«Наркокурьер»: посвящается всем, кто не умеет писать смс

Режиссёр фильма «Наркокурьер» и исполнитель главной роли — Клинт Иствуд, сценарист — Ник Шенк

В кинотеатрах страны заканчивается прокат кинокартины Клинта Иствуда «Наркокурьер» (The Mule), и эта рецензия для тех, кто не успел его посмотреть.

Помимо Клинта Иствуда главные роли исполняют Брэдли Купер, Майкл Пенья, Лоренс Фишбёрн, Элисон Иствуд, Дайэнн Уист и другие.

Сюжет картины основан на реальной истории жизни наркокурьера Лео Шарпа из штата Мичиган (в картине имя изменено на Эрл Стоун), работавшего на крупнейший мексиканский картель Синалоа и перевозившего в среднем по 200-250 килограммов кокаина в месяц. Сам же сценарий основан на соответствующей статье Сэма Долника про Шарпа, опубликованной в «Нью-Йорк Таймс» после его задержания 21 октября 2011 года.

Дело 90-летнего ветерана войны Эрла Стоуна оказалось разорительным для него. В век всеобщей цифровизации и маркетплейсов даже культивирование и продажа декоративных растений (в случае Эрла — лилейника) не может оставаться в стороне от высоких технологий, чтобы выживать и конкурировать с интернет-площадками. Финансовые проблемы героя дополняют семейные неурядицы: жена им недовольна, дочь (играет Элисон Иствуд) не общается с ним, так как он, вынужденный зарабатывать деньги, много колесил по стране и не проводил достаточного времени с семьёй, и только внучка поддерживает с ним тёплые отношения.

Если говорить кинематографическим языком, то Эрл Стоун это «Хайзенберг» из ставшего культовым сериала «Во все тяжкие» (Breaking Bad), несколько старше и без фундаментального знания химии

Оказавшись на обочине жизни без средств к существованию, Эрл ищет способы подзаработать и в итоге находит себя на стезе наркокурьера, благо в его послужном списке за всю жизнь ни одного штрафа за нарушение правил дорожного движения.

Если говорить кинематографическим языком, то Эрл Стоун это «Хайзенберг» из ставшего культовым сериала «Во все тяжкие» (Breaking Bad), несколько старше и без фундаментального знания химии. Оказаться за гранью закона даже в весьма зрелом возрасте. Не зря один из рецензентов назвал свою рецензию «Breaking дед».

Его можно посвятить всем сирым и убогим, кто оказался за бортом современного общества высоких технологий. Всем, кто не умеет писать смс, кто не может создать свой почтовый ящик, зарегистрироваться на госуслугах или подключить приставку для цифрового телевещания, всем пенсионерам…

Предыдущий тандем Клинта Иствуда как режиссёра и исполнителя главной роли и сценариста Ника Шенка породил десять лет назад потрясающий фильм «Гран Торино» (2008). Сам Шенк был награждён премией Национального совета кинокритиков США за лучший оригинальный сценарий, а Иствуд получил от совета награду за лучшую мужскую роль. Поэтому у многих, кто шёл на этот фильм ожидания были несколько завышенными.

«Наркокурьер» скромнее «Гран Торино», зато этот фильм с таким же противоречивым главным героем получился очень человеческим. Его можно посвятить всем сирым и убогим, кто оказался за бортом современного общества высоких технологий. Всем, кто не умеет писать смс, кто не может создать свой почтовый ящик, зарегистрироваться на госуслугах или подключить приставку для цифрового телевещания, всем пенсионерам, получающим пенсию в отделениях «Почты России», всем, кто был когда-то нужен, а теперь нет и у него снимают деньги, когда он перезванивает по неизвестному номеру.

При том, что сам по себе фильм довольно незамысловато построен, и его легко можно разбить на составные элементы, два часа экранного времени пролетают незаметно, ведь когда ещё предстоит возможность посмотреть на киноветерана Клинта Иствуда, который, похоже уже идёт на рекорд возраста, в котором с успехом продолжают снимать и играть в кино.

Простота — это оказывается и есть то связующее звено между двумя разными лентами, сделанными Иствудом и Шенком тогда в 2008 году и сейчас. Как покоряющая простота главного героя, который, когда жена его спрашивает, где он взял столько денег, без раздумий, отвечает:

«- На самом деле я наркокурьер и у меня в багажнике лежит 305 кг кокаина
— Всё шутишь».

Так и простота повествования в целом и даже развязки.

«- Что у Вас там?
— Пеканы, везу вот племяннице
— Пеканы?
— Да, пеканы. Она делает худший в мире ореховый пирог, жалко её мужа, впрочем пеканы тоже жалко»

Финальная же сцена, где Эрл Стоун занимается сбором цветов на территории исправительного учреждения очень сильно напоминает концовку «Помутнения» с Киану Ривзом (экранизации романа Филиппа Дика), где главный герой также срывает цветок, находясь в исправительном учреждении за систематическое употребление наркотиков, приведшее к потере связи между полушариями его головного мозга. Но в отличии от героя «Помутнения» Эрл Стоун оставляет место для оптимизма и надежду на благополучный финал. Ведь на излёте герой Иствуда, пойманный Управлением по борьбе с наркотиками, получает шанс наладить отношения со своей семьёй:

«- По крайней мере, папа, мы теперь будем точно знать где ты находишься».

Остаётся надеяться, что это был не автобиографический фильм-прощание, а сам режиссёр ещё побьёт рекорд нашего актёра Владимира Зельдина, выходившего на сцену в возрасте 100 лет. Пусть и «дожить до ста лет мечтает только тот, кому девяносто девять.

Михаил ДОБРОНРАВОВ