Кто стоит за польскими «задымами»?

Сергей ВАРАВА

На матче "Лех"-"Легия" в апреле 2011 года
На матче «Лех»-«Легия» в апреле 2011 года

Пожалуй,главная интрига стартовавшего 29-го июля футбольного чемпионата Польши — удастся ли правительству обуздать фанатское движение? Крестовый поход властей против «шалковицев» (szalikowcy) —  так в Польше называют фанатов, обязательный атрибут одежды которых «шарф» (szalik по-польски), начался 4-го мая. Причиной послужили события в городе Быдгощ, где 3-го мая на местном стадионе состоялся  финальный матч кубка Польши. На трофей претендовали познаньский «Лех» и варшавская «Легия».

Кошмар Дональда Туска

Уже по тому, какие клубы вышли в финал, можно было прогнозировать недоброе. Отношения между торсидами клубов «Лех» и «Легия» натянуты с 1980 года. Тогда оба клуба также встречались в финале, только в городе Ченстохов. В результате «уставка» (на сленге польских фанатов — «стрелка») вылилась в общегородской погром. Милиция была пассивным наблюдателем за происходящим. Руководство Польской Народной Республики (ПНР) запретило журналистам какое-либо упоминание о беспорядках.  Задыма 80-х (по-польски Zadymа – беспорядки фанатов) стала рубежным событием в истории польского фанатского движения. Поэтому всем было понятно, что в 2011-м в Быдгоще фанаты «Легии» и «Леха» постараются не ударить в грязь лицом перед ветеранами.

Ход поединка ещё больше накалил эмоции на трибунах. Поскольку основное и добавочной время закончились по нулям, были назначены послематчевые пенальти. Фортуна улыбнулась «Легии»: Якуб Ваврыжняк (Jakub Wawrzyniak) вколотил решающий гол. Сразу же, словно по команде, толпа фанатов «Легии», сломав ограждения, высыпала на поле. Несколько фотографов, которые пытались запечатлеть лица болельщиков, подверглись избиению. Для успокоения полиции потребовалось применить водометы и слезоточивый газ.

Шоу фанатов "Легии"
Шоу фанатов «Легии»

За шабашем на поле, благодаря прямой ТВ трансляции, наблюдала не только Польша. Несколько раз режиссер трансляции включал камеру в VIP-ложе, где находились прибывшие на матч эмиссары Мишеля Платини (директора УЕФА). Они разволновались не на шутку. Как и следовало ожидать в тот же день из Женевы, где, как известно, находится штаб Европейской футбольной федерации, отбили депешу: не исключено, что формат турнира «Евро-2012» будет пересмотрен. Права на его проведение могут быть забраны у поляков и украинцев и переданы немцам. Последние, мол, знают, как надо обходиться с фанатами.

Утром 4-го мая к журналистам вышел хмурый Дональд Туск, лидер нынешнего польского правительства, сформированное либеральной партией «Гражданская платформа» (РО). «Отныне не будет никакой толерантности к сообществу псевдо-болельщиков», — заявил государственный муж. Прежде всего премьер пообещал временно закрыть стадионы в Познани и в Варшаве. Вскоре угроза была приведена в исполнение. Одновременно 67 человек привлечены к уголовной ответственности за участие в беспорядках в Быдгоще. Во многих воеводствах в квартирах лидеров «фирм» прошли обыски. 3-го августа Пётру Старушу, предводителю фанатов «Легии» — самой сильной польской фанатской тусовки, было предъявлено обвинение в избиении прохожего. Прокурор сразу выдал санкцию на трехмесячный арест Старуша. Ему «светит» до 12 лет.

31-го мая на рассмотрение Сейма поступил пакет законопроектов, направленных против субкультуры фанатов. Главная особенность этого пакета – запрет для болельщиков посещать выездные игры любимой команды. Плюс — премьер требует ввести принцип zero тollerance. Теперь за самое малейшее нарушение правил поведения на стадионах нарушителям грозит  штраф 2 тысячи злотых (примерно 600 долларов). Наконец, силовые ведомства получает право на несанкционированное прокуратурой внедрение агентов в фанатские «фирмы» и сбор следственных материалов.

Драка фанатов "Легии" с полицией
Драка фанатов «Легии» с полицией

Одновременно с административным зажимом против фанатов развёрнута медийная война. Фанатам шьют все мыслимые и немыслимые пороки. Так, в Белостоке весной была арестована банда сутенёров и  подначальные им жрицы любви. Из заявления МВД следовало, что все задержанные проститутки являются по совместительству пылкими поклонницами местного клуба «Ягелония». В Хожуве была накрыта группа наркодиллеров, у которых при обыске нашли шарфик местного клуба «Рух». Пресса незамедлительно пришла к выводу, что фанатская тусня «Руха» крепко повязана с наркобаронами.

«Зачем? Зачем нынешний крестовый поход против фанатов? Никто не оспаривает, что в нашей среде есть склонные к правонарушениям элементы, которых, возможно, даже больше чем в других общественных группах. Но фанатское движение в медиа преподносится как революционная политическая партия, захватывающая всё новые бастионы общества. Нас уничтожают медиально. Мы ничего не сделали, а оказались виновными»,- пишет обозреватель сайта варшавской «Легии».

Наследники шляхетства

Граффити фанатов «Легии»

Насколько много шансов у Туска навести порядок на стадионах? С точки зрения истории — никаких. Конфронтация властей и фанатов в Польше имеет перманентный характер. Начнём с того, что первое упоминание о польских болельщиках непосредственно связано с конфликтом с силами правопорядка. 2-го июня 1935-го года после матча краковской «Краковии» против хожуховского «Руха» полиция вынуждена была очистить поле от оккупировавших его фанатов «Краковии».

Польские фанаты умудрялись выживать при политических режимах, куда более жёстких, чем нынешний. Во время нацистской оккупации все спортивные мероприятия в Польше были запрещены. Однако клубы продолжали встречаться нелегально. Одна из таких подпольных встреч краковских клубов «Краковия» и «Висла» в 1943-м вылилась в массовую разборку фанатов. Весь центр города превратился в поле боя. Оккупационным властям, которые в условиях военного времени с нарушителями законов вообще не церемонились, понадобилось несколько часов, чтобы восстановить статус кво.

Жёстким был расклад «власть–фанаты» в 80-е годы, когда в Польше действовал режим военного положения. Прежде всего, это касается гданьского клуба «Легия», чьи «шаликовы» поддерживали запрещённую «Солидарность». Любой матч «Легии» (кстати, её фанатом был Дональд Туск) выливался в политическую манифестацию. Ещё одним фактором политизации фанатов стала экипировка. Оппозиция быстро прорубила, что клубные шарфы весьма удобная вещь на случай уличных столкновений с ZOMO (тогдашний польский аналог спецназа). Шарфы помогали скрывать лицо от ментовской идентификации и служили неплохим средством от слезоточивого газа. Вскоре многие диссиденты стали одеваться как фанаты. После падения «народной власти» отношения власти с фанатами тоже складывались далеко не полюбовно. Росту напряжённости способствовало две причины — маргинализация молодёжи — следствие либеральных реформ, и импортированная с Запада мода на агрессивный скинхед-стиль.

31-го мая на рассмотрение Сейма поступил пакет законопроектов, направленных против субкультуры фанатов
31-го мая на рассмотрение Сейма поступил пакет законопроектов, направленных против субкультуры фанатов

Оглядываясь назад, видно, что выиграть войну у фанатов невозможно. К слову, даже проправительственные издания, вроде журнала Polityka, называют кампанию Туска «гротескной формой репрессий». Уместно процитировать Збигнева Бонека, известного польского футболиста, игравшего в 80-е вместе с Мишелем Платини в «Ювентусе». Он полагает, что польское «кибольство» (от Kibol – болельщик) – рудимент  шляхетской традиции с её волюнтаризмом, ставкой на прямое действие, стихийностью т. д.

Куда пойдут польские фанаты?

Существует море версий  о конъюнктурном характере нынешней зачистки на стадионах. Первое, что наводит на такую мысль – слабый уровень подготовки Польши к принятию «Евро-2012». Фактически заявленная правительством и PZPN (Польская федерация футбола) программа подготовки страны к турниру провалена. Не построены 73 объекта, включая аэропорты, дороги, гостиницы и т. д. Модернизация объектов напоминает пародию. Так здание Центрального железнодорожного вокзала в Варшаве решили модернизировать путём…«уборки». Медийная истерика на тему источаемой фанатами грозы обществу может помочь Туску смягчить критику в свой адрес по поводу «Евро».

Очень мало надежды на то, что польские фанаты пойдут за левыми
Очень мало надежды на то, что польские фанаты пойдут за левыми

Одним словом, можно предположить, что правительство либеральной «Гражданской платформы» просто решило попиариться и заодно перевести стрелки. Но не всё так просто. Стоит остановиться на версии, мусируемой правыми партиями, которые находятся в оппозиции. Системно концепцию изложила редакция консервативной газеты Gаzeta Polska, выпустившая документальный фильм Kibol (его, кстати, можно посмотреть на youtube)

Главный тезис картины: характерная для фанатов 90-х годов мода на субкульутру скинхедов отошла в прошлое, в фанатской среде произошло смещение приоритетов от тупого расизма в сторону умеренного патриотизма. Действительно, в последнее время фанаты широко отмечают даты, связанные с национал – освободительным движением. Например, они отмечают годовщины восстания в Познани в 1956-м или Варшавское восстание 1944-го. В итоге, по мнению создателей ленты, сегодня мы имеем совершенно новый типаж фаната, не вызывающего отторжения у широкой публики. А это и настораживает политическую элиту.

Тему развивает краковский профессор Анджей Вашко, фанат местной «Вислы»: «Владельцы медиа знают про то, что не знает публика. Они знают, что происходит на трибунах, и это для них некий сигнал начала общественного процесса, который в долгосрочной перспективе может оказаться для них опасным. Существует страх того, что фанаты – медийно неконтролируемая группа, может стать базой широкого оппозиционного движения. То, что происходит сегодня, — это превентивная футбольная война. Это месть левых и либеральных интеллектуалов, которые не имеют влияние на фанатов и не контролируют социотехнику их движения».

У сторонников теории антифанатского заговора бездна доказательств и косвенных улик. Это и тот факт, что именно начиная с 11–го ноября 2010-го, когда в Варшаве фанаты провели масштабный марш в честь независимости Польши, против них началась системная медиа-травля на страницах ведущего либерального издания Gazeta Wyborcza. И то, что  система безопасности в Быдгоще была организованна весьма странно. Например, во время пенальти стюарды на трибунах неожиданно допустили выход фанатов к кромке поля. Почему-то на входе разрешали проносить на стадион пластиковые бутылки вместе с пробками, хотя обычно пробки надо отдавать. Полиция говорит, что организаторы матча отвергли её план обеспечения порядка на стадионе. Иными словами, «задыма» в Быдгоще могла быть спланированной провокацией.

Антикоммунизм роднит почти всех польских фанатов. На фото: граффити фанатов «Краковии»

Как бы то не было, пользуясь ситуацией, польская правая активно охмуряет фанатскую субкультуру. Ведущая партия – «Право и Справедливость» (PIS)  уверяет, что фанаты попали под зачистку из-за своих патриотических убеждений. «Аресты фанатов напоминают худшие часы ПНР», — говорится в заявлении партии Ярослава Качинского. Правые изображают из себя радетелей за фанатов, вспоминая, что покойный президент Лех Качинский в своё время вручил Орден возрождения Польши основателю фан-клуба гданьской «Легии», не взирая на то, что тот во время какой-то уставки убил фаната «Арки» – клуба из соседней Гдыни.

Однако весьма сомнительно, что фанаты и правый, помешанный на католицизме, истеблишмент завяжут долгосрочный диалог. Во-первых, сами правые неоднородны в своих подходах к фанатам. Ведущее польское правое издание Wprost, наоборот, считает фанатов «хамами, отравляющих польскую политическую культуру» и сравнивает уличные марши фанатов с вторжением Красной армии во Львов в сентябре 1939-го. Нельзя не вспомнить о том, что ещё вчера, будучи во власти, та же PIS, обещала навести на трибунах порядок. При этом консерваторы активно ностальгировали по рецептам Маргарет Тэтчер.

«Железная леди», как известно, после трагедии на бельгийском стадионе Эйхель тоже организовала антифанатскую кампанию. Её излюбленный метод был прост — цены на билеты на стадионы подняли так высоко, что они оказались недоступными для рабочей молодёжи. В итоге футбол превратился в средство безобидного времяпрепровождения миролюбивого среднего класса, о чём в душе мечтают все польские политики. Между тем, как раз из социально маргинализированной среды формируется польская торсида. Это, согласно исследованиям социологов, как правило, люди от 17-ти до 30 лет, для которых, по поэтическому признанию одного из фанатов, «раскалённое море в сезон отпусков заменяет раскалённая сковородка, на которой готовится дешевая колбаса из супермаркета».

Фанаты «Краковии» считают себя избранными людьми

С учётом недолговечности нынешнего пакта с правыми, будущее польского движения фанатов выглядят очень интересными. Во многом оно действительно перешло границы скинхедовской субкультуры. Сегодняшние репрессии вызвали к ним интерес и солидарность со стороны большой части социума, в том числе со стороны левых.  Так, ведущее левое интеллектуальное издание Krytyka Polityczna выступила против футбольных реформ Туска, подозревая его в узурпации власти.

«Ограничение гражданских свобод, больший контроль над обществом всегда были соблазном для правящего класса.  Самым сложным  было ограничить свободы таким образом, чтобы общество не критиковало верхи, а, напротив, дарило им аплодисменты. В такой ситуации важно найти группу, защита от которой была бы алиби для решительных мер. Такой группой  в современной Польше стали фанаты», — пишет Krytyka Polityczna. Однако вряд ли фанаты встанут под левые знамёна. Более вероятной альтернативой блоку с консерваторами может быть локальный патриотизм, культ малой родины, защита интересов местных коммун. Впрочем, пока это только версия возможной эволюции движения польских фанатов.

Добавить комментарий