Окончание. Начало «Музыка площади Таксим»
Илья ПОЛОНСКИЙ
В 1970-е года студенческое движение в Турции, как и во многих странах Европы и США, породило целый ряд леворадикальных организаций, выбравших путь вооружённого сопротивления правящему режиму. Молодые люди, ставшие активистами этих организаций, по смелости не уступали исламским шахидам. Большая часть из них погибла или в столкновениях с полицией и войсками, или была казнена в застенках турецких тюрем. Естественно, что для более младших поколений турок «революционеры – семидесятники» превратились в героев. Так, Дениза Гезмиша называют турецким Че Геварой. Не уступают ему по популярности Махир Чаян и Ибрагим Кайпаккая. Знамена с портретами этих борцов за революционные идеалы можно увидеть на каждой первомайской демонстрации, их очень много мелькает и в видеокадрах июньских событий 2013 года на стамбульской площади Таксим.
Придерживающиеся революционной линии музыкальные коллективы также не могли обойти своим вниманием анатолийских городских партизан. Так, у знаменитой “Grup Yorum” есть песня “Kizildere”, названная по имени деревни, в которой более сорока лет назад, в марте 1972 года, были окружены и погибли в бою с правительственными войсками Махир Чаян и его единомышленники из Народно-освободительной партии-фронта. “Grup Yorum” – уникальный коллектив. Ему около тридцати лет – в далёком 1985 году группа студентов решила создать музыкальный коллектив, которому спустя годы суждено было греметь на всю Турцию и стать музыкальным символом левого движения страны. Yorum в переводе с турецкого – комментарий, интерпретация. Подразумевается, что творчество группы является ответом на происходящие в стране и мире события, толкованием социальной жизни современной Турции. Тексты и энергетика команды делают это толкование вполне однозначным.
Фолковская ориентация “Grup Yorum” проявляется, прежде всего, в использовании народных музыкальных инструментов, придающих мелодиям столь отличимый национальный колорит. Прежде всего, это саз – инструмент с тремя двойными струнами, очень популярный и в народных оркестрах, и у поющих поэтов – ашугов. Зурна, флейта, виолончель, скрипка, современные электронные инструменты также находят применение в музыке группы. На фолк-музыку группа накладывает как собственные тексты, так и стихи выдающихся турецких поэтов, в том числе Назыма Хикмета. Радуют слух и очень знакомые по советскому прошлому нашей страны песни «По долинам и по взгорьям», «Белая армия, чёрный барон», на которые “Grup Yorum” исполняет их турецкие аналоги. В исполнении команды можно услышать и «Белла, чао» – легендарную песню итальянских партизан, давно ставшую всемирно известным гимном.
“Grup Yorum” поёт песни практически на всех языках Турции – турецком, курдском, лазском, черкесском, арабском, подчеркивая свой интернационализм и единство многонационального народа страны. В политическом плане группа поддерживает DHKP-C – Революционную народно-освободительную партию-фронт, одну из многочисленных вооружённых леворадикальных организаций, созданную в 1994 году участником революционной герильи 70-х Дурсуном Караташем.
“Grup Munzur” – другая известнейшая революционная фолк-группа Турции. Она появилась в 1992 году на западе страны, в Измире – турецком городе, возникшем на месте древней греческой Смирны. Хотя место рождения группы – запад страны, но в переводе её название означает «Восток». Как и “Yorum”, “Munzur” придерживается «народнической» линии в музыкальном творчестве, предпочитая записывать песни на традиционные турецкие, курдские, армянские мелодии и использовать тексты как анонимных народных авторов, так и известных ашиков, включая Пир Султана Абдала и Вейселя. Участники группы известны симпатиями к маоизму. Начиная с 1960-х годов в левой молодежной среде Турции имеют особую популярность идеи Мао Цзэдуна. Ими, в частности, руководствовался и легендарный революционер Ибрагим Кайпаккая (Ибо), застреленный в турецкой тюрьме после трёх месяцев пыток, без суда и следствия, в 1973 году. О нём также слагают песни.
На стихи Пир Султана Абдала выпущены альбомы “Grup Kızılırmak” («Красная река»). Эта существующая с 1990 года команда также очень популярна в турецкой молодёжной среде. По приглашению Министерства культуры Кубы она выступала в Гаване, лидер группы Илкай Аккая избирался также в совет турецкой Партии зелёных, под вывеской которой действуют не только экологи, но и многие левые активисты.
На площади Таксим в июне 2013 года звучала музыка многих турецких команд. Целый ряд групп и исполнителей явились на площадь поддержать протестующих, причём среди них были не только ультралевые группы вроде “Yorum”, но и такие команды как “Mor ve Otesi” — альтернативщики, участвовавшие в Евровидении-2008 и занявшие там седьмое место. Впрочем, “Mor ve Otesi” и ранее заявляли активную гражданскую позицию, протестуя против ядерного оружия и войны в Ираке. От “Yorum” и других левых групп “Mor ve Otesi” отличается отсутствием выраженной фолковской линии, что связано с позицией лидера группы Харуна Текина, который не видит необходимости во внедрении национальных ритмов в музыку команды.
Разумеется, что перечисленными командами отнюдь не исчерпывается весь богатый спектр современной турецкой музыки, ориентированной на социально-политическую тематику. Умут Дениз Топчу-оглу, мой собеседник – 24-летний музыкант, проживающий ныне в Кишинёве и являющийся админом группы, посвящённой турецкой революционной музыке в одной из российских социальных сетей, считает, что роль музыки особенно велика в привлечении к политическому активизму широких масс молодёжи.
«Все молодые люди должны быть с нами» – говорит Умут, и с его словами сложно не согласиться. Тем более, в контексте последних событий в Турции, народные волнения в которой во многом были вызваны как социально-экономическими причинами, так и наступлением правительства Эрдогана на светские свободы, столь важные для современной турецкой молодёжи. Турецкая революционная музыка, практически полностью развивающаяся в русле фолка, в чем-то повторяет и путь турецких левых, которые также сумели интегрировать социалистические и коммунистические концепции западного происхождения в турецкое политическое пространство, умело пересадив иноземный цветок в плодородную почву местных нонконформистских традиций.
Читайте также: