События в Украине в очередной раз убеждают, что на постсоветском пространстве всё не так, как в Европе. Все европейские крайне правые, как на Западе континента, так и на Востоке, борются за выход их стран из ЕС, а украинская крайне правая партия «Свобода» поставляет бойцов на «евромайдан». Пусть себе тётки из «Фемен» в Париже необильно мочатся (могли перед акцией выпить пива литр, другой) на портреты президента Януковича, требуя присоединения Украины к Европе. Они – ударная сила либерализма. Чего с них взять? Но зачем сдался ЕС украинским националистам? Чего они хотят? Чтобы их страна окончательно обезлюдила? Чтобы украинцы окончательно выродились в нацию домработниц и шабашников? Ведь для того, чтобы понять, чем обернётся для Украины членство в ЕС, им достаточно посмотреть на соседнюю Румынию. А ведь Румыния — полноправный член ЕС, а Украина, подпиши она ассоциативное соглашение с ЕС, будет сидеть на приставном стульчике, не имея права участвовать в принятии решений, которые она будет обязана исполнять. О событиях в Украине мне больше нечего добавить. Пусть провокаторы бузят, либеральные дураки сидят ночью на баррикадах, а местные леваки изощряются в сетевом остроумии. Чтобы не быть голословным, предлагаю прочесть статью аспирантки факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александры Маховой «Евроскептицизм как неотъемлемая часть идеологии правых радикалов».
Редактор сайта «Новый смысл» Дмитрий ЖВАНИЯ
Повышение популярности и актуальности крайне правых движений напрямую связано с процессами глобализации. А европейская интеграция трактуется ими как региональное проявление глобализации. Как следствие негативного отношения к европейской интеграции возникает евроскептицизм. Главными выразителями идеологии евроскептицизма как на Западе, так и на Востоке Европе выступают крайне правые политики.
Крайне правые, (как в Западной, так и в Восточной Европе), фокусируют своё внимание на ослаблении национального суверенитета. Например, бывший лидер и основатель французского Национального Фронта Жан-Мари Лё Пен заявляет: «Европейский Союз — это ловушка. Некоторые страны ещё не поняли, что их лишили суверенной власти…». Нынешний лидер НФ Марин Лё Пен также критически отзывается о современном состоянии европейской интеграции. В интервью каналу «Евроньюс» она заявила: «На мой взгляд, Европейский Союз мёртв. От него исходит свет мёртвой звезды. ЕС думает, что он ещё жив, но это не так. Созданная в ЕС европейская валюта тоже мертва. Сегодня предпринимаются попытки спасти евро любой ценой. Но какой? Мне не хочется, чтобы мой народ, как ирландцы, был вынужден снизить уровень минимальной зарплаты на 12%, сократить пособия на семью, пособия по безработице, ухудшить общий уровень жизни людей. Если такую цену нужно заплатить за спасение евро, то уж лучше выйти из ЕС и отказаться от евро».
В свою очередь, Умберто Босси в 2001 году, будучи лидером праворадикальной итальянской партии Лига Севера, отозвался о Евросоюзе, как о «гнезде масонов и коммунистических банкиров». А в 2003-м тогдашний лидер Лиги подверг жёсткой критике правящие круги ЕС, назвав их «европейскими технократами» и обвинив в попустительстве педофилии.
Начиная с выборов 2001 года Лига позиционирует себя как «защитницу Севера от глобализации и Европейского Союза». Также Лигой отмечается, что решения, принимаемые ЕС не согласовываются с населением стран-членов Евросоюза, а, следовательно, не являются демократичными. В том же 2003 году Босси сравнил будущее Европы со сталинизмом. Лига критикует иммиграционную политику ЕС за её неэффективность. В 2005 году партия призывала к проведению в Италии всенародного референдума по вопросу о принятии Европейской Конституции. Затем Лига призывала голосовать против Конституции для Европы в парламенте и правительстве. После того, как проект конституции был отклонён на референдумах во Франции и Нидерландах, Лига запустила кампанию, в рамках которой призывала провести референдум по поводу выхода Италии из зоны Евро и возвращения к национальной валюте (Лире).
Можно выделить характерные особенности западного (в Западной Европе) и восточного (в Восточной Европе) евроскептицизмов. Правые радикалы индустриально развитых стран Западной Европы серьёзно опасаются, что ЕС превратится в своего рода «супердержаву» — и это нанесёт серьезный удар по национальному суверенитету. Также в Западной Европе ЕС критикуют за то, что из-за «прозрачности» границ, по сути, не существует никаких серьёзных барьеров для иммигрантов из Восточной Европы. Более того, «прозрачность» границ упрощает въезд иммигрантов и из таких стран, как Украина, Турция, Белоруссия, стран Балканского полуострова и других близлежащих государств. Следовательно, западноевропейские евроскептики указывают на то, что уровень безработицы растёт из-за того, что рабочие места занимают иммигранты. Евросоюз на западе Европы критикуют ещё и за негативное влияние европейской интеграции на национальные экономики.
Что касается восточного евроскептицизма, то он также обладает определёнными региональными особенностями. Крайне правых Восточной Европы разочарованы результатами вступления в ЕС их стран, оценивая их, как с морально-этической позиции, так и с экономической. Что касается морально-этического аспекта, то восточноевропейские крайне правые не готовы принять западные принципы толерантности и другие современные западные ценности.
Восточная Европа вообще плохо вписывается в общий европейский контекст. Исторически христианство играет важную роль на всей территории Европы, но в Восточной Европе авторитет церкви сейчас гораздо сильнее. Современный стиль жизни, принятый в Западной Европе (особенно среди молодёжи), чужд для стран Восточной Европы. Это обнаруживается как на уровне общественного мнения, как и проецируется на политику: политики в Восточной Европе проявляют нетипичную для Западной Европы нетолерантность по многим вопросам (отрицательное отношения к абортам, эвтаназии и т.д.). Также политические деятели (например, словацкий крайне правый политик Ян Слота) не боятся высказываться в радикальной манере против цыган или других этнических меньшинств.
Стремясь присоединиться к ЕС, государства Восточной Европы отчасти хотели вернуться к «общим христианским ценностям» и универсальным европейским традициям. Однако за тот многолетний период, пока страны региона ЦВЕ были заняты коммунистическим строительством, облик Европы и европейская культура претерпели значительные изменения. Оказалось, что нравы современной Западной Европы имеют очень отдалённое отношение к христианским ценностям и культурным традициям.
Восточноевропейское общество, воспитанное на коммунистической идеологии, оказалось более консервативным, неспособным принять общественные процессы, происходившие в рамках современных западных демократий (легализация или частичная легализация наркотиков, нормы толерантности, равноправие религиозных конфессий и равные права для однополых пар и др.). Как следствие, в последнее время во многих странах ЦВЕ всё большую популярность стали приобретать консервативные и даже крайне правые партии. Западная же Европа, в свою очередь, может воспринимать своих восточных соседей как угрозу для культурных основ современной Европы.
Таким образом, в Восточной Европе возрастают скептические настроения в отношении проекта европейского строительства, как на политической арене, так и на уровне общественного мнения. И наоборот, подобные настроения в ЦВЕ дают основания странам «старой» Европы считать этот регион отсталым в вопросе толерантности и общепринятых западных ценностей.
Ярыми евроскептиками являются такие влиятельные праворадикальные политики Восточной Европы как Роман Гертых от националистической Лиги польских семей и Ян Слота от националистической правоконсервативной Словацкой народной партии, лидер венгерской партии «За лучшую Венгрию» (Йоббик) Габор Вона. Перечисленные политические деятели абсолютно не соответствуют критериям, принятым в западноевропейских демократиях, и зачастую их высказывания напоминают радикальную риторику французского националиста Жана-Мари Ле Пена. Но если во Франции, как и в других странах Западной Европы, этих политиков характеризуют не иначе, как экстремистов и шовинистов, и сотрудничество с ними считается зазорным для правящих элит, то в Восточной Европе праворадикальные партии получают места в парламентах.
И, конечно, правые радикалы ЦВЕ утверждают, что присоединение их стран к ЕС обернулось для них экономическим крахом. Известно, что институты ЕС стремятся унифицировать законодательство на всём пространстве Союза. Это ведёт к множеству недоразумений, поскольку страны-члены ЕС значительно отличаются по экономическим, климатическим, социальным и другим показателям. Следовательно, те законы, которые идеально подходят для Греции, неприемлемы для многих стран ЦВЕ (например, единый налог на отопление, который планируется в скором времени ввести на всём пространстве Евросоюза).
Также, по мнению евроскептиков, после присоединения к ЕС понизился общий уровень благосостояния граждан в странах ЦВЕ. Это объясняется тем, что после расширения Евросоюза цены в новых странах-членах резко возросли, тогда как зарплаты остались практически на том же уровне. По словам лидера Латвийской партии евроскептиков Нормунда Гростиньша, «большинство людей вынуждено работать на двух-трёх работах, потому что жить на одну зарплату – значит, обрекать себя на нищенское существование». Кроме того, из стран ЦВЕ после их вступления в ЕС начался резкий отток рабочей силы в Западную Европу.
Как в Восточной Европе, так и в Западной, критика европейской интеграции ещё сильнее усугубилась в последнее время в связи с глобальным экономическим кризисом. Когда оказалось, что институты ЕС не способны предложить действенные меры по борьбе с кризисом, на всём пространстве ЕС усугубились евроскептичные настроения, стали раздаваться голоса о возвращении к национальной валюте или вообще выходе из Евросоюза.
Читайте также:
Александра МАХОВА. Крайне правые боятся за свой банкет
Руслан КОСТЮК. Над Грецией занимается неонацистский рассвет