Продолжение цикла статей «Города розовые — города красные»
Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
Мне уже приходилось в ряде материалов отмечать, что с территориально-географической точки зрения распространение влияние левых сил объяснить весьма непросто. Например, сильны позиции левых сил «на флангах» нашей планеты.
С одной стороны, на севере — в Гренландии и Скандинавии; с другой, ближе к Антарктиде — в ЮАР или Чили… Ещё одной любопытной «аномалией» можно назвать сильнейшие позиции левых сил в такой высокогорной стране, как Непал.
Знатоки современной Южной Азии в курсе, что в этой гималайской стране существует, в частности, самая настоящая «коммунистическая многопартийность», благодаря которой в национальном парламенте представлены, например, не менее десятка коммунистических и леворадикальных партий. После того, как в мае этого года в Непале, наконец, состоялись прямые местные выборы, под влияние коммунистов попали и многие города Непала.
В частности, речь идёт о столице этого уникального государства — Катманду. На майских выборах Коммунистическая партия Непала (Объединённая марксистско-ленинская), КПН (ОМЛ) получила в столице около 33% голосов, опередив левоцентристов из Непальского конгресса на 11 пунктов. Лидер столичных коммунистов, один из руководителей КПН (ОМЛ) Бидия Сундар Шакьи был избран мэром Катманду и с 31 мая приступил в этом качестве работы.
Пожалуй, теперь Катманду можно назвать «горной столицей» международного коммунистического движения. Этот город, в котором сейчас проживают около 1,4 миллиона человек (соответственно в столичной агломерации живут 2,5 миллиона жителей) расположен на высоте 1400 метров над уровнем моря. Катманду не просто столичный город; это также исторический, культурный и экономический центр непальского государства.
В «Большом Катманду» функционирует немало металлических заводов¸ там развиты ковроткачество, гончарное производство, лёгкая промышленность, производство бумажной продукции.
Катманду и его окрестности богаты различными ремесленными мастерскими и небольшими промышленными предприятиями. Здесь исторически проживает трудовой люд, так что социальная и политическая база КПН (ОМЛ), да и других коммунистических партий весьма широка. В «Большом Катманду» функционирует немало металлических заводов¸ там развиты ковроткачество, гончарное производство, лёгкая промышленность, производство бумажной продукции.
Вскользь отметим, что Катманду, как и другие непальские города, достаточно политизирован. Ведь борьбу за умы избирателей там ведут преимущественно левые партии, а они благодаря растянувшейся на десятилетия борьбе с авторитарным монархическим режимом очень тесно, тысячами нитями связаны с гражданским обществом. Почти у каждой левой партии имеются собственные молодёжные, женские и рабочие организации, свои профсоюзы и студенческие ассоциации. В Катманду и его окрестностях немало производственных и сельскохозяйственных кооперативов, созданных в своё время различными коммунистическими партиями. Иными словами, у левых в Непале имеется прочная не только электоральная, но и социальная база.
Катманду — это также важный торговый центр, ведь в этих местах издавна проходит транзитная торговля между Китаем и Индией. Не удивительно, что в столице Непала немало рынков и магазинов разного калибра. Согласно официальной статистике, 21% валового внутреннего продукта непальской столицы даёт торговля, около 10% — промышленность, 9% приносит сельское хозяйство, 5-6% — приходится соответственно на образование, транспорт и туризм. Уровень жизни в Катманду, что характерно для столичных городов не только в богатейших странах, примерно на треть выше, чем в целом по Непалу.
Согласно официальной статистике, 21% валового внутреннего продукта непальской столицы даёт торговля, около 10% — промышленность, 9% приносит сельское хозяйство, 5-6% — приходится соответственно на образование, транспорт и туризм.
Отныне перед «коммунистическим муниципалитетом» в Гималаях стоит непростая задача организовать достойное функционирование различных культурных объектов Катманду, многие из которых серьёзно пострадали в ходе последнего крупного (почти в 8 баллов) землетрясения, имевшего место в 2015 году. Катманду — мультиэтничный город, в столице Непала сосредоточено немало религиозных объектов, имеющих отношение как к индуизму, так и к буддизму.
Сохранение национального культурного богатства является не только императивной задачи любой патриотической власти. Катманду, к примеру, несмотря на удалённость и тяжёлые природные условия входит в число десяти наиболее привлекаемых для иностранных туристов городов Азии. Это не удивительно. Помимо того, что речь идёт о «воротах в Гималаи» для отчаянных альпинистов и поклонников спортивного туризма, в столице Непала, в самом деле, есть что посмотреть.
С 2006 года семь групп столичных монументов занесены в список всемирного культурного достояния ЮНЕСКО. Площади, буддийские и индуистские храмы, статуи, парки и пруды Катманду манят многие зарубежных гостей, желающих хоть не на долго оказаться «в прошлом», помедитировать и, вероятно, очень удивляющихся высокому накалу социально-политической борьбы в современном Непале и силе тамошних партий, отстаивающих чаяния рабочего класса и крестьянства.
В национальном парламенте Непала представлены не менее десятка коммунистических и леворадикальных партий.
Среди приоритетов новых властей Катманду значатся также развитие дешёвого и удобного городского транспорта (упор будет делаться, по всей видимости, на закупку дешёвых и компактных китайских автобусов и маршрутных такси) и на социальное строительство. На сегодня очень серьёзной проблемой остаётся существование в отдалённых от центра, населённых преимущественно представителями национальных меньшинств, кварталов непригодного для проживания жилищного фонда. Местная организация КПН (ОМЛ) обещала в ходе предвыборной кампании избирателям покончить с этими атавизмами, оставшимися в наследство от «старого порядка». Во всяком случае, можно сказать, что значительная часть столичных жителей верит, что вместе с коммунистами главный город Непала сможет выйти на новую орбиту своей истории.