Михаил ДОБРОНРАВОВ
В российский прокат вышел новый фильм Даррена Аронофски «мама!» с Дженнифер Лоуренс и Хавьером Бардемом в главной роли.
После переснятого фильма «Оно» по Стивену Кингу, посмотрев трейлер к «маме!», я ожидал увидеть на экране очередной классический хоррор, но, как оказалось, фильм превзошёл все ожидания. В отличие от чисто жанрового «Оно» «мама!» несёт в себе много смыслов. Фильм может быть прочитан и интерпретирован и как личная драма главных героев, и как библейская аллегория, и как мрачноватая политическая ирония. Это и жутковатая драма, и психологический триллер, и фильм ужасов в одном флаконе.
Вообще фильмы Аронофски — это мощные экзистенциальные драмы («Реквием по мечте», «Чёрный лебедь», «Пи»), раскрывающие отчуждение и одиночество главных героев, балансирующих на грани, а иногда и выпадающих за грань.
Когда находишься за гранью, то ткань реализма рушится и получается либо то, что называют «магическим реализмом» (в творчестве Аронофски это связывают с «хип-хоп монтажом»), либо получается сюрреализм. Но Аронофски далеко до Дэвида Линча (после просмотра финала «Твин Пикс» я даже не смог что-нибудь написать, потому что вообще разобрать что-либо невозможно). Мягкий сюрреализм Аронофски не строит загадок ради загадок, это просто лимонка в поп-культуру, ответ гиперреализму.
Не случайно таким обманчивым оказался трейлер, специально для того, чтобы в рекламе фильма отсутствовали спойлеры.
Но вернёмся к сюжету фильма. Семейная пара, живущая в своём собственном доме в лесу, пускает в свой дом незнакомца (Эд Харрис), на следующий день в дом приходит его жена (Мишель Пфайффер). Затем приходят их дети, два брата (догадались, чем дело закончилось?). Затем в дом стягиваются десятки родственников на поминки. В доме воцаряется чад кутежа. Атмосферу не передать словами, но героиня Дженнифер Лоуренс находится на грани помутнения рассудка. Психологическая драма главной героини строится на крупных планах лица, эмоциях и… звуках. Важный момент — у фильма нет саундтрека, чтоб не отвлекал. Звуковой дизайн, в деталях расписывающий все звуки, которые слышатся в доме, будь то капли воды или отрывки диалогов, добавляет субъективности зрительскому восприятию, мы слышим всё, что происходит и в тоже время видим всё глазами героини.
Похоже, что после «Ноя» Аронофски решил за два часа экранизировать Библию, но это всего лишь один из слоёв, пусть и сюжетообразующий. «мама!» сильна именно как метафора. Не хочу больше касаться сюжета, чтобы не отвлекать спойлерами тех, кто фильм не смотрел. Посмотрите, это, действительно, один из лучших фильмов последних лет, такого взрыва мы давно не видели.
И наконец в фильме есть смысл, который, наверное, автор и не закладывал. Но, когда в дом вторгаются абсолютно чужие люди, не встречая противодействия хозяев, как не вспомнить старушку «Европу», со всей её толерантностью и политкорректностью, спокойно селящей в своём доме кого попало, лишь бы чего плохого не подумали. А жители настолько утончённые и образованные, не способные опуститься до идеи защиты своей территории, что в конце восстания масс просто становятся лишними и заканчивают самосожжением.
Но не стоит думать, что Россия в шоколаде. Мировая политика, продолжая аналогию, — это коммунальная квартира, и как относиться к хозяину комнаты, у которого дети не могут получить нормальное бесплатное лечение, а он отправляет гуманитарную помощь детям из соседней комнаты?