Когда я был ещё ребенком, изучал историю в школе, любил исторические фильмы, что я представлял себе, услышав о Греции? Страна, где родились мифы, страна, где родилась великая культура, великая философия, на основе которой строится многое и в современной жизни. Страна на берегу тёплого моря, в ней много древних памятников, которые посещают массы туристов, страна-легенда.
Моя Эллада
Теперь я вырос. Многое поменялось в мире. Многое поменялось и в моей стране. Нам стало как бы не до романтики. И мысли о высоком и прекрасном, к сожалению, мало присущи рыночному обществу, живущему совсем по иным канонам…
Что же теперь я представляю, когда слышу о Греции? Я думаю, то же, что и многие из нас. Для меня это — снова страна-легенда. Когда я слышу о Греции, я представляю разъярённые массы протестующих людей, бесчинства полиции, бессилие правительства, коварство и манипуляцию международных кредиторов, всеобщую жажду перемен, всеобщее отвращение от скотского капитализма.
Вот что такое теперь в наших глазах эта страна-легенда. И конечно, она снова манит. Она стала легендой и примером борьбы для сотен миллионов обездоленных по всему миру. У всех на слуху греческие коммунисты и анархисты, боевые профсоюзы, для которых всеобщая забастовка — обычное дело (!), людское море на площади Синтагма и пес Луканикос впереди колонн, штурмующих бастионы капитала… Это же так здорово — Греция!
И вот мы поехали в Афины, где 7 и 8 июня проходила большая встреча левых социальных движений и организаций со всей Европы — «Альтер-саммит». Это мероприятие было организовано, греческими общественными движениями, неправительственными организациями, профсоюзами со всей Европы. «Альтер-саммит» в Афинах стал шагом вперёд в строительстве широкого движения, выступающего против существующей анти-социальной и анти-экологической политики, проводимой европейскими правительствами.
Место проведения саммита в этом году было выбрано весьма символично, так как Греция стала сейчас подобием испытательной лаборатории для быстрого уничтожения каких-либо социальных гарантий для трудящихся и реализации так называемой «политики конкурентоспособности», но в то же время она становится полем борьбы и сопротивления против жёсткой «экономии» европейских правительств, борьбы за социальную альтернативу.
«Альтер-саммит» стал поводом сказать громко и ясно, что борьба греческих общественных движений это и наша борьба, и показать солидарность европейских левых организаций и движений.
Это была также возможность представить манифест «Альтер-саммита», выразив позицию и предложения альтернативных общественных движений против последствий всемирного кризиса капитализма, предложить для них общую программу действий.
Этот саммит разных народов и его манифест будут иметь смысл только в том случае, если граждане, организации и движения со всей Европы продолжат принимать участие в строительстве солидарной общественной деятельности на основах взаимопомощи. И поскольку саммит по своей концепции является долгосрочным процессом конвергенции левых и социальных движений, встреча в Афинах была давно ожидаемым шагом к построению настоящего европейского общественного движения против господства капитализма.
Против жёсткой экономии
В течение двух дней, 7 и 8 июня, тысячи активистов и лидеров общественных движений и профсоюзов, в том числе по тысяче из 22 разных стран, собрались вместе, чтобы провозгласить «Афинский манифест», в котором выражена позиция европейских левых и экологических движений, позиция против всевластия капитала, произвола евро-бюрократии, за подлинную демократию.
В особо трудных условиях, навязанных греческим трудящимся, это был первый саммит, пославший мощный сигнал международной солидарности с борьбой народов Европы за лучший мир. «Афинский манифест», который предусматривает, среди прочего, отмену финансовых договоров стран-должников, мораторий на выплату долгов, повышение налогов на богатых, и реализации более пристального внимания к оффшорным счетам, был подготовлен в течение шести месяцев работы 189 организаций-членов альтер-саммита.
По-сути, саммит альтерглобалистов — это не просто одно отдельное событие, а подобие сети, которая включает ряд левых, экологистских и феминистских инициатив, многие местные группы солидарности, сетевые структуры социалистической интеллигенции и большое количество национальных и европейских профсоюзов.
Упомянутый манифест имеет значение в двух аспектах. Во-первых, он представляет собой широкую платформу для объединения усилий профсоюзов и социальных движений с общими солидарными целями и настоятельными требованиями, на которых они решили сосредоточить свою борьбу. Кроме того, это первый раз, когда крупный европейский конгресс левых сил был созван не писать какой-либо текст, но определить стратегию действий, ведущих к подлинным переменам в балансе сил, на основе программного документа, уже принятого консенсусом.
Афинский манифест подчёркивает необходимость строительства некапиталистической, социальной, экологической и подлинно демократической Европы. Сотни общественных движений, неправительственных организаций (включая организации женщин, мигрантов и другие), профсоюзов заявили в совместном манифесте: «Европа стоит на краю пропасти, глядя в бездну». Одна из ведущих австрийских социалисток, член парламента Австрии Соня Аблингер, сопредседатель Европейской партии зелёных Филипп Ламберт, лидер греческой коалиции радикальных левых (СИРИЗА) и вице-президент Европейской Левой партии Алексис Ципрас также заявили о своей поддержке Альтер-саммита.
После провозглашения Манифеста, в 15 рабочих группах была разработана программа координации борьбы левых сил, укрепления и расширения сети антикапиталистической пропаганды и организации совместных действий. Следующим шагом для организаций-членов европейской антикапиталистической сети, становится рассмотрение этих предложений и принятие решения о приоритетности того или иного из них.
Можно смело предположить, что приоритетом для левых организаций становятся действия на европейском уровне против мер жесткой экономии обанкротившихся правительств, против так называемого «фискального пакта», политики и мандата Европейского центрального банка, постепенной приватизации государственной службы медико-санитарной помощи, роста неофашистской и правой угрозы.
Упомянутый здесь «Фискальный пакт» — любимое детище канцлера Германии Ангелы Меркель, предусматривает, в частности, что все подписавшие его страны на национальном уровне принимают закон об ограничении роста государственной задолженности, а значит, и сворачивают социальные программы, нанося удар прежде всего по трудящимся, возлагая на их плечи все последствия кризиса капитализма, спасая, таким образом, банковскую и промышленную олигархию.
Один из участников саммита, профсоюзный активист Хокан из благополучной Норвегии, сказал в своём выступлении: «Я думаю, все понимают, что то, что произошло в Греции и других странах Южной Европы в течение последних трёх лет, — это только начало. Эти драконовские меры безжалостного, разрушительного капитала предназначены и для Северной Европы также. Противостоять этому может только наша общая солидарность и решительные действия людей труда по демонтажу бесчеловечной системы угнетения».
На саммите также обсуждались предложения по приданию большей эффективности европейской сети солидарности с жертвами жёсткой экономии. И, конечно, планировались срочные действия по реагированию на резкое закрытие общественных радио- и телекомпаний в Греции.
Трагическая ситуация, вызванная мерами жёсткой экономии в Греции показывает, что другая, социалистическая, Европа является насущной потребностью стран нашего континента. Изменение классового баланса сил в пользу трудящихся, разворот истории по социалистическому пути, потребует совместного анализа (выраженного в манифесте) и взаимодействия местной национальной и общеевропейской борьбы людей труда.
Вот слова Афинского манифеста: «Сегодня более половины европейского богатства захвачены 10% населения. В настоящее время политика европейских правительств намеренно разработана для поддержания этого неравенства, а также неолиберальной модели, которая опустошает планету и подрывая демократические и социальные права.
Мы требуем полной отмены этой политики и перехода к другой модели общества, которая обеспечивает социальную справедливость, равенство, справедливое распределение богатства, экологической устойчивости и защиты людей труда».
Восторг и счастье!
В конце мероприятия, 8 июня, участники и гости саммита вместе с греческими левыми и профсоюзными колоннами вышли на массовую манифестацию, заполонившую улицы центра Афин. Об этом стоит сказать особо. Чего нам, собственно, хотелось по пути в Грецию? Конечно, познакомиться с товарищами-социалистами из многих стран Европы, установить новые связи, контакты, высказать свою позицию, услышать их мнения. Хотелось ещё и увидеть эту страну, побродить по тем тропам, где шли в древности смелые воины и великие философы. И всё это сбылось. Есть два слова, для описания наших нескольких дней в Афинах. Эти слова — восторг и счастье!
Мы увидели Грецию. Она похожа во многом на Крым и Израиль одновременно. Её берега омывает прекрасное море, а с набережной Афин видна та самая бухта Саламина, где когда-то были побеждены персидские захватчики. Здесь всё действительно дышит историей…
И конечно, мы познакомились и подружились со многими товарищами — социалистами, коммунистами и анархистами из многих стран.
Там были и турецкие коммунисты, приехавшие прямо с залитых газом баррикад Стамбула, и немцы, участники недавних массовых стычек с полицией, когда подавлялась манифестация движения «Блокупай Франкфурт», и французы из Левого фронта, и многие, многие другие… И, конечно же, — боевые, энергичные греки из СИРИЗА, из профсоюзов, коммунисты и анархисты — все, кто не опустил руки в нелёгкой борьбе с капиталом. И каково же было нам, под конец этого всего ещё и участвовать в настоящей греческой манифестации, превратившейся, благодаря участникам саммита, в интернациональное, все-европейское шествие! Восторг и счастье!
Центр Афин. Колонны строятся у исторического музея. Движение на улицах прекращено, кварталы старого города замерли в ожидании. Лавочники опустили роллеты на витринах. И вот улицы и площади заполняют демонстранты колонна за колонной. Море знамён. Там — профсоюзные пёстрые флаги из разных стран, тут — алые полотнища коммунистов и социалистов. Вот проходят французские профсоюзы CGT, слышны песни Левого фронта Франции, вот — чёткая колонна норвежцев под красными знамёнами, скандирующих «Нет капитализму!», вот — румынские профсоюзы, вот — немцы, итальянцы, греки колонна за колонной вливаются в общий строй…
Выходим с площади, не торопясь, но всё же держим темп. И центр Афин оглашается криком десятков тысяч: «Нет Тройке кредиторов!», «Нет МВФ!», «Нет экономии на людях труда!», «Нет капитализму!»
Одни прохожие на тротуарах буржуазного, роскошного центра города аплодируют, снимают на телефон, а другие смотрят с опаской на эту поднимающуюся к Синтагме огромную людскую волну, которой не видно края, издающую боевой клич десятками тысяч ревущих глоток.
Выходим на Синтагму. Синтагма! Сколько раз в недавние годы мы всматривались в бушующие события, проходившие здесь, на центральной площади Афин, у порога греческого парламента… И вот мы здесь, сами ступили на эти камни, да ещё и вместе с огромной колонной манифестантов! Да. Это стоило пережить! Стоило пронести на эту площадь и наши алые стяги «Боротьбы», пришедшие с берегов Днепра.
Но у нас ещё всё впереди. Впереди новые Синтагмы и новые Бастилии. Работа только начинается. Успех нашего дела не предрешён. Но мы не одни в своей борьбе. И это ясно показал прошедший в июне саммит.
Завершая, нельзя не упомянуть, что уже в день нашего отъезда из Греции, в Афинах произошла ещё одна громадная манифестация из-за закрытия и массового увольнения служащих государственного телевидения. А на следующий день профсоюзы объявили 24 часовую всеобщую забастовку.
Но об этом мы узнали уже на Украине, где пока только зреют гроздья народного гнева…
Леонид Ильдеркин, марксистская группа «Боротьба», Киев.