Немецкие социал-демократы наступают на те же грабли

Артём КОРЕЦКИЙ

Почти три месяца шло формирование правительства ФРГ. И вот наконец 17 декабря 2013 года реализовался вариант, который я назвал наиболее ожидаемым в своей предыдущей статье («Выборы в бундестаг 2013: кризис немецкой системы»): правительство составят представители ХДС/ХСС (большинство) и СДПГ (меньшинство). Такой союз в Германии называют правительством «большой коалиции», так как в него входят представители двух ведущих партий страны Христианских демократов и Социал-демократов.

Что несёт этот союз ФРГ?

Начнём с того, что у руководства «Союза 90/Зелёных» должны были рассеяться все иллюзии по поводу того, что СДПГ пойдёт с ними на союз для формирования правительства. Такой вариант правительства и реализовывался с 1998-го по 2005 год. Но с тех пор уже дважды, в 2005-м и 2013-м, союзу с ними социал-демократы предпочли формирование «большой коалиции». На последних выборах зелёные и социал-демократы вдвоём не набирают достаточное количество голосов для создания правительства, т.е. 50%.

17 декабря на заседании бундестага Ангелу Меркель избрали канцлером Германии. Этот пост она заняла уже в третий раз. Это стало первым шагом очередной "большой коалиции"
17 декабря на заседании бундестага Ангелу Меркель избрали канцлером Германии. Этот пост она заняла уже в третий раз. Это стало первым шагом очередной «большой коалиции»

Уровень поддержки СДПГ за последние десять лет упал в полтора раза: с 38-40% до 23-25%. Поэтому им нужен партнёр, который сможет набрать 20-25% голосов, а это «Союзу 90/Зелёным» явно не по плечу. Так что для очередного издания «красно-зелёной коалиции» обоим сторонам нужно ждать лучших времен. А если нельзя получить 50% вдвоём, то нужно привлечь третьего партнёра, которым судя по последним выборам, может быть только немецкая Левая партия. Однако заключить с ними союз — значит допустить в правительство социалистов-коммунистов. На это правящий класс Германии в лице СДПГ не пойдёт, так как это может быть очень опасной игрой, поэтому остаётся только один вариант — «большая коалиция».

В свою очередь, если у «Союза 90/Зелёных» и Левой партии не может быть коалиций с СДПГ и ХДС/ХСС, так как последние предпочитают союз между собой, то получается, что в ФРГ образовалось два противоборствующих блока: правительственный из ХДС/ХСС и СДПГ и оппозиционный из «Союза 90/Зелёных» и Левой партии, что позволяет говорить о завершившейся трансформации системы 2+1 в систему 2+2, хотя бы на время — до следующих выборов в 2017-м.

Слишком многое изменилось за последние 30 лет в Германии. Если бы перед выборами 1983 года кто-нибудь сказал, что в бундестаге будет пять, а не три партии, и что этой третьей партией будут коммунисты, а не «свободные демократы», которые вообще не попадут в правительство, в котором они участвовали на протяжении 37 лет (с 1961-го по 1998 год) — его сочли бы сумасшедшим. Но это современная реальность.

Но почему социал-демократы пошли ва-банк? Попробуем объяснить.

Социал-демократы имеют совсем недавний неудачный опыт участия в «большой коалиции». Для тех, кто не помнит: с 2005-го по 2009 год социал-демократы входили в правительство Ангелы Меркель, и это пагубно отразилось на уровне их поддержки: с 34,2% в 2005-м до 23% в 2009-м (самый низкий результат за всю послевоенную историю ФРГ). В том правительстве Меркель у социал-демократов были места министров труда и социальных вопросов; иностранных дел; юстиции; финансов; здравоохранения; транспорта, строительства, городского развития и развития Восточной Германии; окружающей среды; экономического сотрудничества и развития.

Т.е фактически взяли на себя большую часть ответственности за происходящее в Германии. ХДС/ХСС, помимо места канцлера, закрепили за собой такие важные министерства, как министерство по делам семьи, пожилых граждан, семьи и молодёжи и министерство экономики и технологий, а также министерства внутренних дел, обороны, защиты потребителей, продовольствия и сельского хозяйства, исследований и образования, по особым делам и канцелярия. Таким образом, несмотря на то, что больше ответственных постов в правительстве заняли тогда представители СДПГ, общее преимущество было на стороне ХДС/ХСС, как в правительстве, так и в парламенте. В результате социал-демократы не смогли выполнить свои предвыборные обещания. А Левая партия критиковала любой их шаг, и это привело социал-демократов к грандиозному провалу в 2009 году.

Правящий класс ФРГ сделал ставку на ХДС/ХСС, так как они показывают более стабильные результаты на протяжении всей послевоенной истории
Правящий класс ФРГ сделал ставку на ХДС/ХСС, так как они показывают более стабильные результаты на протяжении всей послевоенной истории

И вот социал-демократы решили наступить на те же грабли. В новом правительстве представители СДПГ займут следующие посты: Зигмар Габриэль — министерство экономики и энергетики, Франк-Вальтер Штайнмайер — министерство иностранных дел, Андреа Налес — министерство труда и социальных вопросов, Хайко Маас — министерство юстиции и защиты прав потребителей, Мануэль Швезиг — министерство семьи, пенсионеров, женщин и молодёжи, Барбара Хендрикс — министерство по охране окружающей среды, охране природы, строительства и ядерной безопасности. Они снова получили несколько важных экономических и социальных министерств (министерство экономики и энергетики, министерство труда и социальных вопросов, министерство семьи, пенсионеров, женщин и молодёжи). Но, однако, они ничего не смогут сделать на этих постах без одобрения министерства финансов и бундестага. Министром финансов стал Вольфганг Шойбле, сторонник жёсткой экономии, а в бундестаге чуть меньше половины депутатов составляют представители ХДС/ХСС, да и некоторые представители СДПГ и «Союз 90/Зелёных» могут выступить на стороне этих министров. Допустим, Андреа Налес является выдвиженкой левого крыла СДПГ, так что некоторые представители правого крыла СДПГ могут выступить не на её стороне. Поэтому в итоге представители социал-демократов попадают в сильную зависимость от своих партнёров по коалиции из ХДС/ХСС.

Таким образом, эта авантюра может завершиться для СДПГ двумя вариантами: или полным провалом, или успехом. Наиболее вероятен первый вариант. Ведь они вновь оказываются в таком положении, что выполнить свои предвыборные обещания они не могут, так как значимые финансовых рычагов у них нет, но они занимают несколько важных постов. Естественно, Левая партия опять их будет критиковать.

Успех может прийти только в случае, если ХДС/ХСС согласится на проведение некоторых реформ, разработанных СДПГ, что сразу может повысить рейтинг социал-демократов. А может и не повысить, так как  без одобрения христианских демократов эти реформы не состоялись бы. В этом и состоит игра социал-демократов в ва-банк: или успех и своё правительство или провал и падение результатов ещё ниже. Выборы 2017 года могут обернуться для социал-демократов повторением судьбы СвДП после выборов 2013 года, т.е. вылетом из парламента, однако этот вариант всё же маловероятен, скорее всего, их поддержка упадёт ниже 23%, но в парламент они попадут и вновь будут играть роль младшего партнёра правых консерваторов.

Это всё приводит к однозначному выводу: правящий класс ФРГ сделал ставку на ХДС/ХСС, так как они показывают более стабильные результаты на протяжении всей послевоенной истории. Таким образом, следующие выборы могут привести к формированию однопартийного правительства из ХДС/ХСС впервые с 1957 года. Не исключена и новая «большая коалиция» или какой-нибудь другой вариант коалиции. Более или менее точный прогноз можно будет сделать после выборов в Европарламент в мае 2014 года, что станет своеобразной лакмусовой бумажкой на реакцию избирателей по итогам заключения «большой коалиции». Но все эти «коалиции» в любом случае не будут реальной альтернативой однопартийной власти ХДС/ХСС. Нынешняя ситуация в ФРГ играет на руку Левой партии, так как это значительно усиливает их позиции среди левонастроенных избирателей.

 

Добавить комментарий