть причисленными к Европе, включая африканские и азиатские. Голосование перенесли на следующий год, и я сохраню своё членство, чтобы проголосовать за вступление в EUDEC Израиля.
Образование
Боевые позиции участников движения, находящихся под постоянным давлением со стороны традиционного образования, имеют многочисленные последствия. Они приводят к естественной сплоченности группы единомышленников. Многие участники движения вынуждены «вступать во вражеские ряды». Среди многолетних активистов движения есть государственный школьный инспектор, который многие годы распространяет идеи свободного образования в английских школах. В меру сил и возможностей он защищает дружественные школы от железной пяты государства и охраняет новые инициативы, которые были бы раздавлены костной государственной машиной.
Одним из следствий противостояния является поверхностность взглядов многих участников. Ведь, кажется, что достаточно быть против чего-то и не обязательно подробно обдумывать, за что ты выступаешь. Впрочем, это постоянная проблема всех протестных движений.
Амухта Махапатра (Amukta Mahapatra) — невысокая скромная учительница из Индии, сумела изменить судьбу более 6 000 000 детей, проведя успешную реформу начального бесплатного образования в штате Тамилнад. В результате реформы школы заменили практики принудительного образование на «образование, руководимое самим ребенком» во всех бесплатных начальных школах штата. Результаты превзошли все ожидания. Довольны остались и учителя, с которых сняли неприятные обязанности полицейских, и дети, которым предоставили возможность свободного передвижения по классу и выбор своего собственного учебного плана, и родители. В Индии многие дети бросают школу примерно к 9 годам. Реформа резко снизила процент «уличных детей». Просто потому, что дети захотели ходить в школу. Сегодня правительство соседнего штата проводит аналогичную реформу.
Израильтянин Яков Хетц, много лет работающий советником министерства образования в Израиле, не только помог созданию 26 демократических государственных школ в своей стране, но и организовал единственный в мире институт, в котором готовят учителей для демократических школ. Сегодня более 500 студентов обучаются профессии с названием «Учитель в свободной и демократической школе».
Участники
Самые многочисленные делегации, кроме принимающих конференцию англичан, были у израильтян и немцев. Англичане в основном были представлены учителями и ученикам престижных и дорогих частных школ. На конференцию также приехали 18 человек из украинской школы Аист (город Винница), большая группа учителей и учеников из Южной Кореи, делегация из Тайваня, австралийцы, американцы и многие другие. Всего приехали люди из 26 стран. Следующая международная конференция планируется к Пуэрто-Рико. Делегация пуэрториканцев (20 человек), включала большое количество молодых людей, одетых в гангстерские одежды. 10 летний мальчик Диего – стал звездой конференции. На идеальном английском он наравне со взрослыми участвовал в семинарах и обсуждениях, высказывался вполне аргументировано по разным вопросам.
Ежедневные практики
Самое удивительное — это практическая сторона организации конференции. 500 её участников расположились на неделю на территории английского парка, разбив палаточный городок. А теперь вспомните себя в самолёте, где обученная команда профессионалов организует вход, выход, рассадку по местам, проверку билетов и питание нескольких сот человек в течение нескольких часов. Вспомните многочисленные команды, которые вы получаете: встать, идти, не вставать, сидеть тихо, не включать компьютеры. «Сейчас мы вас будем кормить», «Теперь закройте столы», «Положите чемоданы под сиденье»… и т.д. — для меня все эти проверки и окрики одно из самых утомительных обстоятельств полёта.
Участники конференции проявили удивительные способности к самоорганизации. Без участия профессиональных оплаченных организаторов они обеспечили полноценное функционирование лагеря. Питание, развоз на экскурсии и всю координацию осуществляли старшеклассники частной английской школы Sands — организатора конференции. Им помогали учителя и многочисленные добровольцы из числа участников конференции. В главном зале лежали журналы со списками дел, где требуется помощь: мытьё посуды на кухне, раздача еды и другие. Все сами заполняли свои имена по мере необходимости. Никто ни на чём не настаивал. Все семинары, круглые столы, обсуждения, кружки и занятия для многочисленных детей, которых привезли с собой родители и учителя, сообщество организовывало своими силами.
Вечернее празднование 90-летия Summer Hill затянулось. В расположенном неподалёку отеле засыпающие гости послали протестную делегацию с требованием прекратить шум. Празднующим было объявлено, что необходимо немедленно закончить вечеринку и очень тихо добраться до своих палаток. Через 10 минут несколько сот человек, включая десятки детей, собрав за собой мусор, в абсолютной тишине разошлись спать.
Свободное и демократическое образование производит на свет людей, которым не требуются полицейские и надсмотрщики. Успешные ученики свободных школ — это люди, которые умеют договориться друг с другом, не наступая на горло, не отжимая соседа, а учитывая и свои, и его интересы, и интересы всего сообщества. Будущее движения за свободное и демократическое образование пока не определенно, но хочется верить, что оно будет успешным и сумеет пробить себе дорогу из стен небольших школ и маргинальных сообществ в большой социум.