Вадим БОЛЬШАКОВ
Я тут «подсел» на художественное кино на профсоюзную тему. По правде сказать, совсем не ожидал, что это окажется не просто интересно, а захватывающе. Жанры — на любой вкус. Сюжеты нестандартные, персонажи яркие, актёры нередко первоклассные. Тут тебе и философия, и ужасы, и фантастика, и «ржака откровенная». Конечно, мастер-классы есть, что для меня как профсоюзного тренера представляет практический интерес. Чего ещё пожелать!
Вот фильм «Молли Магуайерс» (США, 1970).
Под именем тихой девушки Молли из местности Магуайер скрывалась реальная подпольная организация ирландских рабочих-горняков в Штатах XIX века, которая весьма активно дробила зубы акулам дикого американского капитализма. Фильм, собственно, и начинается с того, что по окончании рабочего дня некие чумазые злодеи поднимают на воздух целую шахту.
Итак, место и время действия — США, штат Пенсильвания, 1876 год. «Молли Магуайерс» во главе с Джеком Кехо (играет Шон Коннери, р. 1930) орудует на угольных шахтах. «Молли» борется с произволом шахтовладельцев, не останавливаясь перед саботажем и убийствами хозяев, чинов полиции и их агентов в рабочей среде. В городок, где разворачиваются события, приезжает детективный агент Джеймс МакПарлан (играет Ричард Харрис, 1930-2002) с заданием внедриться — под именем МакКенны — в тайное братство, вычислить его лидеров и сдать их правосудию. МакПарлан, даром что ирландец, устраивается на шахту в забой, знакомится с коллегами по работе в этом аду и шаг за шагом продвигается к своей цели. Но, оказавшись в шкуре шахтёра, начинает… лучше понимать собратьев?..
Пара Джек Кехо — МакКенна великолепна и колоритна. Оба не слабаки, не дураки, оба убеждённо идут к своей цели. И МакКенне никогда бы не переиграть Кехо, не вживись пинкертоновский агент в новую для себя роль — роль шахтёра, восстающего против несправедливости, роль ирландца, алчущего битвы и пламени. И так они друг друга дополняют и оттеняют, что до самого конца смотришь и надеешься на хэппи-энд. Ждёшь, что вот, вот и МакКенна раскроется своим братьям, и они вместе дадут они бой обнаглевшему капиталу. Но — чёрта с два. Уже в самом финале понимаешь, что в той истории хэппи-энда быть не могло. Потому что там противостояли друг другу не хороший и плохой парень. И даже не труд и капитал. А две жизненные стратегии, примирить которые невозможно — старый мир Европы и новый мир Америки.
Что ещё?
Условия труда горняков чудовищные. Система расчётов шахтовладельца с рабочими жульническая. Шикарна сцена старого регби, когда в брутальном матче сходятся две шахтные команды. Иная картинка, иной кадр просто очень красивы, чем вообще славится кинематограф тех десятилетий.
Больше всё-таки хочется сказать о том, чего в фильме нет.
Фильм действительно — о реальных людях и реальных событиях. Но, увы, за кадром остаются интереснейшие герои, сюжеты и обстоятельства, которые способны были придать объёмности и драматизма сыгранному в кинокартине действу.
Во-первых, «Молли» как организация действовала в Ирландии ещё в XVIII веке, имела свои отделения в Северной Англии и представляла собой достаточно разветвлённую сеть, сильную традициями, авторитетом, семейственностью и круговой порукой среди ирландцев. Боролась она не против хозяев как таковых, что становится ясно по одному из её правил: «Лелеять и почитать доброго хозяина и [его] хорошего агента». В глазах же американцев «Молли» являлась прямой угрозой, которая требовала немедленного силового устранения.
Во-вторых, условия труда на шахтах были ужасны не только по злой воле хозяев, но и потому, что ирландцы, в большинстве своём неграмотные, не признавали инструкций, не имели понятия о технике безопасности. Как с этим боролись шахтовладельцы? А они охотнее брали иммигрантов из Уэльса, более грамотных, более культурных и квалифицированных. И постепенно ирландцев в шахтах становилось меньше, а условия труда лучше.
В-третьих, ирландцы, и в их числе бойцы «Молли», враждовали с уэльскими рабочими (с поножовщиной, поджогами, убийствами из-за угла).
В-четвёртых, в районе действовал профсоюз горнорабочих, незадолго до того разгромленный (но выживший) в ходе шестимесячной забастовки. Его лидеров посадили за решётку, его митинги расстреливали вооружённые наёмники шахтовладельцев. Но тем не менее союз не раз открыто осуждал деятельность «Молли», выступал за ненасилие в борьбе за права рабочих и в конце концов добился постепенного уравнения в правах ирландцев и уэльсцев. И только союз добился устойчивого снижения уровня насилия в районе (а до того там за 6-7 лет в междоусобных разборках погибло порядка полусотни мирных и не мирных граждан).
В-пятых, реальный детектив МакПарлан был убеждённым законником и угрожал выйти из дела, протестуя против утечки к шахтовладельцам добываемой им информации об активистах «Молли», что вело к кровавым расправам над ними. Всё-таки он был служащим детективного агентства великого Пинкертона, идейного американца, ходившего в приятелях у другого идейного американца — президента США Авраама Линкольна. Так что в фильме МакПарлан как-то измельчён и уплощён, а жаль…
Продолжение серии статей об отражении темы рабочей и профсоюзной борьбы следует