Муниципальный социализм в столице футбола и поп-музыки

Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ

Продолжение цикла статей «Города розовые — города красные»

Автор — Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор СПбГУ

Горькое поражение потерпела английская Лейбористская партия на последних парламентских выборах, которые прошли в Соединённом королевстве в декабре прошлого года. Многие традиционные рабочие бастионы в Северной Англии перешли к консерваторам.

Однако Лейбористская партия продолжает сохранять большую часть своей электоральной базы, оставаясь народной партией. При этом, как отмечает профессор Лондонского университетского колледжа Филипп Марльер, «муниципальный лейборизм, имеющий нередко вековую традицию, остаётся важнейшим политическим инструментом лейбористской политики».

К числу исторических оплотов британского муниципального лейборизма относится город Ливерпуль, входящий с проживающими там около 500 тысячами жителей в число десяти самых крупных городов королевства. Если же мы говорим о ливерпульской агломерации, то в ней проживают уже 2,2 миллиона жителей и это — одна из ведущих агломераций современной Британии. Любопытно, что основанный в начале XIII столетия Ливерпуль статус самостоятельного города получил весьма поздно, только в 1880 году. Однако для английской истории Ливерпуль значит очень многое…

Представляется, что именно лейбористское управление помогло этому городу очень достойно справиться с теми проблемами, которые сопровождали для Ливерпуля процесс деиндустриализации

Те, кто интересуется историей, знают, что первая железная дорога в далёком 1830 году связала Манчестер и Ливерпуль. Ливерпуль внёс немалый вклад в промышленную революцию в Англии. Его порт в эпоху Британской империи считался одним из самых важных на острове. К слову, и в ХХ столетии Ливерпуль развивался долгое время как промышленный и транспортный центр; в 1930 году тут был открыт первый в Англии провинциальный аэропорт.

Для любителей спорта Ливерпуль — это прежде всего одноимённый футбольный клуб, имеющий многомиллионную армию болельщиков во всём мире. Сегодня лидер английской Премьер-лиги, клуб «Ливерпуль» является шестикратным обладателем Кубка европейских чемпионов, при этом последний раз Лига чемпионов покорилась команде в 2019 году, что делает сегодня «Ливерпуль» европейской футбольной столицей. Но этот город также может претендовать на статус и музыкальной столицы. А в знаменитой книге рекордов Гиннеса Ливерпуль фигурирует как «мировая столица поп-музыки». Для этого есть множество оснований. Одно из которых состоит в том, что легендарная английская группа «Битлз» родилась именно в Ливерпуле.

Что же касается политического фактора, то Ливерпуль, в самом деле, представляет собой исторический бастион рабочего и лейбористского движения. В частности, в 90-местном Ливерпульском городском совете 72 советника представляют Лейбористскую партию, ещё четыре человека из Зелёной партии. С 2012 года городскую администрацию возглавляет лейборист Джо Андерсон, в прошлом социальный работник, переизбранный на пост мэра в 2016 году с результатом 52,6%.

Ливерпуль продолжает оставаться одним из бастионов британского лейборизма, что доказывает: даже в условиях деиндустриализации и явного кризиса левого движения в Западной Европе старые социалистические оплоты могут сохраниться как таковые… если их муниципальная власть обладает достаточной долей креативности!

Представляется, что именно лейбористское управление помогло этому городу очень достойно справиться с теми проблемами, которые сопровождали для Ливерпуля процесс деиндустриализации. С конца ХХ столетия начался длительный процесс перестройки исторического центра и исторических, но потерявших былое «социетальное» значение объектов, в частности, известных многим ливерпульских портовых доков. На реконструкцию Коммерческого округа было выделено в совокупности 5,5 миллиарда фунтов стерлингов. Ливерпуль, конечно, остаётся городом рабочих традиций (до сих пор, к примеру, там создаются автомашины на заводах «Ягуар Ленд Ровер»), но в 2014 году там прошёл Международный фестиваль бизнеса.

В 2000-е годы Ливерпуль превратился в один из центров инноваций, «цифровая экономика» весьма развита в городе и его окрестностях. Впрочем, из истории известно, что Ливерпуль — родина первого механического института, первой школы для девочек, да и ювенальная юстиция пошла именно из Ливерпуля.

Большим преимуществом современного Ливерпуля является культурное измерение. Как отмечается в одном из заявлений местной мэрии, «культуры — то, что сплачивает жителей города, что заставляет их сопереживать и радоваться, а о Ливерпуле — говорить во всём мире». Возможно, звучит излишне пафосно, но надо признать, что ливерпульская лейбористская мэрия, в самом деле активно «работает» на данном «фронте», причём в разных направлениях.

В последние годы немало средств было вложено в работы по обновлению или созданию исторического архитектурного ансамбля «Три грации», Конвент-центра, «Ливерпульской марины», ведущих музеев города. Затронула «рекреация» и старинный Римский форум. Городская власть не экономит средства на реализацию общей амбициозной программы «Зелёный Ливерпуль», что подразумевает и работы по благоустройству одного из самых значительных городских парков королевства — Викторианского парка.

Отметим также, что Ливерпуль может похвастаться наличием и других видных культурных объектов. Таких, как Ливерпульский филармонический оркестр, Национальный музей Ливерпуля, Ливерпульская галерея Тэт. В городе при поддержке местной власти регулярно проводятся разнообразные музыкальные фестивали, на которые съезжаются любители музыки далеко не только из числа британских подданных.

В данной связи отметим в конце, что Ливерпуль — шестой по посещаемости туристами город Британии, куда можно без проблем добраться на самолёте, поезде, междугороднем автобусе и даже на круизном судне (естественно, не во время пандемии коронавируса). В самом же Ливерпуле очень неплохо развиты общественные виды транспорта, включая состоящий из трёх линий метрополитен и автобусный парк. По скорости развития велосипедных дорожек Ливерпуль опережает многие английские более крупные по численности населения города.

И сегодня Ливерпуль продолжает оставаться одним из бастионов британского лейборизма, что доказывает: даже в условиях деиндустриализации и явного кризиса левого движения в Западной Европе старые социалистические оплоты могут сохраниться как таковые… если их муниципальная власть обладает достаточной долей креативности!