Между джихадом и «золотой серединой»

Дмитрий ЖВАНИЯ

Ветра «арабской весны» вновь взбодрили исламский фундаментализм, который давно стал страшилкой в Европе, а теперь страх перед «мусульманской угрозой» охватил и Россию.  Пришла пора продолжить разговор об этом явлении, чтобы понять, так ли оно страшно, как его малюют Марин Лё Пен и другие крайне правые спасители европейской цивилизации.

Источники и составные части фундаментализма

В 1987 году в США стала бестселлером антиутопия Тома Клэнси «Красный Октябрь», в которой автор описал ни много, ни мало, а начало Третьей мировой войны. Боевики исламистской организации «Братья-мусульмане», чтобы оставить неверный Советской Союз без нефти, взорвали нефтедобывающий комбинат в Нижневартовске. Коммунистические правители, дабы завоевать новые ресурсы «чёрного золота», развязывают боевые действия в Персидском заливе, который находится под надёжной защитой НАТО. Атлантисты дают отпор красным агрессорам. Но те, не желая мириться с поражением, наносят удары по другим регионам с залежами нефти. И вот война полыхает во всём мире. Так или иначе, застрельщиками мировой бойни выведены исламские фундаменталисты.

Первая исламская фундаменталистская организация «Братья-мусульмане» возникла в Египте ещё до Второй мировой войны, в 1928-м. Её основатель Хасан аль-Банн развивал концепцию исламского тоталитаризма. Согласно его учению, в едином исламском обществе должна существовать только одна партия – «Братья-мусульмане». Остальные партии нетерпимы; все идеологии, кроме исламской – тоже.

В 70-80-е годы на политической сцене Ближнего Востока появились несколько религиозно-политических организаций, которые взяли на вооружение идеи другого видного теоретика «Братьев-мусульман» Сайида Кутба, казнённого 29 августа 1966 года (его обвинили в организации покушения на президента Египта Абделя Насера). «Весь мир, — писал Кутб, — на Востоке и на Западе, мусульманский и немусульманский, верующий и атеистический, вернулся к джахилийе (варварству, неверию – Д. Ж.). Варварство, в котором погряз сегодняшний мир, отвратительнее, чем то, которое предшествовало исламу». По мнению Кутба, со светскими арабскими режимами надо бороться так же бескомпромиссно, как и с западными демократиями, — огнём и мечом.

«Весь мир, — писал Сайид Кутб, — на Востоке и на Западе, мусульманский и немусульманский, верующий и атеистический вернулся к джахилийе (варварству, неверию – Д. Ж.). Варварство, в котором погряз сегодняшний мир, отвратительнее, чем то, которое предшествовало исламу»

6 октября 1981 года в пригороде Каира проходил военный парад. В небе с рёвом пролетали истребители. По площади ползли колонны танков, тягачи с пушками. Парад принимал президент Египта Анвар Садат, который за три года до этого в Кэмп-Дэвиде под патронажем американского президента Джимми Картера договорился о мире с Израилем, а точнее – с тогдашним израильским премьером Менахемом Бегином. Неожиданно один тягач остановился перед почётной трибуной. Из него выпрыгнули автоматчики и начали стрелять по тем, кто стоял на трибуне, забрасывать гостей гранатами. Президент Садат получил смертельные ранения. Так была проведена наиболее громкая акция организации «Аль-Джихад» («Священная война»).

Вверх по лестнице…

«Мы считаем Америку врагом, потому что она хочет унизить наши правительства, наши режимы и наши народы. Это главный вор наших сокровищ, нашей нефти и наших ресурсов. Наш девиз — и мы не боимся повторять его из года в год — “Смерть Америке!”», — заявлял неоднократно Генеральный секретарь «Хезболлы» Хасан Насралла

Сильный толчок развитию исламского фундаментализма шиитского толка задала исламская революция в Иране и идеи аятоллы Рухолы Хомейни. «Наш народ, а также мусульманские народы и угнетённые всего мира чувствуют своё превосходство, — писал Хомейни в своём завещании, — поскольку наши враги являются врагами Великого Господа, Священного Корана и уважаемого Ислама… В наше время нужно смело говорить об эпохе притеснения со стороны США и СССР и всех их приспешников». «Благородным угнетённым народам и уважаемому народу Ирана» Хомейни завещал «опираться на собственные силы» и «следовать по прямому пути Господнему, который не связан ни с атеистическим Востоком, ни с нечестивым Западом».

Самая известная шиитская фундаменталистская организация – это, конечно же, ливанская «Хезболла» («Партия Аллаха»). Она появилась в 1982-м как филиал иранской организации с таким же названием. В своём манифесте 1985 года организация своими тремя основным целями объявила: «выдворение любых колониальных учреждений из Ливана», «приведение фалангистов (боевиков националистической ливанской христианской партии «Ливанские Фаланги», которые устроили резню в палестинских лагерях Сабра и Шатила в сентябре 1982 года — Д. Ж.) к ответу за их преступления», и установление в стране исламского режима. «Мы считаем Америку врагом, потому что она хочет унизить наши правительства, наши режимы и наши народы. Это главный вор наших сокровищ, нашей нефти и наших ресурсов. Наш девиз — и мы не боимся повторять его из года в год — “Смерть Америке!”», — заявлял неоднократно Генеральный секретарь «Хезболлы» Хасан Насралла.

До начала интифады Аль-Акса в сентябре 2000 года руководство «Хезболлы» серьёзно рассматривало возможность мирных переговоров с израильской стороной, однако восстание палестинцев перечеркнуло эти планы. В ходе интифады шейх Насралла неоднократно заявлял о готовности «Хезболлы» помочь «палестинским братьям в их борьбе с сионистским врагом», вплоть до вторжения на территорию Израиля. «Хезболла» стала первой организацией, которая в массовом порядке начала использовать террористов-смертников и автомобили, начинённые взрывчаткой. Также среди активистов «Хезболлы» популярны реактивные системы залпового огня советского производства – «Катюши». «Хезболла» действует на южных окраинах Бейрута, в Южном Ливане, в долине Бекаа. Её отделения в Европе, Африке, северной и Южной Америке, Азии занимаются сбором средств. Кроме того, средства и вооружение  «Хезболле» поставляет Иран. По некоторым данным, от Ирана «Хезболла» получает от 80 до 100 млн долларов ежегодно. Несмотря на известность «Хезболлы» сугубо как террористической организации, она, помимо осуществления атак на израильтян, имеет представителей в парламенте Ливана, оказывает помощь ливанским мусульманам в образовании, медицинском обслуживании (в её ведении находятся 9 школ, 3 больницы, 13 стоматологических клиник).

В Палестине действуют суннитские организации «Исламский джихад» (организация образовалась на базе палестинского отделения «Братьев-мусульман») и «ХАМАС» (аббревиатура от «Харакат аль-мукаввама аль-исламийя» — «Исламское движение сопротивления», а само слово «хамас» на арабском означает «храбрость», «мужество»).

«ХАМАС» ставит своей главной целью уничтожение Израиля и создание исламского палестинского государства от Средиземного моря до реки Иордан. Как говорит основатель «ХАМАС» шейх Ахмад Яссин, обязанность активистов «ХАМАС» — физически уничтожать евреев. Идеологической основой деятельности «ХАМАС» является Исламская Хартия, в которой изложены принципы борьбы с Израилем. В документе подчеркивается, что джихад — единственный способ решить ближневосточный, в частности — палестинский вопрос. Участие в переговорах с израильтянами расценивается как предательство принципов ислама. Правда, в конце 2000-х лидеры «ХАМАС» заявили, что готовы признать государство Израиль в границах до 1967 года.

Как говорит основатель «ХАМАС» шейх Ахмад Яссин, обязанность активистов «ХАМАС» — физически уничтожать евреев. Однако в конце 2000-х лидеры «ХАМАС» заявили, что готовы признать государство Израиль в границах до 1967 года

В своём составе «ХАМАС» имеет как подпольные, военизированные, так и легальные подразделения, которые занимаются вербовкой новых членов, сбором средств, пропагандой, действуя в мечетях, социальных учреждениях, университетах арабских и мусульманских стран. «ХАМАС» создаёт разнообразные благотворительные фонды для помощи бедным палестинцам. Боевики, а также их родственники, пользуются материальной и моральной поддержкой со стороны радикальных религиозных кругов и связанных с «ХАМАС» организаций. Из «ХАМАС» ведёт только одна дорога – на кладбище. За отступничество – смерть. Действует «ХАМАС» в основном на оккупированных Израилем территориях. С 1991 года имеет филиалы в США, Европе, Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Ливане, Иране.

Во главе каждой исламской фундаменталистской организации стоит вождь, чей авторитет не подвергается сомнению. Чтобы стать активистом такой организации, нужно пройти несколько этапов. Возьмём для примера структуру египетских «Братьев-мусульман». Первая ступень членства – «Общая принадлежность». Этот уровень доступен каждому мусульманину, «тяготеющему к свершению благих дел». Вторая ступень —  «братская принадлежность». На этом уровне люди должны «неустанно работать над воспитанием идеологии братства, подчиняться приказам, удерживаться от запрещённого, посещать собрания, на которые его будут приглашать». Третья ступень — «активное членство».

«Активный член» приносит клятву верности: «Я клянусь перед лицом Всевышнего и Всемогущего Аллаха твёрдо следовать миссии “Братьев-мусульман”, участвовать в Священной войне (джихаде), жить в соответствии с их правилами, целиком доверять их руководителю и полностью подчиняться ему в любых – благоприятных и неблагоприятных – условиях. Я даю эту клятву подчинения перед Всевышним Аллахом. Да поручится Аллах за истинность моих слов!»

Памятник жертвам теракта «ХАМАС» в 2001 году — 21 подростку, посетителям дискотеки в Тель-Авиве

Но третья ступень – не последняя. Есть ещё более высокий уровень – уровень «активного бойца», или «моджахеда». «Активные бойцы» пополняют тайные боевые группы «Братьев-мусульман». Именно они и становятся смертниками.

Волны террора

Вот уже пять десятков лет немусульманский мир время от времени накрывают волны исламистского террора. Многие антиисламские эксперты и крайне правые политики утверждают, что насилие заложено в ислам изначально. В доказательство они приводят айяты Корана, посвящённые Священной войне: «Рай под сенью сабель»  и т. д.  Однако, если посмотреть на историю исламистского терроризма, то мы увидим, что каждый раз он получал импульс не из Корана и других священных для мусульман текстов, а из политической реальности.

Из «ХАМАС» ведёт только одна дорога – на кладбище. За отступничество – смерть

Первая его волна поднялась после арабо-израильской войны 1967 года, итоги которой шокировали население арабских стран. Оно разочаровалось в идеях светского национализма, а наиболее горячие головы обратились к «оружию Ислама». Вторая волна поднялась в 1978-1979 годах – на фоне исламской революции в Иране – и разлилась в 80-е, после ливано-израильской войны 1982 года. В 90-е годы исламистский террор получил новый импульс.  Его подпитывало недовольство тем, что западный мир фактически одобрил военный переворот в Алжире после победы на парламентских выборах Исламского фронта освобождения в 1991-1992 годах. Серия терактов в парижском метро в июле-октябре 1995 года стала страшным эхом событий в Алжире (в общей сложности от терактов в парижском метро пострадали 200 человек). В 2000-е исламские террористы активизировались после нападения США и стран НАТО на Афганистан и Ирак. В России террор исламистов – зловещий отголосок войны в Чечне и других республиках Северного Кавказа.

Но отнюдь не все исламские фундаменталистские организации занимаются террористической деятельностью. Арабские публицисты различают «ислам богачей» и «революционный ислам». К «богачам» принадлежат вполне умеренные исламские партии, которым деятельность «революционеров» только мешает. «Они – не братья и не мусульмане» — под таким заголовком после очередного теракта вышла финансируемая Саудовской Аравией газета «Аш-Шарк аль-Авсат», издатели которой выступают против «войны террора со стороны групп, обманом причисляющих себя к исламу». Автор статьи Ахмад Мухаммад Джамаль настаивает: «Воспитание – единственный исламский способ преобразования общественных условий. Один из идеологов Всеарабской ассоциации «Братья-мусульмане» Юсуф аль-Кардави тоже ратует за умеренность — ведь и сам ислам, по его мнению, — «религия меры», «золотой середины».

Один из идеологов Всеарабской ассоциации «Братья-мусульмане» Юсуф аль-Кардави тоже ратует за умеренность — ведь и сам ислам, по его мнению, — «религия меры», «золотой середины»

Однако население Европы в основном обращает внимание на агрессивных исламистов. Оно и понятно: никто не хочет взорваться в метро по дороге домой.

1 комментарий

Спасибо за весьма информативную статью, Дмитрий.
Только вот вопрос: «а что, собственно, дальше?», не просто остается открытым, а даже не звучит. Выскажу предположение, что это и не входило в планы, однако, одна фраза наталкивает на определенные размышления: «..если по¬смот¬реть на ис¬то¬рию ис¬ла¬мист¬ско¬го тер¬ро¬риз¬ма, то мы уви¬дим, что он каж¬дый раз он по¬лу¬чал им¬пульс не из Ко¬ра¬на и дру¬гих свя¬щен¬ных для му¬суль-ман тек¬стов, а из по¬ли¬ти¬че¬ской ре¬аль¬но¬сти».
Вот ведь незадача-то! То есть сотни терактов по всему миру совершают и христиане, и иудаисты, и индуисты, и буддисты, и поклонники культа Вуду, парсы, бахаисты и кто там еще-то… Правда? А может уже пора признать очевидное? Терроризм сейчас, в его нынешнем виде напрямую связан с исламом. И подавляющее число террористов исповедуют именно эту религию.
Что именно происходило в голове и в душе чудовища-Брейвика, никто никогда не узнает, но одно можно сказать с определенностью – все это происходило отнюдь не на ровном месте. А «неровность» — это исламская экспансия. Агрессивная, бесхитростная и повсеместная. И как это ни печально звучит, противопоставить этому можно только силу и, извините, жестокость. Потому, что для этих людей в данный исторический момент только это является аргументом. И еще потому, что, они сейчас сильнее нас – европейцев. И это тоже надо признать. Сильнее тем, что называется «человеческий дух», сильнее верой, сильнее отсутствием сомнений в своей правоте и уверенностью в том, что их борьба – это не тривиальная борьба за территорию, выживание и тому подобное, а борьба Добра со Злом. Вот именно так – с больших букв. И что так называемый «цивилизованный мир» может этому сейчас противопоставить? Свои замечательные ценности в виде демократических свобод и прав человека в обществе овец-потребителей??? Смешно… Тем более смешно, что к овцам уже давно подселяются волки.
Уже тысячи людей (в том числе и дети) в своих домах, метро, поездах, самолетах в клочья разорваны взрывами, а мы все рассуждаем об им¬пульсах «не из Ко¬ра¬на и дру¬гих свя¬щен¬ных для му¬суль¬ман тек¬стов». Ну давайте порассуждаем… Только время-то идет.
Кстати, хотите мрачное пророчество? «брейвиков» еще будет…

Добавить комментарий