Продолжение цикла статей «Города розовые — города красные»
Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношенй СПбГУ
В отличие даже от 90-х годов ХХ века говорить о «левых городах» применительно к Российской Федерации практически не приходится. В ситуации мощнейшей вертикали власти и засилья провластной партии «Единая Россия» абсолютно на всех административных уровнях сама возможность прихода к управлению представителей левой оппозиции что на муниципальном, что на региональном уровнях представляется крайне сложной. Абсолютное большинство региональных центров современной России имеет в качестве мэров представителей партии ЕР.
Тем интереснее буквально единичные примеры «красных» городов. В нашей стране самый известный подобный случай связан, безусловно, с третьим по числу жителей городом Федерации — крупнейшим городом Сибири — Новосибирском. Данное исключение из господствующего на всех уровнях консервативного фона, в самом деле, любопытно. Видимо, на это исключение поработали как объективные, так и субъективные обстоятельства.
Собственно, Новосибирск (в прошлом Ново-Николаевск) получил статус города лишь в 1893 году, что было связано со строительством «Великого Сибирского Пути» — Транссибирской дороги. Именно Транссиб сделал в будущем Новосибирск ведущим транспортным центром восточной части России. Кроме того, на сегодня этот город является ведущим экономическим, научным и образовательным центром Сибири. Эксперты утверждают, что Новосибирск может считаться одним из передовых по развитию экономики городов Российской Федерации.
Для современного Новосибирска характерна диверсифицированная экономическая структура, активно развиты средние и малые предприятия, новейшие технологии и т. д. Можно сказать, что Новосибирск на самом деле находится на постиндустриальном пути развития, здесь хорошо развит сектор услуг, а также пищевая промышленность. Всего в Новосибирске функционируют около 8,5 тысячи торговых организаций. Вместе с тем, город даёт ¾ всей промышленной продукции Новосибирской области. Энергетика, газо- и водоснабжение, металлургия, металлообработка и машиностроение — вот те области, в которых Новосибирск занимает лидирующие позиции. В городе проживают 55% жителей всей Новосибирской области, но валовый региональный продукт (в 2016 году только суммарный городской продукт составлял около 750 миллиардов рублей) столица области даёт 70% доходов.
Новосибирск также — важнейший для Сибири транспортный центро, со своим аэропортом, железнодорожным и речным вокзалами. На сегодня это единственный сибирский город РФ, где имеется метрополитен, запущенный там — по иронии судьбы — в 1985 году, то есть в год начала перестройки.
Велико значение этого города как центра культуры азиатской части РФ. Всемирную славу уже давно имеет Центр Сибирского отделения РАН — Новосибирский Академгородок. Не одно всемирное научное открытие было совершено на территории Новосибирского Академгородка! Всего же в городе функционируют около 40 высших учебных заведений, включая Новосибирский государственный технический университет и Новосибирский госуниверситет.
Говоря о неофициальном статусе Новосибирска как культурного центра сибирской части страны, добавим, что в этом городе действуют такие театры, как Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета, государственный драматический театр «Старый дом» и драматический театр «Красный факел». Среди музеев этого города выделяются такие, как Новосибирский государственный художественный музей, Государственный краеведческий музей, а также музей железнодорожной техники.
Вот в таком непростом городе в 2014 году на выборах мэра, набрав 43,75% голосов (по местным правилам для победы было достаточно и относительного большинства), победу одержал руководитель Новосибирского обкома КПРФ Анатолий Локоть. Безусловно, сегодня он, член Президиума ЦК КПРФ, — самый известный и влиятельный градоначальник среди левых политиков Российской Федерации. Конечно, «краснота» Новосибирска довольно относительна, если не сказать — блекла. Так, в нынешнем составе горсовета политическое большинство имеют представители ЕР, что объективно сужает возможности городской администрации и вынуждает её проводить компромиссный курс в лицо городской представительной власти.
Что же удалось сделать левому мэру, с самых первых шагов нахождения во главе администрации объявившему об упоре на социальную политику? Одним из приоритетов местной власти с 2014 года стала «зелёная среда». Были созданы паспорта развития всех 32 «зелёных территорий» Новосибирска, увеличены расходы на создание новых парков и скверов, экологическое благоустройство разных районов города.
Ещё одним приоритетом стали дороги и развитие общественного транспорта. Говоря о важности эффективного развития общественного транспорта, Локоть подчёркивает: «Решения по данному вопросу должны быть не точечными, а кардинальными». При нынешней администрации была запущена (впервые за последние три десятилетия) трамвайная ветка. Вместе с белорусскими партнёрами построено предприятие по сборке современных трамваев. Кроме того, подчёркивая важность инновационных шагов, на общественном транспорте в городе был введён, помимо прочего, безналичный расчёт. Наконец, Локоть может занести в свой актив ввод в эксплуатацию Бугринского моста.
Увеличились и расходы на социальную инфраструктуру. Вводятся в строй новые школы и дошкольные учреждения, проводится регулярный ремонт действующих средних учебных заведений. На сколь можно, новосибирская городская администрация пытается реализовывать то, что в других странах назвали бы левой муниципальной политикой. То, что в современных российских реалиях сделать это крайне сложно, все мы хорошо понимаем. А избиратели в будущем оценят, насколько успешны были усилия Локотя и его товарищей…