Элгуджа ЖВАНИЯ
Заставить сочувствовать герою-негодяю способен только величайший режиссёр, каким, без всякого сомнения, является Мартин Скорсезе, а если этого негодяя ещё и играет великолепный актёр, то в него просто влюбляешься. Наблюдая за приключениями биржевого мошенника Джордана Белфорта в исполнении Леонардо Ди Каприо в фильме «Волк с Уолл-стрита», а длится он ни много, ни мало, а три часа, невольно переживаешь за него…
Леонардо Ди Каприо в последние годы играет персонажей со сложным характером, с внутренним личностным конфликтом. Так ли сложен Джордан Белфорт? Есть разные мнения на этот счёт. Можно назвать его животным, охочим до денег, шлюх и кокаина. И на этом закончить. Однако нельзя не признать, что Джордан Белфорт в исполнении Леонардо — экзальтированный, неординарный человек. Что им двигает — понятно. Он хочет богатства. Но роскошно-пошлые вечеринки, снегопады из кокаина, дорогие шлюхи, девушка с обложки в роли жены, яхты и поместья — это для него всего лишь внешние проявления богатства.
Белфорт мог всё это спокойно сохранить, наслаждаться всем этим дальше, отойдя от управления своими «рогами и копытами». И, было, согласился на это — но в последний момент передумал и остался во главе своей брокерской фирмы, чтобы продолжить сражение за деньги. Многие на его месте не стали бы рисковать, отстранились бы от дел, чтобы не лишиться всего, что «нажито непосильным трудом». Но герой Ди Каприо другой. Он — рисковый игрок. Белфорд продолжает и… проигрывает. Причём проигрывает из-за оплошности своего партнёра. Случай? Конечно. Но когда ты играешь, ты воспринимаешь случай как знак свыше…
Джон Белфорт напоминает героя Рея Лиотты из фильма «Славные парни» 1990 года того же Мартина Скорсезе. Персонаж тоже отрицательный, и он тоже вызывает симпатии и заставляет болеть за него на протяжении всего фильма.
«Волк с Уолл-стрита» полон грязи, разврата и роскоши, что вызывает отвращение… но после просмотра картины ненароком задаёшься вопросом, а так ли плох персонаж Ди Каприо? Разве плохо, когда капиталист и мошенник обманывает ещё больших капиталистов и мошенников? Белфорт никого не убивает, не насилует, не отнимает последнее, а играет на человеческой жадности, на человеческой жажде быстро разбогатеть.
Благодаря Скорсезе зритель оказывается в атмосфере финансовых афер, запоев и кокаиновых вечеринок, он будто сам становится участником всего этого. Несмотря на то, что фильм длится три часа, он не утомляет. Закадровый голос — это сложный киношный ход, который выстреливает только тогда, когда его удаётся органично слить с разговорами героев в кадре. И Мартин Скорсезе в «Волке с Уолл-стрита» мастерски сумел это сделать. Закадровый голос от имени Джордана Белфорта не кажется нарочитым или дидактическим.
Если спросить людей, которые только что посмотрели «Волка», плохо ли поступает главный герой фильма, все в один голос ответят — плохо, так как обманывать нехорошо, но наверняка каждый хотел бы, пусть недолго, пожить жизнью Белфорта. И многие из тех, что осудили бы Белфорта публично, использовали бы его методы, чтобы разбогатеть, если бы были на это способны. Многие люди, готовы ради денег забыть все моральные принципы. Ведь разбогатеть — это не только американская мечта. Это мечта миллионов во всём мире. И Скорсезе показал, как на этой мечте можно делать деньги. Вот и всё.
Фильм полон шуток в стиле современных «молодёжных комедий». Наверное, это такой постмодернистский ход: рассказать о серьёзном языком комедии. В Википедии «Волк с Уолл-стрита» даже назван чёрной комедией. И это заслуга отличного сценария. Джордан Белфорт — это реальный человек, который, сидя в тюрьме за мошенничество, познакомился с Томми Чонгом, актёром и музыкантом, хиппи и борцом за легализацию марихуаны, и тот надоумил Белфорта написать мемуары, по которым затем и был написан сценарий фильма «Волк с Уолл-стрит». Кстати сказать, Мартин Скорсезе утверждает, что он не встречал реального Джордана Белфорта до премьеры фильма. Однако Белфорт в ходе съёмок находился на съемочной площадке в присутствии Скорсезе и даже каким-то образом оказался в кадре в конце ленты…
Фильмы Скорсезе — это серьёзно. И «Волк с Уолл-стрита» — это серьёзное кино, несмотря на все сальные шутки-прибаутки, обилие обнажёнки и сексуальных сцен. Мартин Скорсезе показал всю серость людей, которые хотят разбогатеть любой ценой. Мы видим, что их внутренний мир пуст, как пусты серые глаза реального Джордана Белфорта. Других героев и не может породить общество, которое давно потеряло интерес к чему-либо, кроме денег. «Я думаю, что эта страна зарождалась с совершенно другими принципами, — говорит Скорсезе. — Я жил в Нью-Йорке ещё пол века назад, в маленькой общине итальянских американцев, живущих по соседству с украинскими и еврейскими общинами, но я не помню, чтобы тогда единственное, о чём думали — разбогатеть».
А что Белфорт? Он начинает с того, что соглашается быть «лобковой вошью». Он готов на всё, на любые унижения, лишь бы работать на вожделенном Уолл-стрит — в мире ажиотажа. В середине фильма, когда его окружает роскошь, он бросает: «Больше никто не посмел бы меня назвать поганой вошью». Однако это не так. Кто изначально опустился, тот никогда не поднимется. Белфорт был вошью, и остался ею. Иначе и быть не могло в обществе, которое живёт паразитизмом, порождая паразитов. Белфорта извиняет лишь одно — страсть к игре, тяга к рисковой жизни. Ведь чтобы превратиться из вши в человека, нужно рискнуть. Белфорт хотя бы попробовал… Но проиграл. Выйдя из тюрьмы, он вновь стал вошью, которая сосёт кровь из грязного животного, имя которого — человеческая корысть. Это общество серьёзно не наказывает Белфортов. Так как оно держится на них. И на конкуренции между ними.