Американский активист и борец за гражданские свободы Эдвард Сноуден обратился к российским властям с просьбой продлить срок политического убежища ещё на год, сообщили недавно СМИ. Год назад я писал о том, что главный смысл разоблачений Сноудена даже не в том, что американское правительство, вопреки заверениям своих лидеров, ведёт тотальный шпионаж за гражданами США, которые любят думать о своей стране, как о «доме храбрых, стране свободных».
Сама по себе тотальная слежка за людьми — уродство и предательство демократических американских принципов. И она ещё, похоже, проводится не в интересах безопасности людей, а с целью переложить деньги из казны в карманы приближённых к власти персон.
Как доказал Сноуден, тотальный шпионаж не работает, не продуктивен и нужен лишь корпоративно-бюрократическому комплексу, бывшим генералам, чиновникам и политикам, которые приватизировали под себя американскую электронную разведку и заинтересованы лишь в выкачивании барышей из казны.
Об этом я писал в материале «Шпионаж ради барыша«. Действительно, что это за секреты, если такие, как исключённый когда-то из школы сотрудник Сноуден или рядовой с серьёзными психологическими проблемами на военной базе в Ираке Бредли Меннинг имеют к ней неограниченный доступ, могут её легко скачать и опубликовать.
Однако скандал, вызванный Сноуденом, высветил болезнь, которая в последние десятилетия разъедает американское государство, — оно всё меньше руководствуется политическими интересами и все что ни делает, предназначено для перекачивания денег из казны в карманы Большого Корпоративного Бизнеса.
Сноуден не был сотрудником Агентства национальной безопасности, которое занимается в США электронным шпионажем. Он работал в частной компании «Бузз Аллан Гамильтон». Таких подрядчиков сотни. 70% бюджетов на электронную разведку в США уходит в частный сектор. Цифры официальных бюджетов не заслуживают доверия. Очевидно, что многие программы финансируются «по-чёрному». Официально бюджет Агентства Национальной Безопасности — 8 миллиардов долларов, однако только «Бузз Аллен», где работал Сноуден, указало в биржевых сводках 6 миллиардов дохода, а это далеко не самый крупный подрядчик АНБ.
В прошлом я писал про израильскую компании Narus, входящую в концерн «Боинг». Narus производит высокоскоростное программное обеспечение перехвата разговоров и проводит программу перехвата телефонных разговоров всех американцев, тралит 60–80% всей информации, проходящей в американских интернет-сетях. О них стали известно из документов Сноудена.
Есть ещё системный интегратор CSC, который проводит всю внутреннюю службу IT для АНБ и многое другое. Есть ещё Palantir Technologies Inc., продающая целую линию мощных программных продуктов для просева информации (data mining). Именно их продукция сделала возможным извлечение данных из информации, полученной у крупнейших телефонных провайдеров. Шпионаж за нами стал серьезной многомиллиардной индустрией. На перекрестке Балтимор парквей и штатного шоссе Мериленда № 32, наверное, самая высокая в мире концентрация кибершпионов. Все они сидят рядом с АНБ в Форт Мид, в штате Мериленд – «Бузз Ален», SAIG, специальное подразделение авиационной фирмы Northrop Grumman.
В сфере шпионажа действует такой же индустриально-олигархический комплекс. В коридорах американской власти не любят словосочетания Военно-промышленный комплекс. Там предпочитают ВПБ — Военно-промышленная база. Параллельно существует огромный тюремно-индустриальный комплекс, в который входят полицейские, политики, приватизированные тюрьмы. Этим объясняется, что заключённые в США составляют 25% всех заключённых в мире (при населении 5% от мирового). Заключённых в Америке (в абсолютных цифрах) больше, чем в сталинском ГУЛАГе или в тюрьмах КНР.
После бегства Сноудена американское правительство развернуло широкую кампанию клеветы и диффамации. В ход пошла и традиционная русофобия, бытующая в Америке со времён Холодной войны, если ещё не раньше, когда русский был синонимом «красного» в точности, как сегодня террорист — синоним араба и мусульманина. «Как же так: “борец за свободу” подался в такую несвободную Россию?» — озвучивались talking points, распространяемые в политических выступлениях, речах, газетных статьях, блогах и социальных сетях. Пропагандистская машина работала во всю, учитывая, что традиционные борцы против «большого государства» на консервативном полюсе не отличаются симпатией к России, хотя в последнее время кремлёвские политтехнологи начали работать и с этой аудиторией.
Традиционные борцы за гражданские права с либеральной стороны оказались в ещё более неприятной ситуации — их фаворит и любимец, президент от Демократической партии заседает в Белом Доме, а потому, политически, либералам нельзя критиковать его политику, хотя они втихаря скрежещут зубами из-за того, что их отстранили от дел, а администрация Обамы послушно пытается внедрить повестку правых республиканцев, чтобы вытеснить их из политики и маргинализовать. Получается у них не особенно удачно, однако либералы молчат в точности, как молчали западные левые по поводу происходящего в СССР в 1930 годы.
Стоит разобраться, как и почему Сноуден оказался в России. Ведь известно, что он в Россию не хотел и не собирался. Сначала он улетел в Гонконг, где встретился с несколькими ответственными журналистами. Сноуден передал свои материалы для публикации (а вовсе не какому-то чужому правительству, как постоянно твердят официальные американские пиарщики во главе с президентом Обамой). Вся эта кампания упорно игнорирует простой факт, что сам президент Обама несёт ответственность за то, что Сноуден оказался в России. Именно, когда Сноуден находился в транзите в Шереметьево, Белый Дом решил аннулировать его паспорт. Если бы не это, то Сноуден улетел бы спокойно в какую-нибудь латиноамериканскую страну или Исландию, а не оставался в России.
Нет сомнений, что решение принимал сам Обама. Об этом говорит всем, кто желает его слушать бывший посол США в Москве Майкл Макфол. Я слышал три различных интервью, где он рассказывал, что всё дело Сноудена велось в Белом Доме, и посольство никак не было в этом замешано. Известно, что Обама очень близко держит свои карты и не делегирует полномочий ни министрам, ни советникам. Об этом же пишет в недавно вышедшей книге бывший государственный секретарь Хиллари Клинтон. Она тоже признаёт, что ничего не решала в деле Сноудена. Впрочем, книга несомненно написана для целей её будущей президентской кампании, а потому она всячески обходит возможный ущерб для своей репутации. Однако из книги не ясно, за какие важные вопросы она отвечала, как государственный секретарь.
Обама не мог не понимать, что отзыв паспорта автоматически заземлит Сноудена в Москве. Теперь известно, что Сноуден обращался к 20 различным государствам с просьбой политического убежища, но ему под разными предлогами отказали из-за сильнейшего давления администрации Белого Дома. Им удалось «прогнуть» даже кубинцев, которые в последний момент испугались и сообщили Сноудену, что не смогут предоставить ему транзита.
Так почему же Обама решил остановить Сноудена в Москве? Косвенный ответ на этот вопрос даёт посол Макфол. В своих интервью, в Фейсбуке и «Живом журнале» он подробно рассказывал о том, как сопровождал Обаму на его встречи с российским президентом Путиным. «Возвращаясь однажды с дачи Путина, — рассказывает Макфол в программе Терри Гросс «Фреш Эйр» («Свежий воздух») Обама был очень вдохновлен. Вместо запланированного часа, встреча продлилась три часа, и всю дорогу Обама воодушевлённо говорил о том, как хорошо он теперь понимает Владимира». Разговорившегося посла Терри Гросс тут же перебила вопросом, а почему Обама не понял Путина в деле Сноудена.
Обама не первый президент, посчитавший, что проник в «загадочную душу» Путина. Президент Буш тоже рассказывал, как посмотрел Путину в глаза и стал его понимать. Впрочем, тогда Путин действительно помог республиканцам, передал им все связи в Афганистане, отдал американцам афганский Северный альянс и предоставил в Ульяновске транзитную базу для грузов в Афганистан. По поводу демократов Путин придерживался другого мнения, и в 2004 году прямо рекомендовал переизбрать Буша, а не голосовать за Джона Керри.
Обама учёл опыт с выдачей в США различных подозреваемых. Требуются годы, если не десятилетие, чтобы заполучить Сноудена даже из дружественной США Великобритании. Создатель Вики-Лики Джулиан Ассанж боролся в судах против выдачи несколько лет, а потом ускользнул и получил политическое убежище в посольстве Эквадора. Подозреваемый в терроризме имам Абу Хамза боролся против выдачи в США почти 10 лет.. В других странах суды ещё менее охотно выдают подозреваемых, если сочтут, что речь идёт о политическом преследовании, либо людям грозит необычно суровое наказание.
Лоббисты корпоративно-бюрократического комплекса электронной безопасности чрезвычайно влиятельны. Один из основных подрядчиков электронного шпионажа фирма «Комкат» является главным политическим спонсором как лидера республиканского сенатского меньшинства Митча Макконнелла, так и лидера демократического большинства в Сенате Гарри Рида.
Лоббисты позаботились не только о барышах, чтобы окутать всё плотной завесой страха и секретности. Конгресс утвердил драконовские меры против любого разглашения информации, касательно электронного шпионажа. Даже сам факт упоминания наличия подобной службы или её программ влечет за собой чрезвычайно суровые наказания.
На Обаму давили генералы, чиновники и лоббисты большого бизнеса, перешедшие в режим damage control и желавшие заполучить Сноудена как можно скорей. Вероятно, Обама поверил, что хорошо понимает «френда Владимира», который, по мнению американцев, — диктатор и тиран, не зависящий от общественного мнения, и тот за милую душу сдаст Сноудена за какие-нибудь незначительны подарки и подачки. Близкие к Обаме источники утверждали тогда, что Путин — сам выходец из спецслужб «не любит подобных разглашений» и всей душой будет сотрудничать с Обамой.
Путин, конечно, имеет много власти, однако и он вынужден считаться с общественным мнением, которое в России, как год назад, так и сегодня, крайне отрицательно относится к выдаче Сноудена и вообще — к Америке. Да и в вряд ли в обмен на Сноудена Обама согласился бы выдать нашедших приют в США десятки, если не сотни лиц, находящихся в России в розыске, или тех, с кем хотели бы побеседовать российские службы правопорядка.
Как когда-то СССР считался родиной всех трудящихся, так и США сегодня — родина всех коррупционеров, при условии, что они играли «по правилам» и не мешали транснациональным корпорациям получать свои барыши. В конце концов Обама в очередной раз просчитался, и вся ответственность за то, что Сноуден находится в Москве лежит на нём.
Тем временем документы Сноудена продолжают работать. В Германии разворачивается бесконечная сага американского шпионажа. После того, как из документов Сноудена стало ясно, что американцы тотально прослушивали телефоны немцев, в том числе и самой фрау федерального канцлера Ангелы Меркель, по подозрению в шпионаже на США германские спецслужбы арестовали двух немецких чиновников, и германские власти приказали главе ЦРУ в Берлине покинуть страну.
Появились и новые сообщения, о шпионаже против видных мусульманских юристов и учёных, граждан США. Оказалось, что Обама говорил заведомую ложь, когда заверял публику и Конгресс, что следят только за такими, кто представляет угрозу. Материалы Сноудена таят ещё много интересного.
«Есть мнение, что бизнесы лучше всех сами справляется с контролем за собой», — сказала мне как-то помощница одного влиятельного в оборонных и разведывательных делах конгрессмена. Как они справляются, видно на опыте хронических кризисов и спекулятивных пузырей, однако, если в Америке «есть мнение», то трудно его поколебать фактами.
Материалы автора по теме: