Представлять противников сборищем болванов и неумех легче всего. Но это оборачивается поражениями. В политике — как в спорте: когда идеологическая борьба выливается в публичное пространство, проигрывает обычно тот, кто соперника недооценивал. В октябре редакция гламурного журнала «СПб.Собака.ru» заказала мне текст о правых, а точнее – о правом культурном коде. Я с интересом взялся за написание текста, так как давно размышлял на эту тему. Статья вышла в декабрьском номере «СПб.Собака.ru» в сокращённом варианте, так как я превысил журнальные объёмы. На сайте «Новый смысл» я выкладываю полный вариант текста.
Дмитрий ЖВАНИЯ
На первый взгляд, всё встало на свои места. Позиции определились: с одной стороны – прогрессивная общественность, свободомыслящие люди, поборники демократии и прав человека, а с другой – мракобесы со средневековым мышлением, фашисты и держиморды. Якобы позиции высветила акция “Pussy riot”, а точнее – информационное напряжение, которое возникло после того, как арестовали и начали судить трёх участниц группы.
Духовная брань
Хотели этого или нет участницы “Pussy riot”, но их акция действительно расколола мыслящее общество. Что такое современное искусство? Допустимо ли проводить акции в храмах? Где та грань, которая отделяет критику клерикализма от кощунства? И наоборот: где тот предел, за которым желание Церкви занимать уважаемое место в обществе превращается в тоталитарное устремление подмять под себя общественное мнение? Все эти вопросы стали предметами горячего общественного обсуждения. В Москве, где проходил суд над тремя участницами “Pussy riot”, эта дискуссия постоянно выливалась в уличные столкновения. Стоило где-то собраться защитникам группы, как тут же появлялись активисты Союза православных хоругвеносцев. Бородатые, в папахах с крестами и иконами в руках, они выглядели очень эффектно. И картинка этого противостояния снимала все вопросы, всем было сразу понятно, что собой представляет один лагерь, а что – другой. С одной стороны – хипстеры, европейского вида молодые люди, а с другой – люди, которые словно примчались на машине времени из опричнины.
Левые и либералы превратили “Pussy riot” в икон сопротивления. Причём – в буквальном смысле. Художница Евгения Мальцева, курируемая Маратом Гельманом, успела подготовить серию картин под названием «Духовная брань», где Богородица изображена в балаклаве (или участницы “Pussy riot” в виде Богородицы с нимбом). Как и следовало ожидать, выставка Мальцевой в модной московской галерее «Винзавод» вызвала скандал: по традиции выразить протест против кощунства явились «православные хоругвеносцы» и казаки – а точнее, люди, которые выглядели так, будто они завернули на «Винзавод» с кастинга фильма «Тихий дон». И привычная картинка вновь бы начала тиражироваться, если бы среди протестующих против «Духовной брани» не оказались активисты Евразийского союза молодёжи (ЕСМ), которые внешне ничем не отличаются от всей остальной современной молодёжи – те же джинсы, поло, причёски, только в голове – другие идеи.
«Мы считаем такие выставки недопустимыми в православной стране, – сказал лидер ЕСМ Андрей Коваленко сразу после того, как его выпустили из полиции. – Православие лежит в основе нашего государства, и поэтому любое глумление (а эта выставка, безусловно, – глумление над православием) может восприниматься лишь как подрыв, как экстремизм, как желание ударить в самое сердце русского народа и государства».
Когда либералы читают такие высказывания, они тут же выносят вердикт – мракобесие и невежество! Левые полагают, что эти мысли – от недостатка образования. Однако Андрей Коваленко – весьма образованный человек. Он имеет два высших образования – политологическое и филологическое, а сейчас работает над кандидатской диссертацией, свободно владеет английским, французским и немецким языками. Он в подлиннике читает книги Густава Майринка, Эрнста Юнгера, Алена де Бенуа. Его любимая цитата – высказывание Фридриха Ницше (которого он тоже читает в оригинале): «Филолог – это человек, который контролирует язык, следовательно, он контролирует и смыслы и идеологии. Язык – это власть, филолог – это правитель!»
Нет, этого парня нельзя зачислить в число недоучек, которые верят в «поповские сказки» по недомыслию. Я познакомился с одним из товарищей Андрея из петербургского отделения ЕСМ, который попросил не раскрывать его имени («не хочу, чтобы потом у меня под окнами бесновались бесполые имбецилы с дредами»). Сообщу лишь, что этот молодой человек закончил философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
– Вы же состояли в НБП, когда партия проходила период становления, а идеологом партии был Александр Дугин, и поэтому наверняка понимаете, чем обусловлен наш круг чтения, – сказал он мне. – Существует политика со всеми митингами, демонстрациями, акциями, заявлениями, законами и прочим, а есть метаполитика, которая не связана со всей этой суетой. Нас волнует мистическая подоплёка политической борьбы. Мы не боремся за сиюминутные тренды. Мы определяем вектор метаполитического развития.
– Почему вы включились в кампанию против “Pussy riot”? Ведь это самая что ни на есть политтехнологическая суета…
– Вы помните, что сказал французский консервативно-революционный мыслитель Луи де Бональд? “Уберите Бога из этого мира, и единственным обоснованием обязанности остаётся насилие, потому что иного притязания на власть больше нет”. Мы не хотим насилия. Вы же читали, что сказал Андрей Коваленко после акции против выставки «Духовная брань» на «Винзаводе»: “У нас, у православных людей, только одно оружие – слово, глагол”. Мы неоднократно подчёркивали, что наша деятельность направлена на «разжигание межэтнической и межнациональной дружбы». А будут ли этой дружбе способствовать акции типа выходки “Pussy Riot” или инсталляции Марата Гельмана с клизмами? Мы не потерпим глумления над фигурой Богородицы. Не забывайте: на нашем знамени – её звезда.
Парад без стиля
По убедительной просьбе «православных активистов» в Санкт-Петербурге была отменена выставка Марата Гельмана “Icons” («Иконы»), которая должна была открыться на площадке фонда поддержки современного искусства “Rizzordi Art Foundation” 15 ноября. Под петицией с требованием запретить её подписались 3000 человек. Вряд ли среди них мы обнаружим всемирно известного художника Михаила Шемякина. Однако он тоже недоумевает, зачем Гельман устраивает такие выставки.
– Когда я узнал о том, что людей, которые нарисовали член на Литейном мосту, наградили премией за инновацию в искусстве, я сказал: “Ну, теперь ждите, что кто-нибудь из новаторов-инноваторов нагадит в алтаре”. Это в одном из моих интервью было. Следующим арт-объектом будет церковь. Художники, так называемые, чтобы привлечь к себе внимание, пойдут и насрут в алтаре! – поведал мне Шемякин в недавнем разговоре. – Вот Марат Гельман сделал макет православного собора, а вместо куполов-луковиц поставил клизмы. Гельман, мне кажется, очень неглупый человек, и делает много интересного, но вот это – очень глупо. Учитывая, что он еврей по происхождению… Вы знаете, слава Богу, здесь не продаются книжки, которые продаются в Израиле и в Америке, где поясняется, кем является Христос для ортодоксальных евреев. Более грязных вещей вы просто-напросто не прочтёте! Христос объявляется лжепророком, он с настоящим еврейским пророком вступает в сражение, они взлетают, как маги, в воздух, и еврейский пророк мочится на Христа. Это такая грязь! И вот Гельман идёт в ногу с неумными евреями, которые издают такие книги. И это очень неосторожно, потому что это может вызвать гнев каких-нибудь фанатиков. И я бы на месте Гельмана, Гельмана–еврея, не задевал православную церковь. Да, пространство русской православной церкви заполнено смрадом. Я понимаю, что церковь сейчас несчастна. Меня тошнит, когда я вижу, как в храмах протокольные коммунистические морды истово крестятся. Но всё же надо быть очень осторожным, когда ты затрагиваешь тему православия.
Только вряд ли выставка Гельмана в Санкт-Петербурге, если она состоится, вызовет какое-то противодействие со стороны местного отделения ЕСМ. Оно давно себя не проявляет в режиме уличной политики. Последняя более или менее крупная уличная акция ЕСМ в Петербурге прошла 20 мая 2007 года у изваяния Ленина у Финляндского вокзала. Это был «имперский митинг-концерт». Он начался с трансляции аудиозаписи Сергея Курёхина, в которой «научно» доказывалось, что «Ленин был существом, из которого всё человеческое было вытеснено грибами». «Москва – это город, который ещё не дошёл до своей последней точки разложения. Именно поэтому он не может быть началом новой Евразийской Империи. Таким городом может быть только наш Санкт-Петербург – город тайно несущий нам коды Запада. Именно используя эти коды, мы сможем разгадать нашего противника, атлантистов и установить над ними тотальную и всепоглощающую победу!» – заявила на митинге тогдашний лидер петербургского ЕСМ Наталья Луковникова.
Зато в Санкт-Петербурге довольно активны союзники ЕСМ – Профсоюз граждан России. Так, 7 августа 2012 года его активисты вместе с участниками движения «Народный собор» вышли на Невский проспект с требованием отменить выступление Мадонны. Активисты стояли на расстоянии 50-ти метров друг от друга. Таким образом цепь растянулась от метро «Площадь Восстания» до «Адмиралтейской». Пикетчики раздавали листовки против Мадонны: «Она пропагандирует вашим детям суицид», «Скажи мне, кто твой кумир, и я скажу тебе, кто ты». Профсоюз граждан России возглавляет петербуржец Николай Стариков – писатель и довольно успешный человек (коммерческий директор ОАО «Первый канал-Санкт-Петербург»), который никогда не скрывал своего восхищения Владимиром Путиным. Когда в Петербурге разгорелся скандал из-за принятия закона «против пропаганды гомосексуализма и педофилии», активисты Профсоюза граждан России поспешили поддержать автора законопроекта, депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, единоросса Виталия Милонова. 21 марта 2012 года у стен Мариинского дворца, где заседает городской парламент, они провели пикет. Его участники растянули транспарант с надписью: «А в каком параде будет участвовать твой сын?» На растяжке были размещены две фотографии. На одной запечатлены марширующие десантники, а на другой – целующиеся мужчины на гей-параде.
Несмотря на активность Профсоюза в Санкт-Петербурге, его численность невелика. 1 мая 2012 года на демонстрацию они вывели не более 35-40 человек. Внешне это мало примечательные люди, у них нет своего особого стиля. А ведь что такое – стиль? «Стиль – это видимая сущность политического феномена. Это не просто результирующая доктрины, организации и импульса руководства; более того, со временем стиль превращается в рамку, из которой никакая новая инициатива не может выйти, не разрушив всё здание», — отмечает немецкий исследователь Эрнст Нольте в работе «Фашизм в его эпохе». Правыми оппозиционерами, как, впрочем, и левыми, Профсоюз граждан России всерьёз не воспринимается – «подставная организация», «марионетки Кремля», «политтехнологический проект».
Языческое здоровье
В правой политической палитре далеко не все православные. Есть те, кто обращается к языческой традиции, так как она – исконна. Но с православными активистами их объединяет неприятие «пропаганды гомосексуализма». Так, ещё в октябре 2009 года презентация книги профессора Игоря Кона «Мальчик — отец мужчины» была отменена из-за появления на презентации активистов движения «Сопротивление» во главе с его лидером, чемпионом мира по «боям без правил» Романом Зенцовым.
– Со мной были просто здоровые морально и физически молодые люди, – вспоминал о том событии в разговоре со мной Роман Зенцов. – Помимо нас с организаторами фестиваля «Бок о бок» и с профессором Игорем Коном собирались подискутировать врачи, писатели, представители общественности. Все они хотели открытого демократического обсуждения проблемы. Но организаторы мероприятия поняли, что в открытой дискуссии они проиграют, и поэтому решили обвинить нас в намерении учинить над ними расправу. Да какая могла быть расправа, если в зале переодетых оперов было в два раза больше, чем нас? Мы хотели открытого обсуждения, столкновения мнений, и всё.
Я не гомофоб. Пожалуйста, пусть люди любят друг друга, как хотят, встречаются, устраивают собрания для себя. Но не надо возводить это в культ. Сейчас они добиваются того, чтобы гомосексуализм был признан нормой, а завтра — того, чтобы этот вид отношений доминировал. Не нужно объяснять, чем это обернётся для России с её демографией. Я знаю, что в рамках фестиваля «Бок о бок» учителя приводили школьников на семинары (не бесплатно), где организаторы им задавали вопрос: «Что для вас лучше: быть националистом или гомосексуалистом?» Дети, выбирая из двух зол меньшее, отвечали — националистом. Но после двухчасовой промывки мозгов они уже говорили — гомосексуалистом. Вот я против такой пропаганды.
Движение «Сопротивление» в политической области почти себя не проявляет, если не считать политической практикой нанесение на стены граффити «Хватит бухать!», «Русский – значит, трезвый», «Спорт – наш наркотик» и т. д. Зато «Сопротивлению» присущ единый стиль — это полный отказ от вредных привычек и постоянные занятия спортом, прежде всего единоборствами. Под эгидой «Сопротивления» в городах России проводятся соревнования для бойцов-любителей, а некоторые активисты движения иногда пробуют себя и на профессиональном ринге. Кроме того, активисты участвуют в мини-футбольном чемпионате Санкт-Петербурга среди самодеятельных команд.
Роман Зенцов в разговоре со мной раскрыл своё видение ситуации: «Историю делают победители. Но кто сказал, что тот опыт и те книги, на которые всё ещё опираются в правом движении, помогают сориентироваться сейчас? Раньше сама человеческая природа была другой. Я убеждён, что человеческая природа не развивается, а деградирует. Люди стали покорней, трусливей. Большинство народа превратилось в детей – сознание, как у ребёнка: куда его ведут, туда он и идёт. Уже никогда не будет восстания масс. Массовое сознание можно завоевать и удерживать, а историю делает меньшинство. Это меньшинство должно быть организованным, сильным, сплочённым». Видимо, из установки на создание сильного и сплочённого меньшинства и вытекает спортивная практика его движения.
***
Культура хороша тем, что это — область, в которой проявляются все важные коды политических движений. Одни, защищая “Pussy riot”, возвели в религиозный культ «право человека на самовыражение», а другие, осуждая феминистский коллектив, напомнили «всем заинтересованным лицам», что самовыражение художника не должно оскорблять сакральные чувства (я сейчас о серьёзных критиках акции, а не о кликушах и ряженых).
«Либералы вступают в последнюю схватку с носителями религиозного сознания. Пропасть углубляется. Светская богема говорит о необходимости нового всеобщего атеистического Просвещения, верующие принимают вызов, и смело выходят навстречу из глубоких гетто своих церквей. Силы сближаются на расстояние удара, — рассказал о своём видении проблемы Андрей Коваленко на своей странице «В контакте». — “Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них”, — говорил Христос, а в традиции Православной дораскольной Церкви при встрече священника с паствой звучало “Христос посреди нас”, а в ответ “И есть, и будет”. Христос везде, тварный мир везде, промысел Божий повсюду, а само деление на сакральное и секулярное было жёстко навязано нам либералами 100-200 лет назад. По большому счёту, не имеет значения, где выставляется “икона” антихриста и где пляшут “Pussy riot”. Храм лишь то место, куда люди специально собрались помолиться, где слезно каются в своих грехах, где совершается причащение тела и крови Христовой. Здесь люди почти наги, их души обнажены как трепещущее сердце под скальпелем хирурга. Малейшая пылинка травмирует. “Либо сакрально всё, либо религия является сказкой для идиотов. Но поскольку мы не допускаем, что религия является сказкой для идиотов, — она тотальна”, — справедливо утверждает Гейдар Джемаль».
— Нас называют мракобесами. А что такое «мракобесие»? Вдумайся в это слово! Бесы мрака, бесы тьмы, мрачные бесы… Разве можно так назвать людей, которые защищают православие? Нет! Мракобесы – это те, кто на него нападает! Те, кто устраивает шабаш в храме! – заявил мне преподаватель философии – сторонник евразийцев. И я, если честно, не нашёл, чем возразить на это…
Я все пониманию, но не пойму одного: зачем же морду друг другу из-за этого бить?
Если вы против того, что бы гомосексуалисты выходили на улицы, то и церкви следует точно так же запретить. Ведь если вы станете моему ребёнку давать кровь и тело христово, я имею право вас отправить в реанимацию.