Профсоюзы в России поставлены в такие условия, что иногда им приходится действовать, как партизанским отрядам на оккупированной территории. Появление профсоюза на предприятии сразу вызывает волну репрессий, как со стороны работодателя, так и со стороны органов власти. Работодатели клеймят профсоюзных активистов саботажниками, а государство преследует их как экстремистов. Для запугивания профсоюзных активистов используют бандитов. Поэтому многие рабочие организации, подготавливаясь к официальной регистрации, вынуждены долгое время существовать буквально в подполье.
К счастью, России пока далеко до Колумбии, где регулярно гибнут десятки и сотни профсоюзных активистов, но в любой момент ситуация может измениться в худшую сторону. Рабочим борцам нужно быть всегда начеку. В теории партизанской войны есть несколько понятий, которые могут быть легко применены к профсоюзной борьбе. Например, понятие очага. Его впервые разработал Че Гевара, который стремился обобщить опыт различных партизанских операций – свой собственный и других революционеров. Коротко говоря, очаг – это некоторая область (традиционно – в сельской местности), которая, полностью находясь под контролем повстанцев, становится центром сопротивления, притягивает к себе новых сторонников и со временем превращается в отправную точку для распространения партизанской войны.
В городе очагом, по Че Геваре, может стать один завод, если профсоюз на нём будет пользоваться широкой поддержкой и решительно бороться за интересы рабочих. Из этого очага профсоюзные идеи солидарности и организованности могут и должны распространяться далеко за его пределы. Очаг – это не просто место дислокации. Очаг – это развитая инфраструктура, которая может представлять собой альтернативу органам государственной власти. Партизанский отряд, объясняет Че Гевара, «становится во главе великого движения и создаёт систему управления, напоминающую правительство в миниатюре»: «учреждаются судебные органы, издаются некоторые законы, если это необходимо, и продолжается работа по обучению крестьянских масс, а также вовлечённых в общее дело рабочих, если они есть поблизости». Напомню, что в 1999-2000 годах профком Выборгского ЦБК, отстаивая интересы работников предприятия, взял на себя некоторые функции административного управления и успешно с ними справлялся. Однако, чтобы создать очаг борьбы, рабочий профсоюз должен выйти за пределы узких интересов работников отдельного предприятия. Безусловно, для старта необходимо реагировать на частные проблемы завода. Партизаны в Латинской Америке, по выражению Че Гевары, становились ангелами-хранителями для населения подконтрольной им территории. В самом деле: государственные аппараты латиноамериканских стран всегда были чрезвычайно неэффективны, насквозь коррумпированы. Они не могли обеспечить своих граждан хотя бы элементарными вещами. Командование партизанских отрядов налаживало систему снабжения, медицинского обеспечения, наводило элементарный порядок, то есть оно делало всё то, что не могло или не хотело сделать правительство. Сегодня в России государство эффективнее немногим более чем латиноамериканские режимы в 60-е годы прошлого века. Особенно это заметно на периферии. Поэтому профсоюз для расширения своего влияния может заменять собой коррумпированную местную администрацию.
Профсоюз обладает определённым преимуществом перед действующей государственной властью. Профсоюз связан с местом нахождения своего предприятия, он укоренён в той почве, на которой произрос, поэтому он имеет лучшее представление о локальных проблемах и о путях их решения, чем неповоротливая государственная машина, управляемая из центра и неспособная реагировать на меняющуюся ситуацию на местах. Однако эта локальность должна восприниматься только как отправная точка для дальнейших действий. Профсоюз, возникнув на одном предприятии, должен выходить за его пределы, иначе он не сможет выполнить свою социальную миссию в отношении того населённого пункта, той области, где расположен завод.
В России очагом профсоюзной борьбы по праву считается Всеволожск. Профсоюз завода «Форд» не только добился влияния на самом предприятии, но и, что важнее, стал фундаментом для возрождения в нашей стране рабочего движения. Значимость профсоюза увеличивается участием его активистов в жизни Всеволожска. Этот город, как и остальные в Ленинградской области, страдает от множества социальных проблем. Это и нехватка детских садов, и плохие дороги, и постепенное разрушение ЖКХ. Профсоюзные активисты всегда уделяли внимание проблемам жителей города, участвовали в организации митингов, посвящённых этим проблемам, открыто критиковали коррумпированную и неэффективную администрацию Всеволожска. В итоге город стал настоящей профсоюзной вотчиной, что подтверждается, например, итогами голосования на выборах в Законодательное собрание Ленинградской области 2011 года. На выборах жители Всеволожска поддержали Алексея Этманова – исторического лидера профсоюза завода «Форд».
Таким образом, если сконцентрировать усилия многих активистов на одном заводе, если досконально изучить проблемы его работников, то этот завод может постепенно превратиться в центр распространения профсоюзных идей, ценностей рабочего движения, стать зародышем более широкого движения, которое вовлечёт в себя не только рабочих одного завода, но и жителей города, где находится предприятие.
Известна крылатая фраза Че Гевары: «Необходимо создать два, три, много Вьетнамов». Вьетнам был глобальным очагом партизанского движения. Че Гевара призывал к созданию подобных очагов по всему миру. Однако проблема заключалась не только в создании очагов, но в их объединении и координации. Центры рабочей борьбы имеют тенденцию к замыканию на себя. Эта проблема, к сожалению, неизбежна. Она вызвана плохой способностью профсоюзов к коммуникации. Профсоюз создаётся на основе локальных условий предприятия. В этом его сила, но в этом и его слабость. Условия разнятся от завода к заводу, и нужно приложить усилия, чтобы понять скрытую общность этих условий. Для этого необходимо выработать общую рабочую культуру, общие рабочие ценности и общую рабочую повестку, чтобы профсоюзы могли общаться на едином языке. Эти общие ценности появятся, когда каждый профсоюз осознает, что его роль не исчерпывается борьбой за улучшение условий труда на одном предприятии. Профсоюз несёт ответственность не только за рабочих своего предприятия, но и за тот населённый пункт, тот район, где находится завод. Его миссия в том, чтобы создавать инфраструктуру, способную заменить собой коррумпированное государство и стать зародышем нового общества.
Трудно возраждать рабочее движение в стране, где его загнала в задницу «власть рабочих и крестьян», а добили олигархи! Молодцы, что еще сказать! А с «официальным» профсоюзом проблем не было? Или вы их сразу в асфальт закатали?