Мысли о незавершённой русской революции

Мир стремительно развивается. Только слепой не видит изменений во всех сферах жизни. Но развивается не только наше материальное бытие, меняется и эволюционирует мир идей. Ещё совсем недавно национализм в нашей стране ассоциировался с имперцами, монархистами, чёрно-желто-белыми знаменами, Гитлером и убогой калькой с западных субкультур.

Автор по новому взглянул, пожалуй, на все знаковые события русской истории

Четырнадцатый год, расколол и уничтожил старое национальное движение. Не стоит сокрушаться по этому поводу, вспоминая мнимое «былое величие». Видимо, не такое уж и «великое» оно было, раз революционных событий в соседней стране оказалось достаточно для его моментальной гибели. В смерти старого рождается новое, и под солнцем освободилось место для развития нового национализма, избавленного от постсоветских родовых травм.

Постепенно стали появляться первые революционно-националистические и неонароднические организации. Однако развитие теории, историософии и создание собственного образа будущего долгие годы отставало от уличного активизма. «Слишком много акций, слишком мало книг» — примерно так охарактеризовал сложившуюся ситуацию один мой старый соратник. «Незавершённая революция», безусловно, огромный шаг на пути к устранению этой диспропорции и формированию альтернативного взгляда на историю нашего народа с точки зрения интересов Национальной Революции.

Вадим Сидоров совершил интересную идейную эволюцию. Начав ещё в девяностые с «традиционных» национал-патриотических, державных взглядов, он пережил популярное в нулевые увлечение «русским исламом», а позже, в десятые годы, пришёл к народнической традиции.

Стоит сказать пару слов об авторе. Вадим Сидоров совершил интересную идейную эволюцию. Начав ещё в девяностые с «традиционных» национал-патриотических, державных взглядов, он пережил популярное в нулевые увлечение «русским исламом», а позже, в десятые годы, пришёл к народнической традиции, которую называет русским радикализмом.

Книга написано добротным, красивым и в то же время простым языком. Уверен, что любители истории прочитают её словно художественную литературу. Интересна «Незавершённая революция» будет и тем, кто давно хотел разобраться в онтогенезе российского имперского этатизма, концепция автора здесь весьма оригинальна и отличается от всего того, что мне доводилось видеть ранее. Открыв книгу, я думал увидеть лишь тоску по загубленным московитами вольным республикам Новгорода и Пскова в духе Широпаева, или что-то вроде Алтуфьевской теории «Русской матрицы», но у Сидорова всё одновременно сложнее и интереснее. Впрочем, не буду раскрывать все карты читателю.

Автор по новому взглянул, пожалуй, на все знаковые события русской истории. Знаменитый церковный раскол представлен как «реформация сверху», революционный Февраль противопоставляется контрреволюционному Октябрю, власовское движение подаётся как «неудачная попытка Национальной революции», а деятельность Ельцина как контрреволюционный переворот.

Национальная революция до сих пор так и не завершена. Русские так и не стали нацией свободных граждан. Мы до сих пор живём на положении бесправных, не обладающих субъектностью подданных.

Приведём здесь цитату из рецензии Егора Ершова: «“Незавершенная революция”, которую предлагается завершить — это именно Февраль». Однако это так лишь отчасти. Незавершённая революция по Сидорову — это совокупность всех попыток нашего народа сбросить с себя ярмо царских, а затем и большевистских вельмож. Первыми ласточками Национальной революции были уже восстания Разина и Пугачёва “война на уничтожение между восставшей аборигенной стихией и романовско-петровско-екатерининской империей”».

Анализируя события 1917 года, автор придерживается т.н. эсеровской позиции и находится всецело на стороне Февраля. На стороне революции, последние искры которой были затоптаны лишь несколько лет спустя, в тамбовских лесах и на кронштадтском льду.

Но то дела давно минувших дней. А ведь и всего каких-то тридцать лет назад призрак Национальной революции бродил по просторам Руси. Увы, не довелось: «Демократическая революция кончилась, так и не начавшись, когда в августе 1991 года Ельцин остановил толпу, собиравшуюся идти на Лубянку, чтобы разрушить её, как французская революция разрушила Бастилию». Окончательно уничтожили появившуюся вольницу уже в 1993 году, расстреляв оппозиционный парламент.

Русское “Государство” этимологически имеет смысл “государева дела”», системно не ограниченного никакими правовыми рамками или интересами общества («нации»), в основе которых лежат гарантированные права его членов и частей.

С тех пор Россия прочно встала на привычные нам имперские рельсы. На путь развития, согласно которому «государства в современно-западном понимании, как “Stato”, в России нет, и никогда не было. Русское “Государство” этимологически имеет смысл “государева дела”», системно не ограниченного никакими правовыми рамками или интересами общества («нации»), в основе которых лежат гарантированные права его членов и частей. Так было еще во времена Грозного, все еще есть и поныне.

Начинается третье десятилетие двадцать первого века. Несмотря на все попытки избавления, несмотря на все восстания и кровь, Национальная революция до сих пор так и не завершена. Русские так и не стали нацией свободных граждан. Мы до сих пор живём на положении бесправных, не обладающих субъектностью подданных. Полуфеодальный, имперский социальный уклад вопиюще не соответствует потребностям современного общества и экономики. Это — тормоз модернизации и развития страны. Более того, сохранение статус-кво обрекает страну на вымирание и деградацию в исторической перспективе. Выход один — завершить Национальную революцию и перейти к более прогрессивной системе общественных отношений. К какой именно, покажет время, ведь на развилках истории перед людьми большой воли открывается огромное пространство возможностей.