Руслан КОСТЮК, профессор факультета международных отношений СПбГУ, доктор исторических наук
Без сомнения, после «шутки» с референдумом от Георгиоса Папандреу можно было ожидать, в общем-то, любого неординарного политического шага, но то, случилось 11 ноября в Афинах, выходит за грани разумных объяснений.
После того, как лидеры европейских стран и лично глава Европейской Комиссии Жозе Баррозу склонили лидера греческих консерваторов из партии «Новая демократия» (НД) Антониса Самараса к участию в коалиционном «правительстве народного единства», стало ясно, что именно правые выходят из нынешнего положения победителями. Ведь НД добилась выполнения двух своих ключевых требований: уход Г. Папандреу (он и произошёл в середине недели) и обещание ПАСОК провести досрочные парламентские выборы в начале 2012 года. Вообще, внеочередные парламентские выборы (посмотрим на примеры Португалии и Испании) становятся уже своеобразной «маркой» испытывающих особые осложнения от кризиса стран еврозоны.
ПАСОК и НД предстояло также определиться с кандидатурой на пост главы «антикризисного» правительства. Как и ожидалось, новым премьер-министром стал независимый общественный деятель Лукас Пападимос (некоторые СМИ переводят фамилию нового греческого премьера более демократично — Пападемос), считающийся самым известным финансистом страны. Пападимос восемь лет возглавлял Греческий банк (и именно он добился присоединения страны к зоне евро), а до 31 декабря 2010 года работал в качестве вице-президента ЕЦБ.
Социалисты сохранили контроль над ключевыми министерствами. В новом правительстве 47 человек, но всего 17 полноправных министров; 14 из них – члены ПАСОК. Сохранил должность вице-премьера и министра финансов «архитектор» режима строгой экономии Эвангелос Венизелос. В то же время ключевой пост министра иностранных дел отдан консерватору Ставросу Димасу.
Но то, что шокировало греческую и международную общественность, заключается во включении в кабинет «народного доверия» крайне правой партии Народное православное объединение – ЛАОС. Один из её лидеров, ещё недавно восторгавшийся Жаном-Мари Лё Пеном Макис Воридис назначен министром транспорта, а автор откровенных антисемитских памфлетов Адонис Георгиадис стал госсекретарём по развитию и морской торговле.
Зачем приглашать амбициозных крайне правых политиков в коалиционный кабинет, Г. Папандреу не объяснил. Конечно, отныне правительство располагает в парламенте сверхвысоким уровнем поддержки (более 250 депутатов из 300), и ПАСОК, без сомнения, с помощью новых союзников проведёт через парламент новый пакет мер по сокращению соцрасходов. Но что потом? Г. Папандреу ушёл со своего поста с явным политическим проигрышем. Социалисты, чтобы спасти своё правительство, вынуждены были пойти на поклон не только к умеренным правым, но и к правым «ультра», при этом выполнив их требования. В условиях, когда на уровне ЕС социал-демократия ведёт борьбу против правого национализма, Г. Папандреу совершил очень странный поступок. Что ж, избиратели всё видят. Два года назад ПАСОК одержало победу именно на волне недовольства нации политикой консерваторов. Надо полагать, расплата на этот раз настигнет уже социалистов. Досрочные выборы не за горами…
Статьи по теме:
Руслан КОСТЮК. Ноябрьская кадровая революция в Южной Европе
Руслан КОСТЮК. Георгиос Папандреу в тупике
Руслан КОСТЮК. Греция перед угрозой дефолта
Руслан КОСТЮК. Президент Социнтерна Папандреу отдаёт Грецию в частные руки
ФОТОРЕПОРТАЖ. Сражающаяся Греция