Статья из цикла «Города красные – города розовые»
Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
В своё время (особенно в 70-е годы ХХ века) в Японии было немало «красных» городов, во главе которых стояли представители коммунистической и социалистической партий. Однако сейчас, когда левые силы Японии продолжают переживать глубокий кризис, а их поддержка в обществе сократилась до исторического минимума, среди крупных городов восточноазиатской державы почти не осталось центров с левыми мэрами. Но всё-таки и в современной Японии можно ещё найти города, мэры которых по своим политическим воззрениям стоят левее социал-либерализма.
К числу таких мэров относят Такашису Мацубару. Этот 65-летний политик возглавляет администрацию центральнояпонского города Нагоя. С 2009 года Т. Мацубара уже дважды избирался мэром Нагои. Он принадлежит к левоэкологической Партии завтрашнего дня, выступающей против существования атомных электростанций и ремилитаризации Японии. Правда, эта партия не представлена в японском парламенте, но японские экологисты по уровню поддержки в обществе практически не уступают социал-демократам и коммунистам.
Между тем, Нагоя является самым крупным городом в регионе Чубу и четвёртым по населённости городским пространством на японских островах. Собственно в центре префектуры Аиши проживают 2,3 млн человек, тогда как в городской агломерации (метрополии) живут свыше 8,9 млн человек.
Существующая с XVII века Нагоя — весьма примечательный город. Здесь раньше, чем в большинстве других японских городов начался процесс индустриализации. Издавна в Нагои существовали гончарные мастерские, производили порох, изделия лёгкой промышленности и механические куклы. Однако статус города Нагоя получила императорским рескриптом лишь в 1889 году.
Сегодня, как и вчера, основа экономики Нагои – прежде всего автомобильная индустрия. Именно в зоне Большой Нагои всемирно известный концерн «Тойота» создаёт свои шикарные «Лексусы». В городе немало автопредприятий, принадлежащих другим флагманам японского автопрома – «Мицубиси Моторс», «Денсо». Собственно, именно рабочие автопредприятий традиционно считаются в этом регионе базовым электоратом левых партий. Кроме автомобилей, в Нагои производят также мультифункциональные принтеры, электронику, во всей Восточной Азии популярна местная робототехника – традиция механизированных кукол и в XXI столетии приносит неплохую выгоду! С другой стороны, по-прежнему на ходу в Нагои и пригородах лёгкая и пищевая промышленность.
Но Нагоя – это далеко не только центр новейших промышленных технологий. Город считается одним из самых красивых в Японии. Туристов привлекают такие достопримечательности города, как синтоистский храм Атсута, Нагойский замок, заложенный ещё в XVII веке, местный порт, Центральный сквер, зоопарк и ботанический сад «Хигашияма», музей промышленности и технологий фирмы «Тойота», множество небоскрёбов, самым знаменитым их которых является «Центральная башня». Муниципальные власти делают немало полезного для привлечения в город туристов. Так, именно на средства муниципалитета содержится так называемая «Культурная тропа», расположенная между Музеем искусств Токугава и Нагойским замком. На этой тропе находятся, в частности, городской архив, Нагойский Сити-холл, различные музеи.
Также отметим, что городская власть и лично мэр-экологист Т. Мацубара стараются, по мере сил, не допустить климатических изменений для Нагои. Поэтому регулярно проводятся кампании в поддержку чистых видов транспорта, развиваются трассы для велосипедистов, оказывается помощь в развитии городского наземного общественного транспорта. Как говорит мэр, «постиндустриальное общество не ликвидирует негативные последствия промышленных выбросов, которым приходится ежедневно противостоять в многомиллионном городе».
Нагоя известна в стране и весьма высоким уровнем и качеством местного образования. Именно на городские власти замыкаются многочисленные учебные заведения первого и второго уровня. По статистике считается, что уровень подготовки в них выше среднеяпонского. В Нагои также функционируют и высшие учебные заведения, такие, как созданный ещё в 1871 году Нагойский университет, университет Нанзан, Нагойский институт технологии и Технологический институт «Тойоты». Как правильно заявляет мэр Мацубара, «образование является тем козырем, который вывел японскую нацию на лидирующие позиции в современной международной конкуренции». И Нагоя, без сомнения, успешно использует этот козырь в собственном развитии в начале XXI столетия.
Городские власти активно содействуют проведению различных культурных фестивалей, которые реализуются в Нагои преимущественно в летние месяцы. Это и синтоистский фестиваль Атсута, и портовый фестиваль (а город обладает одним из самых мощных торговых портов в Японии!), и Нагойский летний фестиваль. Обычно их посещают в общей сложности сотни тысяч нагойцев и гостей города. И ещё один интересный штрих к портрету этого среднеяпонского города. При всём сверхтехнологичном, напичканном электроникой уровне местной экономики, Нагоя известна и как центр самобытных ручных промыслов. Здесь производят, в частности, ремни ручной работы, нагойские мастера известны своеобразной техникой покрытия глазурью, во всей Японии популярны свечи из Нагои, в городе продолжают по старинным рецептам шить одежду из шёлка. Конечно, вся эта ремесленная система сталкивается с жёсткими и безжалостными законами капиталистического рынка. Так вот, став мэром Нагои, Т. Мацубара принял решение создать в городской администрации специальный отдел, который занимается оказанием реальной поддержки тем, кто своими руками продолжает мануфактурные традиции старой Нагои. Что же, это ведь то же свидетельство социальной политики местных властей в современном японском мегаполисе.
Статьи цикла «Города красные — города розовые»:
Руслан КОСТЮК. Мэр Неаполя левеет, освобождая город от каморры
Руслан КОСТЮК. Родной город Че и Месси – модель прямой демократии
Руслан КОСТЮК, Ирина ПОДМАРЬКОВА. Брюссель: противоречия «столицы Европы»
Руслан КОСТЮК. Ванкувер – зелёная столица Канады в розовой рамке
Руслан КОСТЮК. Дакар — красная точка Чёрного континента
Руслан КОСТЮК. Колката: между трущобами и высокими технологиями
Руслан КОСТЮК. Копенгаген и социал-демократия: сто лет вместе
Руслан КОСТЮК. «Футбольная столица» мира выбирает левых
Моника ФЕЙН: «Это непросто – одновременно оппонировать неолиберализму и популизму»
Руслан КОСТЮК. Берлин – столица, обращённая в будущее
Виктор ХЕЙФЕЦ: «По уровню ВВП Мехико находится на седьмом месте среди городов мира»