Наше пристальное внимание к поведению артистов – лишнее свидетельство того, что мы живём в обществе, которое французский философ Ги Дебор ещё 50 с лишним лет назад охарактеризовал как «общество зрелища» или «общество спектакля». «Зрелище заняло место самой реальности», – писал Ги Дебор. Поэтому неудивительно, что персонажи зрелища, их телодвижения и фразы, для нас, «зрителей», важнее, чем те люди, которые производят смыслы и созидают историю.
Вот и сейчас мы обсуждаем реакцию Аллы Пугачёвой на какие-то оскорбления в её адрес, которые появились на башне в Останкино, а не подвиги, совершаемые солдатами нашей армии на Украине, не философские рефлексии на ситуацию в мире Александра Дугина и не метафизические оценки её Андрея Ткачёва.
Кстати, метафизическая причина нашей зацикленности на артистах – наше безбожие. Общество, которое забывает Бога, неизбежно создаёт себе кумиров. И чем безбожней общество, тем ничтожней его кумиры. Я сейчас не о Пугачёвой, она, конечно, не ничтожна, а о разного рода шутниках и пересмешниках – имя им легион.
Что касается Аллы Пугачёвой, то я готов ей всё простить за концерт, который в 1986-м она дала в Чернобыле для ликвидаторов аварии на АЭС. Много лет спустя она назвала этот свой поступок глупостью. Но, может быть, в жизни «женщины, которая поёт», был всего лишь один поступок – тот самый концерт в Чернобыле. В 80-е годы ХХ века Пугачёва была голосом «женщин в разводе», страдающих от тоски, одиночества и сексуальной нестабильности. В позднем Советском Союзе женщин в разводе было очень много (последствия бэби-бума конца 40-х), и они получили своё сценическое воплощение. Но затем, в 90-е и 2000-е, всё “творчество” Пугачёвой укладывается в одно ёмкое понятие – пошлость. Причём она всё меньше пела, а всё больше кривлялась, заключая, например, браки с нетрадиционными мужчинами, «рожая» от одного из них детей с помощью суррогатной матери.
Пугачёвой 73 года. Надо оставить её в покое. Может быть, она в Израиль уехала, чтобы лечиться – известно, что концерт в Чернобыле не прошёл бесследно для её здоровья. Правда, зачем она тогда вместе со своим мужем Максимом Галкиным ходила на сборище артистов, которые уехали в Израиль в знак протеста против нашей спецоперации на Украине?
Вот на активность Максима Галкина надо обратить внимание нашим спецслужбам. Недавно он заявил, что через один австрийский фонд будет собирать деньги для украинских беженцев. Это его моральная обязанность как гражданина России – помогать украинским беженцам, заявил он. О беженцах из Донбасса он не заикнулся. Человек выбрал, на чьей он стороне. И если выяснится, что австрийский фонд собирает деньги не только беженцам, но и украинским комбатантам, то придётся Галкина вылавливать и осуждать по статье «измена Родине». Надо проверить и то, откуда Борис Гребенщиков взял 12 миллионов евро, которые он перевёл Украине. Время шуточек и позёрства кончилось. Нынче – время войне (Екклесиаст 3:8), значит – всё очень серьёзно. Человек, который помогает стране, с которой воюет Россия, должен осознать всю серьёзность своего поведения.
Все эти макаревичи, гребенщиковы, земфиры, хаматовы, ауги и все прочие люди подмостков, которые 24 февраля 2022 года почувствовали, что «в России нечем дышать», недостойны сейчас нашего пристального внимания. Среди них есть очень талантливые люди – без всякого сомнения. Но зачем отслеживать каждый их жест?
В России, а главное – с Россией осталось огромное число талантов: дирижёр Валерий Гергиев, кинорежиссёр Никита Михалков, множество актёров, например, Александр Яценко, который записал несколько роликов, где он проникновенно читает стихи о детях – жертвах обстрелов Донецка украинской армией, об ополченцах Донбасса, русских солдатах, Владимир Машков, писатель Захар Прилепин, огромное число поэтов, среди них – Андрей Мельников и Анна Долгарёва, известные рок-музыканты, например, Сергей Галанин, Юля Чичерина, Гарик Сукачёв, Вадим Самойлов.
Вадим Самойлов, который сейчас записывает новый альбом, где, по его словам, будет «огромное количество песен посвящено военной теме, теме человека на войне, теме переосмысления поступков внутри войны», заявил недавно в эфире Первого канала: «Я считаю, что сегодняшняя специальная военная операция и последующие за ней другие геополитические изменения и наши шаги, России и российского общества, спровоцируют и катализируют культуру на те самые поиски смыслов тех самых скреп, которые требует от нас время». Он надеется, что русская культура заложит основы идеологии – «нашей миролюбивой, добрососедской, соборной идеологии нашего русского мира».
Вот хоккеисты ведут себя не слишком патриотично – понятно: им хочется играть в НХЛ; сидят тихо футболисты – они, наверное, мечтают об английской премьер-лиге. Но в любом случае, нельзя сказать, как Андрей Макаревич, что от нас, из России, «уехала Россия», то есть он, Пугачёва, Галкин, Земфира, Рената Литвинова, а в России осталось «мудачьё».
Кстати, о Макаревиче. Человек с гипертрофированным самомнением. Так бывает с людьми, которым в детстве мамы внушали, что они самые умные, едва ли не богом избранные. Раздутое самомнение сочетается в Макаревиче с хамством местечкового сапожника. Будучи в своё время музыкальным журналистом, я несколько раз был свидетелем его хамского поведения. Как-то одна пожилая журналистка спросили его, что его связывает с Алёной Свиридовой. «Не ваше собачье дело!» – отрезал он. Так себе вопрос, конечно, но ответить-то всё же можно было иначе. И это лишь один пример.
В России есть немало поклонников Макаревича. Может быть, он и сейчас мог бы собрать в нашей стране зал. Некоторые его считают мудрым бардом, поэтом. На самом деле все его «вагонные споры» – набор банальностей и штампов. Как и его «политические идеи». Чувствуется, что Россия и всё русское Макаревича раздражает. По какой причине, не знаю. Может быть, в детстве какой-нибудь русский мальчик его тапком по голове ударил. И его злит, что нигде, кроме как в России, он не нужен. Конечно, он может выступать перед русскоязычными евреями в Израиле или в Нью-Йорке в районе Брайтон-бич. Но вне России людей, которые знают, кто такой Макаревич, всё меньше. Да и в России тоже – время неумолимо. Всё наносное и вторичное оно смывает.
Макаревич, считая, что после его отъезда из России в нашей стране осталось одно мудачьё, не исключает того, что он сюда вернётся. Вот как вернётся, пусть сходит в Мариинский театр, когда оркестром будет дирижировать Валерий Гергиев, и заявит то же самое, что заявил, сидя в Израиле. Макаревич против Гергиева… смешно!
Дмитрий Жвания
Текст опубликован на сайте «Родина на Неве» 31 мая 2022 года