Дмитрий ЖВАНИЯ
Что волнует современное итальянское общество? Чтобы получить представление об этом, нужно посещать фестиваль нового итальянского кино — New Italian cinema events (N.I.C.E.), который регулярно приезжает в Санкт-Петербург. С 4 по 9 апреля он пройдёт на берегах Невы в 21 раз. И вновь в киноцентре «Родина».
Итальянцы — народ весёлый и темпераментный, как все южные народы, склонный к патетике. При этом итальянцы не боятся рефлексировать, копаться в себе, размышлять о судьбе своей Родины. И все эти черты проявляются в их кинематографе. Одни режиссёры предаются интеллектуальным рефлексиям — эта тенденция задана классиками итальянского кино, прежде всего Микеланджело Антониони и Лукино Висконти, другие занимаются исторической реконструкцией, а третьи, четвёртые и пятые, дабы высветить проблемы Италии и итальянцев, не брезгуют работать в «низких» жанрах — комедии, детективе, триллере, а то и вовсе в жанре «джалло».
Вот и на фестивале нового итальянского кино можно увидеть фильмы всех жанров: и исторические, и мелодрамы, и детективы, и комедии. Правда, комедий всё больше, а интеллектуальных рефлексий всё меньше. Время накладывает свой отпечаток на все явления нашей жизни, в том числе — на кино. Видимо, до современного человека, живущего в состоянии перманентного стресса, легче что-либо донести с помощью смеховой культуры — заставить его посмеяться над теми проблемами, которые в реальной жизни его тревожат. «Кинематограф становится эффективным средством познания различных социальных вопросов, при этом он даёт возможность высказаться самым незащищенным и хрупким категориям, голос которых без кино, возможно, никогда не будет услышан» — с этим мнением директора N.I.C.E. Вивьяны Дель Бьянко нельзя не согласиться.
Время накладывает свой отпечаток на все явления культуры, в том числе — на кино. Видимо, до современного человека, живущего в состоянии перманентного стресса, легче что-либо донести с помощью смеховой культуры.
На прошлых фестивалях нового итальянского кино мы вслед за итальянским зрителем смеялись над проблемами иммиграции, разрушения традиционной семьи, гомосексуальности. Точнее — над тем, как эти проблемы проявляются в Италии. Посмеёмся мы и на этот раз: из восьми художественных картин, которые будут показаны в «Родине» с 4 по 9 апреля, пять — комедии. Так, в фильм Симоне Годано «Не твоё тело» (оригинальное название “Moglie e Marito” — «Жена и муж») изобилует множеством необычайных и забавных моментов, но при этом в этой ленте, несмотря на сюрреалистическое начало, ставятся важные вопросы о жизненных ролях мужчин и женщин. Словом, это кино на гендерную тему, которая всё чаще и острее выходит на первый план в общественно-политических дискуссиях.
Картина режиссёра Николаса Каррераса «Дуэль сомелье» (“Il duello del vino”) — отличная комедия, в которой рассказывается о вине, еде, великих поварах и не только о них. Средиземноморская тема! Фильм режиссёра Франческо Амато «Дай себе волю» (“Lasciati andare!”) — лёгкое, но совершенно не поверхностное повествование о формировании личности. «В битве за любовь» (“In guerra per Amore”) режиссёр Пьерфранческо Дилиберто с изяществом и юмором рассказывает о такой важной странице в истории Италии, как отстранение от власти Бенито Муссолини в июле 1943 года.
Некоторые фильмы, которые мы увидим на фестивале, сочетают в себе разные жанры. Например, картина режиссёра Франческо Бруни «Случайные друзья» (оригинальное название “Tutto quello che Vuoi” – «Всё то, что ты хочешь») — это драма и комедия одновременно. Алессандро (Андреа Карпенцано) – 22-летний невежественный бездельник; Джорджо (Джулиано Монтальдо) — всеми забытый 85-летний поэт. Они живут в двух шагах друг от друга, но ни разу не встречались до того дня, пока Алессандро не соглашается — весьма неохотно — работать сопровождающим старика во время его вечерних прогулок. Проходит день за днём, и из несколько затуманенной памяти поэта, как и из его стихов, постепенно вырисовывается некое воспоминание о далёком прошлом: о самой настоящей охоте за сокровищами. Следуя этим воспоминаниям, Алессандро вместе с Джорджо отправляется в путешествие, чтобы обрести сокровища — скрытые как в земле, так и в самом парне.
«Дети ночи» (“Figli della Notte”) режиссёра Андреа Де Сика — это мелодрама, но мелодрама остросоциальная, да ещё и с элементами детектива. Как минимум, она указывает на глобальное социальное расслоение в современной Италии. Джулио (Винченцо Креа), 17-летний юноша из хорошей семьи, попадает в закрытый пансион для детей высшего общества, расположенный в Альпийских горах, в котором царит жесточайшая дисциплина. Отсутствие интернета, контроль за телефонными звонками, но главное — насилие и угрозы со стороны старших юношей. Джулио удается выжить благодаря дружбе с Эдоардо (Лудовико Суччо). Неразлучные друзья начинают совершать ночные вылазки в лес, где знакомятся с молодой проституткой Эленой (Юлия Соболь). Внезапно они узнают, что подобные «проступки» — это часть воспитательной программы, и их преподаватели, в том числе Матиас (Фабрицио Ронджоне), тайком ведут за ними непрерывное наблюдение…
Конечно же, ни один итальянский кинофестиваль не обходится без лент о политике. На 21-м петербургском N.I.C.E. покажут фильм Аннарита Дзамбрано «После войны» (“Dopo la guerra”). Это рефлексия на «свинцовое десятилетие», 70-е годы ХХ столетия, когда итальянские ультралевые боевики похищали и убивали бизнес-патронов, политиков, системных журналистов. Тогда представители итальянского правящего класса вынуждены были передвигаться на бронированных автомобилях. Свои семьи они отправляли в другие страны — во Францию, в Швейцарию. Так, в 1973-м из Италии в Париж перевёз свою семью Альберто Бруни-Тедески — юридический отец модели и певицы Карлы Бруни, нынешней жены бывшего президента Франции Николя Саркози.
Болонья, 2002 год. В университетах бушуют протесты против реформы трудового законодательства. Убийство судьи вскрывает старые политические раны в отношениях между Италией и Францией. Марко (Фабрицио Ферракане) — бывший ультралевый активист. Двадцатью годами его осудили за политическое убийство, но он успел эмигрировать во Францию, где по «доктрине Миттерана» сумел обрести политическое убежище. И вот его вновь подозревают в организации покушения. Когда итальянское правительство требует его экстрадиции, Марко решает бежать вместе с Виолой (Шарлотта Сетэр), своей 16-летней дочерью. Жизнь Марко рушится, и вместе с ней рушится жизнь его итальянской семьи, которая в одночасье оказывается вынужденной расплачиваться за его старые грехи.
«Защитник» (“Ti proteggerò”) режиссёра Даниеле Ди Стефано — остросоциальный триллер, в котором затрагиваются такие важные темы, как педофилия, коррупция, отношения отцов и детей, рак, наркотик, сиротство, отсутствие моральны ценностей и любви.
Словом, остаётся только поблагодарить организаторов фестиваля, а это в том числе консульство Италии в Санкт-Петербурге, Институт итальянской культуры в Санкт-Петербурге и киноцентр «Родина» за то, что они вновь сумели организовать неделю кино для думающей публики. Да ещё кино из такой интересной страны, как Италия.
Расписание фильмов фестиваля можно узнать на сайте киноцентра «Родина».