Споры о Дне народного единства идут со времени учреждения этого праздника. Дотошные критики доказывают, что 4 ноября 1612 года ничего особенного не произошло. Народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского ворвалось в московский Китай-город 22 октября (1 ноября). Поляки заперлись к Кремле и сдались 24 октября (3 ноября). 26 октября (5 ноября) поляки подписали договор о своей капитуляции, на следующий день остатки их гарнизона убрались из Кремля.
Вся эта дотошность — не более чем проявление раздражения на идею праздника. В нашем обществе расплодилось немалое число профессиональных критиканов и высмеивателей всего, что связано с Россией и её историей. Для нас же важно, что в октябре (ноябре) 1612 года поляки сдались русским. 4 ноября — День Казанской Божьей Матери. Знаменательно, что рядом с этим праздником и день объявления России империей — 2 ноября. Не думаю, что это простое совпадение.
Победа русского ополчения над польскими интервентами тоже имеет имперское измерение, как и многое в истории русского государства. На территории Восточной Европы могла появиться только одна империя «от моря и до моря», а претендентов на её создание было несколько, в том числе Россия и Польша.
И если бы полякам удалось насадить в России свою власть, то империю от «моря и до моря» собрали бы они, а не мы. В этой связи изгнание поляков из Кремля — знаковое событие. День победы русского ополчения над польскими захватчиками — это День зачатия Российской империи.
Из-за Смутного времени Русь потеряла многие свои земли: Смоленск, побережье Финского залива и т.д. Но в октябре (ноябре) 1612 года русское ополчение отвоевало сердце России, её стольный град. И именно с этого началось русское возрождение. Проиграй тогда наши предки, Россия могла и не стать великой евразийской державой, какой остаётся по сей день.
И ещё очень важно, что победило именно народное ополчение. Тогдашняя русская элита Русь предала. Напомню, что Семибоярщина признала русским царём польского королевича Владислава, старшего сына Сигизмунда III, поддержавшего Лжедмитрия I, а потом и вовсе пославшего на Русь свои войска. А до этого московское боярство во главе о главе с Богданом Бельским признало первого Лжедмитрия законным наследником русского престола. Ополчением командовал князь Дмитрий Пожарский, его поддерживали и другие аристократы. Это естественно. Но народно-освободительный импульс задали «неблагородные сословия». То ополчение — и есть проявление народного единства, реализация национальной солидарности: русские люди объединились, чтобы побить и изгнать врагов и предателей. Это был общий национальный порыв.
В русской истории много периодов, когда все сословия и классы объединялись во имя общей цели. Конечно, большинство их приходится на войны. В годы национального единения, все кто отвергает его и восстаёт против него, воспринимаются обществом как предатели, враги, отщепенцы, вирусы. Именно такой период мы переживаем сейчас. Сегодня чтобы доказать свой патриотизм, мало нацепить на лацкан бант из георгиевской ленточки или запустить воздушный шарик в цветах российского национального флага.
Призыв «Всё для фронта, всё для победы!» актуален вновь. Кто его отвергает, тот – дерево без корней. Кто откликается на него, тот за Россию. В этом вся суть происходящего. Россия воюет не только с русофобским режимом на Украине, она отстаивает своё право на будущее, своё право существовать как великая держава. России в этой войне не победить без всеобщей моральной мобилизации тыла. Мы все должны понять: время войне (Еккл. 3:8).
Текст опубликован на сайте «Родина на Неве» 4 ноября 2022 года