Пока одни люди мечтают о собственном жилье, другие мечтают о том, чтобы рядом с их домом оставался хоть небольшой участок зелёной зоны, чтобы добираясь до своей квартиры, не нужно было стоять в пробках, а детям было, где играть. К сожалению, воплощать мечты последних не так выгодно, как первых. Ведь строительство многоквартирных домов приносит гораздо больше прибыли, чем, например, посадка деревьев.
Потребность в новых домах, безусловно, есть. Однако не стоит забывать о том, что строительство должно вестись по законодательным нормам. Ключевые градостроительные документы Петербурга — это Генплан и Правила землепользования и застройки.
Именно на основе этих документов застройщики разрабатывают проекты планировок и получают разрешения на строительство. Но соблюдение правил, прописанных в Генплане и ПЗЗ, для определённых лиц может быть невыгодным.
В январе я присутствовала на публичных слушаниях, где проходило обсуждение нового проекта ПЗЗ. Для большинства людей разобраться в градостроительных документах — всё равно, что читать на иностранном языке. И не удивительно, ведь, судя по происходящему на слушаниях, даже специалисты не обладают для этого достаточными знаниями. По крайней мере, такое впечатление складывалось из того, как представители власти отвечали на вопросы жителей.
Одна моя знакомая сказала, что слушания напомнили ей знаменитую телевизионную игру «Что? Где? Когда?». И действительно, есть зрители (жители) и знатоки (представители власти), и есть вопросы, на которые так называемые знатоки после небольшого совещания должны дать ответы. Только вот в отличие от телевизионной игры, в которой такие знатоки непременно проиграли бы (так как не смогли ответить на большинство вопросов), в жизни победа зрителям не далась так просто.
На мой вопрос о том, почему месторождение Полюстрово в новом проекте ПЗЗ обозначено как «охранная зона водозабора ООО «Полюстрово», ответили, что поменялось только название. Оно якобы было приведено в соответствие с законодательством. Но если копнуть глубже, выясняется, что разница всё-таки есть. Во втором случае в третьем поясе охраны (их всего три) разрешается жилищное строительство. Создаётся впечатление, что статус месторождения был понижен не случайно.
Беспорядочно застроив весь город, мы получим новые серьёзные проблемы. Представьте, что станет с Петербургом, если для лоббирования интересов строительных компаний, можно будет запросто менять законы.