Валерия ВАСИЛЬЕВА
Митинги и шествия футбольных фанатов против «этнопреступности», прошедшие в обеих столицах, вылились в погромы и драки. Однако в этом виноваты не фанаты, а националисты, которые их спровоцировали, заявляет глава МВД Рашид Нургалиев.
В массовых беспорядках на Манежной площади, устроенных футбольными фанатами и националистами 11 декабря, участвовало более 5 тысяч человек. Агрессивно настроенные участники мероприятия избили несколько лиц неславянской внешности. По предварительным данным, в результате стычек пострадали 10 человек, 65 фанатов были задержаны. В Москве такого давно не происходило – с лета 2002 года, когда беспорядки вспыхнули после проигрыша сборной России японской команде на Чемпионате мира по футболу.
Затем беспорядки переместились в метро и в спальные районы столицы. В подземке разъярённые болельщики избили и нескольких мужчин кавказской и азиатской наружности.
«После разгона на Манежной мои ребята звонили и сказали, что несколько граждан нашей республики пострадали. Жертв нет, но они были избиты», — сообщил председатель объединения общественных организаций «Союз кыргызстанцев» Абдыганы Шакиров, добавив, что это были дворники. «Наши граждане работают в ЖКХ, пошёл снег, они чистили, работали, и нескольким людям на рабочем месте досталось», — отметил Шакиров.
В Южном административном округе Москвы на территории отдела внутренних дел «Нагатинский затон» группа молодёжи избила и зарезала киргиза. «Группа молодёжи общей численностью свыше 15 человек, среди которых была одна девушка, без каких-либо видимых причин неожиданно накинулась на проходящего мимо мужчину азиатской внешности. Его били руками и ногами, а затем один из нападавших нанес жертве удар ножом в селезёнку, в результате которого и наступила смерть», — сообщил «Интерфаксу» представитель правоохранительных органов. Убитым оказался житель киргизского города Ош Алишер Шамшиев 1973 года рождения. По факту его гибели возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 105 УК РФ – «убийство».
В ночь на 12 декабря в вестибюле станции метро «Авиамоторная» был жестоко избит 26-летний житель города Саратова, внешней похожий на кавказца. Он дожидался помощи всю ночь. Мужчина был госпитализирован с открытой черепно-мозговой травмой, переломом основания черепа и ушибом головного мозга. Врачи оценивают его состояние как крайне тяжёлое.
В тот же вечер гражданин Азербайджана на станции метро «Китай-город» подвергся нападению неизвестного, который ударил его ножом. Раненый смог доехать до станции «Кузьминки», где его знакомая вызвала скорую помощь.
Также в столице произошло два нападения на продуктовые палатки. Преступники были вооружены травматическими пистолетами. Жертвой первого нападения на 3-й Гражданской улице стал уроженец Азербайджана. Продавец получил ранение в плечо и грудную клетку и был госпитализирован. В ходе второго нападения неизвестные ограбили лавку на 1000 рублей.
В воскресенье 12 декабря несколько десятков агрессивных молодых людей прошлись в сторону Болотной площади в центре Москвы. Сначала они попытались пройти на Пушкинскую площадь, где проходил санкционированный столичными властями митинг. Сотрудники милиции их туда не пропустили. В итоге толпа двинулась в метро, проехала несколько остановок, и вышла на станции «Новокузнецкая». В метро молодые люди выкрикивали националистические лозунги.
А в Санкт-Петербурге 11 декабря на Пионерской площади перед театром Юного зрителя прошел санкционированный митинг в память о погибшем болельщике «Спартака» Егоре Свиридове. Собравшиеся зажигали свечи и собирали пожертвования. После завершения митинга его участники устроили шествие, перекрыв движение по ряду улиц в центре Петербурга. Они прошли от Пионерской площади через Сенную площадь до Гостиного двора. В ходе шествия фанаты несколько раз нападали на проезжавшие машины, били стёкла автомобилей, вступали в стычки с водителями и милицией.
Официальный ответ власти на всё произошедшее озвучил президент Дмитрий Медведев — он одобрил действия МВД по разгону акций болельщиков в Москве и Петербурге. Кроме того, президент призвал правоохранительные органы и дальше предотвращать несанкционированные акции. При этом глава государства уточнил, что стражам порядка следует применять в подобных ситуациях «весь установленный законом набор средств».
В настоящее время в России и в Москве всё находится под контролем, подчеркнул Дмитрий Медведев.
Однако разбросанность позиций и неоднозначность оценок заставили многие СМИ усомниться в «подконтрольности» ситуации. Особенно, если учесть, что не только организации фанатов и болельщиков футбола уже неоднократно заявили о непричастности к событиям на Манежной, но и группировки националистов обвинения в свой адрес назвали несправедливыми. Комментируя их, в частности, руководитель «Славянской силы» Дмитрий Дёмушкин признал, что сторонники правой идеологии действительно составляли около половины всех присутствовавших на Манежной площади, однако слова о провокациях с их стороны назвал «бредом». Кроме того, он подчеркнул, что в большей своей части болельщики разделяют идеи националистических движений.
Так понимает ли власть, кто именно сейчас находится «под контролем» и какие общественные силы выходят на арену социально-политической борьбы? И самое главное – что будет дальше? С этими вопросами Артель аналитиков обратилась к лидерам общественных организаций, политикам и СМИ.
Роман Земцов, чемпион мира по боям без правил, лидер правого движения «Сопротивление»: «Либо те, кто сейчас у руля пойдут на компромисс, либо начнётся война нового поколения».
— Я был в отъезде, и узнал об этих событиях из СNN, причём на английском языке. Вот только сегодня прилетел. Поэтому, может быть, я не владею полной политически грамотной информацией. Однако по тому, что я видел, у меня сложилось впечатление, что произошедшие события – это естественная реакция здорового народного организма. То есть народ показал, что он всё-таки ещё здоров. И это такие тревожные звоночки для правительства, ему нужно срочно разобраться, почему так происходит. Ведь в многонациональном государстве, коль уж они об этом трещат с телеэкранов, должны соблюдаться права всех национальностей и народов, и религиозных конфессий.
Я предполагаю, что возможны два варианта развития событий. Либо сломается дух всех народов, славянских и не только (ведь много малых народов – башкир, татар, которые сейчас тоже не особо привилегированные) – элита добьётся того, что эти люди будут занимать определенную нишу, будут обслуживать их интересы, будут обслуживать их потребности, их развлечения и так далее, то есть будут работать на них.
Либо может произойти то, что называется современной войной, в которой не будут участвовать большие войска, регулярные армии, а всё это перейдет в мятеж, в войну нового поколения. И это очень нежелательно с точки зрения государственности, потому что основы государства начнут шататься. А народ, русский народ, показал, что у него есть ещё зубы, и он далеко не тот Ваня, которого можно гнуть. Просто всё это выйдет из-под контроля, и начнутся какие-то столкновения. Но если исходить с точки зрения сохранения государства, этого нельзя допустить, потому что во все эти мятежи, во все эти бунты вкладывают свои интересы, средства и подогревают всячески, прежде всего, наши враги. Враги, которые находятся вне страны, вне государства. Вне нашего правительства.
И вот тут уже вопрос к нашему правительству. Может быть, вокруг них слишком много людей, которые действуют по указке или из корыстолюбия в интересах чуждых нам государств, чуждых нам элит? И тогда нужно пресекать всю эту ярость – и не только в отношении тех парней, которые вышли действовать, но и вокруг себя посмотреть. Потому что ситуация более серьезная, чем кажется. Со всех сторон. И тут нужно мудрое решение, здесь не получится тирании – накроешь кипящий котел, а он всё равно прорвется паром. Это доказывали события много раз, это уже было много раз в истории человечества. Всё зависит от того, как поведёт себя правительство – нужно искать компромиссы. Нельзя загонять под лавку тех людей, на которых ты едешь, которые обслуживают тебя, которые дают тебе зарабатывать, которые отдали все свои ресурсы, которые позволяют покупать футбольные команды, которые позволяют торговать нефтью и за это не просят ничего. Нельзя этого делать! Потому что русский народ не раз показывал в истории: масса она и есть масса, это везде толпа. И этой толпы сформируется определенный клан, который примет определённые решения, пройдёт через уголовные наказания, пройдёт через борьбу – и тогда ситуация усугубится, и это будет способствовать развалу страны, развалу государства. Если они стремятся к этому, те, кто сейчас у руля, – тогда они это получат, тогда они выполняют то ли свои кустарные задачи, то ли задачи, поставленные им сверху. Если они стремятся сохранить государство, сохранить народ в единении и созидании на этой территории, то им нужно идти и искать компромиссы и наказывать не только славян, русских. Нужно просто смотреть на людей не по национальному признаку, а как на уголовников, которые совершили преступление. А иначе – если они делают всё для того, чтобы здесь начались межэтнические столкновения, то это стратегический план, а если есть такой стратегический план – то это предательство.
Ростислав Гладких, главный редактор «Общенациональной газеты», журналист газеты «Комсомольская правда», руководитель общественной организации «Центр толерантности»: «Нужно принять жёсткие законы».
— Мы плохо понимаем, что происходит. Мы ведь руководствуемся только тем, что мы видим и слышим. Подача информации такова, что понять до конца, что произошло на самом деле – это невозможно. Это примерно то же самое, что было в Кондопоге в 2006 году. Но Кондопоге тогда придали очень серьёзный резонанс, несмотря на то, что перед этим были такие же точно выступления на Кубани, на Урале. Ну просто Кондопога – это как бы символ. Я не могу сказать, что это «московская Кондопога». Всё может быть, но, конечно, национальный элемент – он присутствует. И президент очень жёстко высказался по этому поводу – это нужно пресекать, с этим нужно бороться. Но у нас же не Франция, где беспорядки устраивают приехавшие откуда-то извне, из других стран. У нас страна многонациональная, Россия всегда была многонациональной. И с этим не бороться надо, с этим надо жить. Что же теперь будет делать правительство? Я думаю, надо ужесточать законодательство, потому что не дай Бог те люди, которые пытаются раздувать этот межнациональный конфликт, смогут это сделать – точно России не будет. Мы развалимся как государство на области какие-нибудь. Не сейчас, но это не за горами. Я думаю, нужно принять жёсткие законы, и их неукоснительно соблюдать – и правоохранительным органам, и гражданам. По-другому никак. А пока что у нас слово толерантность – оно как ругательное. Его не воспринимают. Что касается провокации – у меня всё-таки не хватает информации на этот счёт. Все говорят, что была провокация. Ну, может быть. Может быть, ведь среди болельщиков и фанатов разные люди бывают. Мы видим ругань, но и в Париже молодёжь бунтует, но там хоть по делу… А здесь вот вроде как будто без дела – взяли и сделали такое. Но я честно говорю, я не знаю, была ли это провокация. Может, там просто напились все и всё. Как у нас бывает – и похороны превращаются в свадьбы с гармошками. Может, и тут так же было….
Алексей Волков, депутат Государственной Думы, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», председатель Комиссии ГД по законодательному обеспечению противодействия коррупции, член Комитета ГД по безопасности, член комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ: «Нужно разгонять эти драки».
— Что сделает теперь Государственная дума – мне сложно давать оценку, поскольку я не председатель Государственной думы. Но как депутат и член комитета по безопасности могу сказать, что, мне кажется, что нет необходимости никакого ужесточения. Сегодня законодательная база в принципе позволяет предотвращать те массовые беспорядки, которые произошли на Манежной площади. О чём идет речь? Дело в том, что началось всё с согласованного мероприятия по поминкам, по поминовению памяти их погибшего товарища. Это было согласовано, разрешено, там присутствовали священники, всё было по-христиански, как положено. Далее большая группа молодых людей, в основном, болельщики «Спартака», может быть, с ними были и другие – пошли в центр города. А вот это было уже несанкционированное шествие. Это уже нарушение закона, и в рамках закона, наверное, нужно было попытаться их убедить, остановить. И не только милиции, но и людям, которые организовывали это мероприятие, отвечали за него, которые работают непосредственно внутри этой системы, и руководителям клубов, на которых замыкается эта структура. Это первое.
Второе: когда собирается большая толпа – здесь всё может быть. И провокаторы могут быть, и кто угодно. Были и в масках люди. Зачем прятаться, если ты просто болельщик и пришел почтить память и высказать какое-то свое мнение, суждение или требование? А здесь ещё и была определенная подготовка. Откуда камни на Красной площади? Или зажигательная бомба? Нужно было подтянуть побольше сотрудников органов внутренних дел, окружить толпу, ещё раз попытаться убедить, не дать им возможности идти в центре города. Зачем они туда идут? Поминки прошли, помянули своего товарища – расходитесь. Зачем идти? Это нужно было предвидеть, вот эти поступки, которые ко всему этому привели…
Но и самое главное, конечно, это не реагировать на тот предыдущий эпизод, а по-настоящему, как положено в таких случаях, работать «по горячим следам». А сделано было далеко не всё, участники той драки, в которой погиб Егор Свиридов, были отпущены. Это тоже один из поводов, по которому должны сделать выводы сотрудники всей правоохранительной системы. А с точки зрения изменений в законодательстве, я считаю, что законодательство у нас есть, президент сказал, что необходимо применять взыскания в рамках закона и сегодня действующего законодательства. Я считаю, что этого достаточно. Только нужно работать на профилактику, на предотвращение и потом уже на недопущение таких вещей. И нужно разгонять эти драки.
Геннадий Гудков, депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по безопасности, заместитель председателя фракции «Справедливая Россия»: «Людей на улицы вывели коррумпированные, жадные до выгоды чиновники».
— Мы плохо понимаем процессы, которые ведут к этим конкретным фактам. А по конкретным фактам у нас наверняка будут приниматься решения. Уже, наверное, будет объявлено в ближайшее время, что это чья-то конкретная недоработка, и будут там, наверное, какие-то разборы полётов. Вне всякого сомнения, именно эту конкретную волну удастся погасить, именно такого плана развитие событий удастся избежать в ближайшее, я подчеркиваю, время. Но надо что-то предпринимать, надо понять причины произошедшего. А причина заключается в нарастании радикальных настроений в обществе. И эти настроения проявляются в молодёжной среде всегда. Декабристы были молоды, революционеры были молоды, и даже, если мы вспомним, то и фашисты в Германии были молодыми, когда пришли к власти. Более радикальные, более революционные, более решительные, менее отягощенные. И сегодня происходящие события, естественно, опираются на накопившееся годами острое недовольство различными аспектами жизни. А кто виноват? Пока удаётся перевести стрелки на каких-то конкретных людей за какие-то конкретные события. Но это недолго. Всё время стрелки на кого-то переводить не удастся. Сейчас речь идёт о том, готова ли власть идти на реформы в обществе, переводя столкновения на политическую почву, на политическую борьбу, восстанавливая механизмы свободных выборов. Потому что когда в обществе нет полемики, нет политики – она выходит на улицу. Это Отче наш, это доказано всем мировым опытом.
Что может сейчас появиться? Массовых беспорядков, конечно, удастся избежать. Ведь будут «приняты меры, будет порядок наведен» и так далее — кампанейщина такая. Виновные будут наказаны, одну проблему снимут, в этом никаких сомнений. Но эти события сейчас могут переместиться на уровень мелких многочисленных стычек, очень жестоких. Потому что этот процесс неуправляем! Допустим, есть вменяемые болельщики, есть вменяемые молодёжные движения, а есть совершенно такая отвязанная среда, которой по барабану, что там думают старшие товарищи, которые располагают достаточным жизненным опытом и так далее. И они сейчас могут начать войну друг против друга. Потом это может произойти не по фанатскому признаку, а по любому другому – по социальному, по географическому, по какому хотите. И вот этот процесс контролировать очень сложно. Если в день будет происходить более ста мелких стычек — это будет подхлёстывать определенное негативное настроение, мол, плохая система нас не защищает, а суды плохо судят, а следователи безобразно работают. И это потом уже начнёт выплескиваться на власть. Поэтому сейчас нужно срочно, на мой взгляд, нейтрализовать наиболее раздражающее население факторы – рост цен, проблемы с жильём, с образованием, проблемы трудоустройства – социальный фактор гигантским образом влияет на радикализацию настроений. Да и, безусловно, гигантская коррупция, разрушение норм морали и нравственности в обществе — это не проходит даром…
И вот насколько власть способна адекватно оценить опасность (я говорю «власть» потому, что отношу себя к оппозиции), отреагировать на эти вызовы – очень сложно сказать. Потому что реформы последних лет буксуют, экономика страны буксует, молодёжная политика, социальная политика пробуксовывает, несмотря на отдельные успехи и отдельные движения… И молодёжь тоже не в вакууме растёт, она растёт среди мизерных пенсий – пенсионеры недовольны, она растёт в семье, где плохое образование, где берут взятки, и она впитывает как губка, и у неё формируется протест. И, я думаю, это никакая не провокация, тем более со стороны власти. Власть же боится таких событий больше всего, власть первая, кто не заинтересован в таком развитии событий. Мы же помним попа Гапона, который был позван для того, чтобы в правильном направлении повести народ, а оказалось, что в опредёленный момент он повёл их совершенно в другую сторону, и началась радикализация протеста, революционализация его – и мы получили то, что получили. Я бы сегодня сказал, что людей на улицы вывели не какие-то провокаторы, а людей на улицы вывели коррумпированные, жадные до выгоды чиновники, которые превратили свои должности в бизнес. Их вывели на улицы судьи, которые вершат правосудие не в соответствии с законом. Эти люди вывели народ на улицы, а не какие-то там провокаторы, которые призваны как-то там скомпрометировать Россию и посеять какие-то распри!